Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками
· Чтение и обсуждение экологических сказок
Методика та же, что и при чтении художественных произведений о природе. В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.
· Использование фрагментов сказок.
При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок
Например, в сказках Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и А.Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания.
В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). В сказке А.А. Милна о Вини-Пухе главный герой пытается достать мед из дупла. При этом медвежонок, чтобы его не заметили пчелы, использует голубой и зеленый шарики – под цвет небе и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных.
· Использование сказочных персонажей.
Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и Вини-Пух.
· Анализ сказок с точки зрения различных героев
Этот прием, предлагаемый Джанни Родари, может применяться для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений. Например, сказка «Три поросенка». В ней поросята положительные герои (особенно Наф-Наф), сумевшие провести злого глупого волка. Но можно предложить детям оценить сюжет с точки зрения волка. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф-Ниф и Нуф-Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и умнейший – Наф-Наф, который трудиться и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника, да к тому же пострадал. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие поросята, а хищников, кроме волка нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны быстро начнут размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.
· Сказочные вопросы
Их можно использовать в играх типа КВН и Брейн-ринг, а также для закрепления знаний. «Сказочные вопросы» могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.
Приведем примеры таких вопросов:
- Назовите сказку, в которой описано уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»)
- Назовите сказку, в которой описан сбор первоцветов («Двенадцать месяцев»)
- Назовите сказку, в которой описан редкий (волшебный) вид птиц, отличающийся ярким оперением («Конек-горбунок»)
- В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. По какой причине вода в ней могла быть опасной?
- Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами.
· Использование сказок для организации игр.
Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе: жил-был Старик, который любил пить чай с молоком. Рядом с ним обитала Сова - большая голова. Однажды Сова обиделась на Старика и улетела. Старик не очень-то горевал: ну зачем ему Сова? И вдруг выяснилось, что с ее отлетом начались неприятности, нечем стало белить чай: улетела Сова – расплодились на лугу мыши, которых она ловила; многочисленные мыши стали разорять гнезда шмелей, а чем меньше шмелей, тем хуже урожай клевера, цветки которого они опыляют. Клевер – любимая еда коров. Мало клевера – мало и молока, которое так любил Старик. Когда он все это понял, пошел просить прощения у Совы. Простила Сова неразумного Старика, возвратилась, и стал он снова пить чай с молоком.
После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование – какая подгруппа быстрее составит цепочку.
· Сказки и изобразительное искусство
Дети с удовольствием иллюстрируют сказки, как известные, так и собственные. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала.