Порядок возмещения экологического вреда. Оценка экологического вреда и способы возмещения.
Порядок возмещения экологического вреда
По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим законодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» право предъявления исков в суд о возмещении вреда окружающей среде имеют органы государственной власти РФ и субъектов РФ (органы государственного экологического управления: Рослесхоз - иски о возмещении вреда, причиненного лесам; государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны вод, т.е. должностным лицам Росприроднадзора – по нарушениям водного законодательства) граждане и общественные объединения граждан.
Административный порядок привлечения к ответственности за причинение экологического вреда: первичным документом является протокол об экологическом правонарушении. Наряду с прочими необходимыми данными в протоколе указываются сведения о размерах воздействия на окружающую среду. После рассмотрения дела об экологическом правонарушении должностное лицо уполномоченного органа (комиссия) выносит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, к которому прилагается Акт о размерах причиненных убытков. При неисполнении правонарушителем требований о возмещении вреда в соответствии с вынесенным Постановлением уполномоченные государственные органы могут предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.
По общему правилу дела о возмещении экологического вреда рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с правилами подведомственности
На практике подавляющее большинство споров признаются как связанные с экономической и предпринимательской деятельностью и рассматривается арбитражными судами. Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования», по сути, признал все споры о возмещении вреда как споры, возникающие из экологических отношений (п. 30). Данная позиция заслуживает поддержки, так как, действительно, к экологическим относятся все общественные отношения, объектом которых выступает окружающая среда и ее отдельные компоненты.
Оценка экологического вреда и способы возмещения
В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем 1) компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме), либо 2) посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда).
Суду принадлежит право свободного выбора способа возмещения экологического вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возмещения экологического вреда.
Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для государства (как собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению, либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха).
Определение денежного размера причиненного вреда является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:
— исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Фактические затраты рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановлению нарушенных природных условий.;
— в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде. Этот способ состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса.
Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восстановление нарушенных природных условий. Но на практике таксы и методики имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам, т.е. если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по ним, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъявления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.
Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» и другими.
Возмещению подлежит только причиненный в результате правонарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.
В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объеме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве собственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков производится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.
При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 ГК РФ, предусматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (например, расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и др.).
Особенная часть
56.Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России законодатель предусматривает систему мероприятий, в структуру которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных ресурсов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Требования в области охраны окружающей среды -это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Необходимость правового регулирования хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований обусловлена ее негативным воздействием на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.
Правовое регулирование такой деятельности с учетом экологических требований имеет свои особенности. Во-первых, предметом регулирования является хозяйственное и иное экономическое отношение, имеющее свой субъект (физических и (или) юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность), объект (предприятие, сооружение, установку и т. д., оказывающее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека или представляющее для них потенциальную опасность), а также саму деятельность, осуществляемую субъектом в процессе использования либо эксплуатации объекта.
Во-вторых, правовое регулирование антропогенной деятельности осуществляется по отношению к отраслям экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т. д. Особенности отраслей учитываются в процессе установления экологических требований к тому или иному виду и объекту хозяйственной и иной деятельности.
В-третьих, экологические требования дифференцируются в зависимости от стадий хозяйственного процесса: доэксплутационной (размещение объекта, проектирование, строительство, приемка в эксплуатацию), эксплуатационной (паспортизация, разрешение на выброс, установление нормативов выбросов, контроль за их выполнением) и посгеэксплутационной (выпуск продукции и размещение отходов)
В-четвертых, правовое регулирование такой деятельности осуществляется в рамках различных институтов экологического законодательства (нормирования, стандартизации, лицензирования, ответственности и т. д.), а также правовыми нормами природоресурсных отраслей права (земельного, водного, лесного и др.), градостроительного и иного законодательства.
Основные экологические требования общего характера при осуществлении хозяйственной и иной деятельности предусмотрены в гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды. Эти требования направлены на: охрану окружающей среды от негативного воздействия, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.
Эти требования конкретизируются не только в указанном Законе, но и в других законах, а также подзаконных нормативных правовых актах. Так, ст. 105 В К РФ предусматривает, что при размещении, проектировании. строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Статьей 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.
Экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, содержатся в технических регламентах, разработка которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований, в том числе экологических, к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данным Законом, наряду с введением технических регламентов, содержащих обязательные требования в различных целях, включая охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, обеспечение их безопасности, существенным образом изменена система стандартизации. Она включает в себя: международные и национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также стандарты предприятий. Особенностью стандартов является их применение на добровольной основе.
В последнее время взамен большого количества ведомственных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов: государственных и отраслевых стандартов (ГОСТов, ОСТов), строительных норм и правил (СниПов, СП и др.), санитарных нормативов и правил (САН ПиНов. СанП), руководящих документов (РД), методических указаний (МУ), правил и т. д., содержащих экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, принимаются технические регламенты и стандарты, включающие требования по безопасности и охране окружающей среды.
