Тема 1. Предмет и структура естествознания

Занятие 1. Предмет и структура естествознания

План семинара: Вопросы к семинару
1. Единство науки. Естествознание как интегративная наука (предмет, объект и задачи). Возникновение классического естествознания.     1. Почему естествознание называют интегративной наукой? 2. Тема 1. Предмет и структура естествознания - student2.ru В чем специфика этих процессов дифференциации и интеграции в естествознании? 3. Взаимосвязь наук в естествознании представляют в виде схемы. Чем такая взаимосвязь объясняется? Какая историческая перспектива подразумевается при такой последовательности взаимосвязей? 4. В чем специфика классического естествознания? Чем оно отличается от неклассического?
2. Структура и этапы (стадии) развития естествознания. 1. Подготовьте краткие доклады о создателях различных этапов естествознания (по обобщенному плану): Демокрит, Архимед, Евклид, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Декарт, Кант, Лаплас, Линней, Ламарк, Дарвин, Менделеев, Фарадей, Максвелл, Эйнштейн, Планк, Бор, Гейзенберг, Фридман. 2. Рассматривая таблицу «Структура и этапы развития естествознания», определите какой тип мировоззрения характерен для создателей I – IV-го этапов  
1.Основные идеи современного естествознания. 1. Используя обобщенный план познания идеи, рассмотрите основные идеи современного естествознания.
2.Основные тенденции в развитии естествознания. 1. Основные направления в развитии естественных наук – физики, химии, биологии, астрономии, экологии, геологии.

Занятие 2. Наука. Функции науки.

План семинара: Вопросы к семинару
1. Наука: определение науки; элементы научного знания, их характеристики; предметная область науки; закономерности развития науки; процесс научного познания; формула науки; 1. Проанализировав определение науки; элементы научного знания, их характеристики; предметную область науки; закономерности развития науки; процесс научного познания; формулу науки определите, зачем людям нужна наука? Чем полезна наука? Чем вредна наука? Попытайтесь при этом все плюсы и минусы записать в виде таблицы. 2. Ответьте, в какой мере и как мы можем рассуждать о непознанных наукой явлениях? Чем можно руководствоваться, принимая решения в ситуациях с заведомо неполной информацией? 3. Предлагаем написать минисочинение на тему: «Каковы, по Вашему мнению, дальнейшие перспективы развития науки?» 4. Язык науки и язык природы – в чем разница и сходство?
2.Естественнонаучная и уманитарная культура: предметная область культуры; основные признаки культуры и ее виды; путь к единой культуре (исходные трактовки). 1. Как Вы понимаете, что такое «культура»? Приведите 8-10 различных (философских, педагогических, психологических, …) трактовок данного понятия. 2. Исходя из анализа различных трактовок (которые можно оформить в столбик), определите на что сделан акцент в каждой из трактовок. Что является объектом и предметом культуры (исходя из приведенных трактовок)? 3. Можно ли проиллюстрировать соотношения между различными сферами культуры в виде нижеприведенной схемы: Тема 1. Предмет и структура естествознания - student2.ru
3. Каково место религии в культуре? В чем разница между верой и знанием? 1. Сколько религий на Земле. Кратко опишите историю возникновения основных религий мира; 2. Можно ли говорить о религии как таковой, или обязательно имеется в виду какая-то часть культуры? 3. Почему же и в наше время многие исповедуют религию? Почему среди этих "многих" есть люди высокообразованные? Можно ли сказать, что религиозность человека это мера его духовного развития? 4. Считаете ли Вы, что допустимо преподавание богословия в школах и вузах, присутствие священников в войсках, освящение зданий и собраний и т. д.? Почему? 5. «Религия дает возможность духовного развития, основной которого являются: вера- открывает дверь для выхода, воля- дает силу и желание идти, знание- дает умение двигаться в правильном направлении, надежда- дает крылья, прощение- дает свободу, любовь- дает прочность, молитва- помогает направлять течения духовных энергий с целью создать творческое единство с Богом». Согласны ли Вы с этими вехами духовного развития? Как Вы это понимаете? Только ли в религии важно это утверждение? 6. Какими, на Ваш взгляд, должны быть взаимоотношения науки и религии? Как церковь сегодня относится к науке, а наука – к вере? 7.Почему взаимоотношения науки и религии складывались не всегда благополучно, и от этого страдали конкретные люди - нелегкой была судьба Роджера Бэкона, трагичной - Джордано Бруно, и т.д.?
4. Наука в духовной культуре общества (общая характеристика). 1. Наука может выступать как: часть (отрасль) культуры; как способ познания мира; как социальный институт. Объясните суть каждого из утверждений. Есть ли какая-то связь между ними? 2. Подготовьте доклады доказывающие или опровергающие утверждения о том, что наука – это часть (отрасль) культуры; способ познания мира; социальный институт 3. Профессионально важные качества ученого можно рассматривать на различных уровнях, например: - на уровне задач деятельности ученого; - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности. Основываясь на собственном опыте и на данных статистики определите, какие можно выделить обязательные личностные и профессионально важные (деловые) качества, которыми должен (не должен) обладать современный ученый?
План семинара: Вопросы к семинару
1. Классификация наук. 1. Заполните таблицу
Наука Предмет и объект изучения Особенности науки Характерн. черты Критерии научного знания Методы науки
Физика          
Астрономия          
Химия          
Биология          
Экология          
Психология          




2. Структура научного знания. Роль понятий в структуре научного знания. 1. Традиционно выделяют пять основных элементов научного знания (или категорий - фундаментальные факты, понятия, законы, теории, научная картина (или образ) Мира). Какова их масштабность и уровень обобщения? Какая между ними взаимосвязь? Ответ обоснуйте 2. Рассмотрите рис.1 [5, с.15], определите роли и места фактов и понятий в структуре научного (и учебного) знания  
3. Особенности и специфические черты научного знания. 1. В чем состоит каждая из специфических черт науки (объясните на примере); 2. Сравните основные характеристики научного знания и специфические черты науки: а) Почему выделяют характеристики и черты науки? В чем разница между ними? б) Есть ли какие-то пересекающиеся, общие моменты у характеристик и черт науки? Какие? в) В чем проявляется та или иная характеристика научного знания? 3. Перечислите основные характерные черты научного знания в эпоху античности, средние века, эпоху Возрождения, Новое время и период XIX-XX века. В чем отличия научных знаний в эти периоды?
4. Методы науки. 1. Рассмотрите общую классификацию методов науки. 2. Чем отличаются эмпирические, теоретические методы? 3. По обобщенному плану изучения метода [5, с.349] рассмотрите любой из методов научного исследования, приведенный в классификации. 4. Общие критерии оценки методов научного исследования.
5. Критерии научного знания. 1.Какие критерии научного знания выделяют? 2.Как меняются критерии научного знания в различные исторических эпохи развития науки?
6. Логика и закономерности развития науки 3. Каким образом закономерности развития любой науки оказывают влияние на ее основные характеристики и специфические черты? 4. Прослеживаются ли в тенденциях развития естествознания закономерности развития любой науки? Заполните таблицу, используя обобщенный план характеристики научной эпохи, отмечая в ней те, которые являлись главными в данную эпоху, и которые отличали науку в данный период от других периодов. Обобщенный план характеристики научной эпохи a. Исторические предпосылки возникновения научного знания. b. Предмет и объект науки, принципы научного знания c. Центральные, ключевые идеи науки в данный период d. Методы науки. e. Отличительные черты научного знания в данный период в отличие от предыдущей эпохи (эпоха античности, средние века, эпоху Возрождения, Новое время и период XIX-XX века).
7. Тенденции развития новых областей науки. 1. Каковы тенденции развития новых отраслей науки? 2. Какие новые науки появились на рубеже XX - XXI веков? 3. Что влияет на появление новых наук и отраслей наук? 4. Какие интегративные науки Вы знаете? Подготовьте доклады по различным новым наукам, возникшим на стыке хорошо известных (физическая химия, биохимия, астрофизика, …). 5. Какие «проблемы» в традиционных науках явились толчком в создании новых наук?

Наши рекомендации