Правовое обеспечение радиационной безопасности.
Под радиационной безопасностью понимается состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Общие требования к ее обеспечению закреплены в Федеральном законе от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В соответствии со ст. 13 данного закона при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:
· а) характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
· б) анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил, гигиенических нормативов области радиационной безопасности;
· в) вероятность радиационных аварий и их масштаб;
· г) степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
· д) анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
· е) число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения
В целях повышении радиационной безопасности населении и реализации постановления Правительства РФ от 28 января 1997 г «О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий». приказом Минздрава России, Госатомнадзора России и Госкомэкологии России от 21 июня 1999 г. № 239/66/288 утверждены Методические указания «Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий». В них отмечается, что радиационно-гигиенические паспорта являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий. Цель ежегодного заполнения радиационно-гигиенических паспортов — оценка воздействия основных источников ионизирующего излучения, направленная на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, необходимая для планирования и проведения мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности.
Вокруг источника ионизирующего излучения устанавливается санитарно-защитная зона — территория, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль. За пределами санитарно-защитной юны устанавливается зона наблюдения — территория, на которой проводится радиационный контроль.
Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности проводят организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального юсударсг венного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности.
Устанавливаются основные гигиенические нормативы допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения для населения (средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (Зв) и для работников (средняя годовая эффективная доза равна 0,02 Зв).
Дозы облучения граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности. По требованию пациента ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. Под радиационной аварией понимается потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Закон «О радиационной безопасности населения» предусматривает обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии, требования защиты населения и работников (персонала) от радиационной аварии; право граждан на радиационную безопасность, а также право граждан и общественных объединений на получение объективной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности
Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
'Закон РФ от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 26 ноября 1998 г № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г на производственном объединении “Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Тсча» и Федеральный закон от 10 января 2002 г N? 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся ралиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»