Модуль 2 «Экономический учет и оценка рационального использования природных ресурсов»
9. К землям рекреационного назначения относятся земли: a) сельскохозяйственного назначения b) естественные сенокосы c) под домами отдыха
10. Экологический аудит – это: a) оценка соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения техно- генной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предпри- ятия b) анализ производственных издержек предприятия с целью безопасности окружаю-
щей среды и экологической безопасности предприятия c) изучение экологических ресурсов предприятия на соответствие нормативной безо-
пасности предприятия 11. Какой фактор не формирует концепцию природопользования в глобальном
масштабе? a) развертывание научно-технической революции b) обострение общечеловеческих проблем выживания c) увеличение антропогенной нагрузки на природную среду
12. Экономика природопользования не решает следующие задачи: a) обеспечение экономической защиты природы и экологической безопасности про-
изводства b) переход отраслей материального производства к малоотходным технологиям c) реализация принципа безвозмездного природопользования
13. Какой закон неправильный? a) средств труда больше, чем естественных средств жизни b) ноосфера развивается волнообразно c) природная среда оптимально соответствует темпам развития производства
14. Экономическая эффективность использования природных ресурсов определя-
ется: a) эффект + затраты b) эффект – затраты c) выход продукции / объем использованного ресурса
15. Экономика природопользования не решает следующую проблему: a) как ликвидировать загрязнение окружающей среды b) как снизить загрязнение окружающей среды c) как наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы
16. Принципами рационального природопользования являются: a) обеспечение более эффективного природопользования b) безвозмездное использование ресурсов природы c) учет природоохранных интересов территорий регионов
17. Что из перечисленного относится к аспектам рационального природопользо-
вания? a) воспроизводственный аспект b) пространственный аспект c) заповедный аспект
18. Ресурсообеспеченность – это: a) совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяй-
ственной деятельности с учетом научно-технического прогресса b) соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования
c) компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной дея-
тельности 19. Природно-ресурсный потенциал территории – это: a) совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяй-
ственной деятельности с учетом научно-технического прогресса b) соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования c) компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной дея-
тельности 20. Экономическая оценка ресурса определяется в общем виде как: a) сумма между ценой конечной продукции и индивидуальными затратами на их по-
лучение b) произведение цены конечной продукции и индивидуальных затрат на их получение c) разность между ценой конечной продукции и индивидуальными затратами на их
получение 21. Сравнительный подход для измерения экономической ценности природных благ
предполагает использование: a) капитализации земельной ренты b) определения рыночных цен c) определения затрат на возмещение ресурсов
22. Доходный подход для измерения экономической ценности природных благ пред-
полагает использование: a) капитализации земельной ренты b) определения рыночных цен c) определения затрат на возмещение ресурсов
23. Косвенные затраты охраны природных объектов и рекреационных террито-
рий характеризуют: a) затраты, связанные с созданием и функционированием охраняемых территорий b) затраты на развитие дорог и других объектов, а также подготовку планов управле-
ния территорией c) негативное экономическое воздействие от создания охраняемых территорий
24. Прямые затраты охраны природных объектов и рекреационных территорий
характеризуют: a) затраты, связанные с созданием и функционированием охраняемых территорий b) затраты на развитие дорог и других объектов, а также подготовку планов управле-
ния территорией c) негативное экономическое воздействие от создания охраняемых территорий
25. По степени изученности разведанные ресурсы полезных ископаемых к катего-
рии С3 относятся: a) месторождения с запасами минерального сырья b) месторождения с примерно определенными границами залегания c) перспективные ресурсы нефти и газа
26. По степени изученности разведанные ресурсы полезных ископаемых к катего-
рии С2 относятся: a) месторождения с запасами минерального сырья b) месторождения с примерно определенными границами залегания c) перспективные ресурсы нефти и газа
27. К балансовым запасам относятся запасы полезных ископаемых категорий: a) А, В, С1. b) Р1, Д1,С1 c) С2, С3, С1
28. Видами экологического контроля являются: a) муниципальный, региональный, федеральный
b) общий, частный, специальный c) государственный, общий, специальный
29. Ставки налога на сельскохозяйственные земли (угодья) устанавливаются с
учетом: a) качества почвы и месторасположения площадей b) содержания гумуса и затрат по обработке участка c) статуса собственника и плодородия почвы
30. MIPS показывает: a) какое будет сокращение потребления природных ресурсов b) какое количество природных ресурсов (материалов) используется для получения
полезного продукта или услуги c) уменьшение удельного веса природоэксплуатирующих отраслей в общем объеме
производства ВВП
ключ к тестовым заданиям 1 a 16 a 2 b 17 a 3 c 18 b 4 a 19 a 5 c 20 c 6 b 21 b 7 a 22 a 8 b 23 c 9 c 24 a 10 a 25 c 11 b 26 b 12 c 27 a 13 a 28 c 14 c 29 a 15 b 30 b
Критерии оценки: 30 - балов выставляется студенту за правильность ответов (от 51% верности) по двум мо- дулям; 15 - балов выставляется студенту, если правильность ответов на вопросы (от 51% верно- сти) составляет только по одному модулю; 0 – балов выставляется студенту, если правильность ответов на вопросы составляет менее 51% тестовых заданий.
Составитель ________________ Мищенко Т.Л. «_____»_______________201____ г.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ) по дисциплине Экономика природопользования
1. Оценка уровня природного капитала по странам мира. 2. Региональная интеграция как фактор устойчивого развития. 3. Сырьевая направленность экономики: причины, следствия, пути преодоле- ния (на примере России или др. страны). 4. Трансформация промышленного природопользования. 5. Виды загрязнений природной среды (химическое, физическое, биологиче- ское, эстетическое): их основные источники и следствия. 6. Экологические проблемы промышленного (сельскохозяйственного, т.п.) природопользования и пути их решения. 7. Системы законов об охране природы в разных типах стран мира (сходства и различия). 8. Экономические механизмы управления природопользованием в разных ти- пах стран мира. 9. Современные решения проблемы ресурсосбережения (на примере какого- либо вида природопользования). 10. Экономические рычаги и стимулы природопользования. 11. Гражданско-правовые основы экологического страхования. 12. Расчет страховых взносов и перспективы развития экологического страхо- вания. 13. Расчет экономической возможности покупки лицензии на выбросы (сбросы). 14. Стратегическое управление охраны природных ресурсов. 15. Земельные ресурсы региона и их природно-экономическая оценка. 16. Полезные ископаемые и их экономическая оценка. 17. Загрязнение и нарушение природных ресурсов. 18. Технологические и эколого-экономические принципы рационального при- родопользования. 19. Актуальность экономической оценки природы. 20. Общая характеристика методов экономической оценки природных благ. 21. Методология оценки экономической эффективности природопользования. 22. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды. 23. Экологическая составляющая издержек производства. 24. Учет экстерналий в глобальных экологических процессах. 25. Внешние эффекты и их роль в экономике природопользования. 26. Управление устойчивостью эколого-экономических систем. 27. Особенности анализа эколого-экономических систем. 28. Основы моделирования эколого-экономических систем. 29. Гипотезы развития экосистем. 30. Структуризация проблем охраны окружающей среды. Критерии оценки: - 15 балов присваивается студенту, если он излагает в письменном виде полученные ре- зультаты теоретического анализа учебно-исследовательской темы, где раскрывается суть исследуемой проблемы; - 30 балов присваивается студенту, если он не только излагает в письменном виде полу- ченные результаты теоретического анализа учебно-исследовательской темы и раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее, но и презентует тему в группе.
Составитель ________________ Мищенко Т.Л. «_____»_______________201____ г.