Правовой режим экологически неблагополучных территорий. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил о признании участка территории экологически неблагоприятным, придании ему специального административно-правового режима, формировании эффективного механизма управления, системы мер экономического и материально-технического характера, способствующих его стабилизации, и процедуры снятия с него особого статуса.
В России необходимость правового регулирования режима экологически неблагоприятных территорий возникла в результате катастрофы на Чернобыльской атомной элек1рос1анции (1986 г.), когда радиоактивному загрязнению подверглось более 145 тыс. кв. км.
После появления целого ряда территорий, пострадавших в результате техногенных аварий и катастроф, была сформирована целая система законодательных и нормативно-правовых актов в данной сфере правоотношений (Семипалатинский регион, регион вокруг производственного объединения «Маяк» и реки Теча и др.).
Выделение ряда пострадавших территорий в категорию экологически неблагоприятных обусловливается невозможностью их использования и обеспечения максимальной безопасности и защищенности населения в рамках общего действующего правового регулирования.
В правовой доктрине под экологически неблагополучной территорией принято понимать участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды
Экологически неблагополучные территории могут возникнуть как в результате антропогенной деятельности человека, так и в результате стихийных бедствий. Следует согласиться с мнением М. М. Бринчука, что при анализе антропогенного фактора создания экологически неблагополучных территорий важно учитывать, являются ли они следствием регулярной, но экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека или чрезвычайных ситуаций техногенного характера
По оценкам специалистов, около 15% территории РФ находится в критическом или околокритическом состоянии. Так, к настоящему времени в ряде областей — Иркутской (г. Ангарск, Братск), Свердловской (г. Каменск-Уралъский), Кемеровской (Кузбасс), Орловской (г. Орел), Челябинской (г. Карабаш, Магнитогорск) и других сложилась критическая экологическая ситуация.
Учитывая основные тенденции развития правового регулирования на современном этапе, можно говорить о четырех основных категориях экологически неблагополучных территорий:
— во-первых, юны экологического бедствия, правовое регулирование которых осуществляется в рамках экологического законодательства;
— во-вторых, зоны чрезвычайной ситуации, образуемые в результате различных техногенных и природных аварий и катастроф, являющихся объектом регулирования законодательства в области обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
— в-третьих, отдельные категории территорий, подвергшихся радиоактивному или иному антропогенному воздействию, правовой режим которых, а также меры социальной поддержки населения регулируются отдельными законами, как правило, социальной направленности. Например, к таким законам можно отнести Федеральный закон от 15 май 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». Закон РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
— в-четвертых, территории или их отдельные зоны, предусмотренные градостроительным, водным, земельным или иным законодательством.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 57) предусматривает два вида экологически неблагоприятных территорий зона экологического бедствия;
— зона чрезвычайной ситуации.
Закон не дает определения таких территорий, а л ишь устанавливает, что порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 57).
В п. 1 ст. 57 Закона «Об охране окружающей среды» речь идет о законодательстве о зонах экологического бедствия, однако указанное законодательство, а, следовательно, и правовая основа для придания территориям статуса зон экологического бедствия в настоящее время отсутствуют.
В настоящее время реабилитация экологически неблагополучных территорий, пострадавших в результате крупных радиационных аварий, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории».
Пол радиационно загрязненным участком территории понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и дли окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на данном участке территории снятых с эксплуатации особо опасных радиационно опасных объектов.
Механизм реабилитации пострадавших территорий и населения устанавливается специальными федеральными и региональными целевыми программами.
Правовое регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 определяет понятийный аппарат и принципы организации деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуации - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Опасное природное явление — стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Стихийное бедствие — катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Важное значение имеет классификация чрезвычайных ситуаций. В основе классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется чрезвычайная ситуация, число пострадавших и размер ущерба. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от размера причиненного вреда, количества пострадавших и зоны распространения поражающих факторов[1] Соответственно выделяются ситуации:
— локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ушерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей,
— муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
— федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
Для организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Предупреждение аварий на опасных производственных объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации промышленных объектов, энергетических систем, коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов), подземных объектов, транспортных систем, иных технических объектов.
Данные требования устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»1. Закон определяет юридически значимые критерии опасных производственных объектов. К ним относятся предприятия или цеха, участки, площадки или иные производственные объекты, если на них:
— получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
— используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С,
— используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
— получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
К опасным веществам, при обращении с которыми производственный объект причисляют к опасным, относятся воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются:
— лицензирование деятельности в области промышленной безопасности;
— определение требований к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте;
— определение требований промышленной безопасное ги к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов, а также к их эксплуатации;
— определение требований по подготовленности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на производственном объекте;
— экспертиза промышленной безопасности,
— разработка декларации промышленной безопасности;
— обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
— осуществление надзора в области промышленной безопасности;
— осуществление производственного контроля на объекте;
— применение мер юридической ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
В отличие от техногенных чрезвычайных ситуаций, природные явления, вызывающие стихийные бедствия, человек, как правило, не способен предотвратить. Но он заинтересован и способен, во-первых, в известной мере предугадать их и, во-вторых, принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды. Человек может обезопасить не только себя, но при определенных обстоятельствах и предупредить существенный ущерб природе. Наиболее потенциально эффективной предупредительной мерой может служить учет естественных факторов (сейсмо-, лавино-, селеопас- ности, наводнений и т. п.) при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов. В определенной мере обеспечение требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрено ст. 47 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.