Невыполнение экологических требований приводит к серьезным последствиям для субъектов хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда любого этапа осуществления хозяйственной и иной деятельности, в ходе которого было допущено нарушение либо невыполнение установленных законодательством требований (размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов). Прекращение в полном объеме указанных этапов деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды, осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда (п. 3 ст. 34 Закона).
57.Экологические требования на стадии размещения объектов.
Общие экологические требования при размещении зданий, сооружений и иных объектов установлены в ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Данная статья предусматривает необходимость обеспечения всех указанных выше требований с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствии эксплуатации этих объектов и соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Выбор мест размещения объектов, кроме того, регулируется земельным, др. природоресурсным, экологическим, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим законодательством. Так, согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица на основе документов государственного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр посредством определения вариантов размещения объекта и проведения необходимых процедур согласования.
Пунктом 1 ст. 60 ВК РФ установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
58.Экологические требования на стадии проектирования объектов.
Основные экологические требования при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов, содержащиеся в ст. 36 Федерального закона «Об охране окружающей среды», включают в себя необходимость*
— учитывать нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
— предусматривать мероприятия по предупреждению и устранению загрязнении окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления;
— применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Планируемые мероприятия по охране окружающей среды являются обязательным условием при проектировании строительства, реконструкции, техническою перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения их них таких мероприятий запрещается (п. 2 ст. 36 Закона). Эти требования должны учитываться при составлении проектной документации на строительство таких объектов. Общие экологические требования к градостроительной документации установлены ГК РФ.
Согласно п. 4, 5 ст. 49 Кодекса проектная документация в случаях, предусмотренных этой статьей, до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является, в частности, отсутствие раздела, содержащего перечень мероприятий по охране окружающей среды для проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов (п. 1, п. 8 ст. 49 ГрК РФ).
Экологические требования к проектированию хозяйственных и иных объектов содержатся также в санитарно-гигиеническом и экологическом законодательстве. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
59. Экологические требования при строительстве хозяйственных объектов.
Основные экологические требования при строительстве и реконструкции объектов установлены в ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые включают*
— наличие утвержденных проектов с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды;
— запрет строительства и реконструкции объектов до утвержденных проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды; принятие мер по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительство осуществляется на основании разрешения на строительство. В соответствии с п. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
60. Экологические требования при вводе в эксплуатацию хозяйственных объектов.
Порядок ввода в эксплуатацию объектов предусмотрен нормами гражданского, градостроительного и др. законодательства. Статья 55 ГК РФ предусматривает порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации В ее составе проверяется выполнение мероприятий по охране окружающей среды, разработанные в соответствии с действующим экологическим законодательством. Такие требования установлены, например, п. 6 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предусматривающим, что при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Основные экологические требования при вводе в эксплуатацию объектов предусмотрены ст. 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Ввод в эксплуатацию объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной организацией мероприятий по охране окружающей среды.
В п. 2 ст. 38 Закона установлены запреты на ввод в эксплуатацию объектов:
— не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды;
— не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
61. Экологические требования при эксплуатации хозяйственных объектов.
Установление экологических требований к эксплуатации хозяйственных и иных объектов направлено на обеспечение экологически безопасного их функционирования, предотвращение или сведение к минимуму вредного воздействия предприятий на окружающую среду и здоровье человека.
Общие экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов, установлены в ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они включают в себя обязанности этих лиц:
— соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
— обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещении отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Экологические требования к выпускаемой продукции (товарам), созданным в результате производственной и иной деятельности предприятий, а также выполняемым ими работам и оказываемым услугам, достаточно подробно регламентируются гражданским и экологическим законодательством. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»1, регулируя отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров {выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей. в частности, на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды. Пунктом 4 ст. 7 указанного Закона предусмотрена необходимость обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя в случае установления таких обязательных требований.
Пункт 5 ст. 7 Закона обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) незамедлительно приостановить производство (реализацию) товара (работы) в случае установления, что он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде (при условии соблюдения потребителем установленных правил использования, хранения, транспортировки), до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя. В частности, владелец такой продукции обязан представить ее на экспертизу в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья, и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263'.
Требования к качеству пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека предусмотрены Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2, а также законодательством, связанным с его реализацией.
Соблюдение экологических требований в процессе эксплуатации объектов, также, как и на стадиях их создания, обеспечивается в процессе проведения экологического и другого мониторинга, государственного надзора и производственного контроля. В обязанности предприятий и других хозяйственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и человека, входит проведение производственного контроля. Так, ст. 22 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением нормативных и технических документов к условиям их изготовления и оборота. Порядок обращения с отходами подробно регламентируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Кроме того, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в т. ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные воды, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания, а также ввоз радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением законодательно установленных случаев.
При выводе из эксплуатации предприятий статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вывод из эксплуатации осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Перепрофилирование объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.