Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста

Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста

План :

1. Значение экологических сказок.

2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников.

3. Особенности экологических сказок.

4. Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками.

5. Сочинение экологических сказок с детьми.

Литература дополнительная:

1. Короткевич О.Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей // Экалогія. – 2008. - № 5, № 7.

2. Петрыкевіч А.А. Выкарыстанне экалагічнай казкі ў падрыхтоўцы старшых дашкольнікаў да заняткаў-сустрэч з жывой прыродай // Новые технологии воспитания и обучения дошкольников. – Могилев, 1996. – С. 142-144.

3. Приключения экоколобка (экологические сказки для детей дошкольного возраста) / Под ред. Н.А.Ярошевой. – Мозырь, 1999.

4. Рыжова Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и предания. – М., 2002. – 190 с.

5. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 4(8). – С. 3-10.

6. Сказки в экологическом воспитании младших школьников. – Витебск, 1999.

7. Тихонова А. Восприятие познавательной сказки // Дошк. восп. – 1960.- № 6.

8. Удовенко А. Особенности экологической сказки // Дошк. восп. – 1993. - № 7.

9. Удовенко А. Экологическая сказка. // Дошк. восп. – 1993. - № 3. – С. 32-34.

10. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М., 2002 . – 104 с.

11. Экологические сказки. / Под ред. Л.П.Молодовой. – Мн., 1999.

Значение экологических сказок

Экологическая сказка получила неоспоримое призвание в дошкольных учреждениях.

Чем объясняется обращение педагогов к экологической сказке?

1. Известно, что форма сказки наиболее доступна для дошкольников.

2. Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства

3. Сказка заставляет переживать вместе с героями.

4. Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе. Ошибка, неточность в описании факта, явления может быть воспринята детьми как правда. Так сказка В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» позволяет познакомить дошкольников с миром насекомых. Через нее дети получают научные знания о муравьях и их поведении, различных видах жуков, клопах (водомерка), стадиях развития и видах бабочек (гусеницы листовертки, пяденицы), а также о паукообразных. Сказка «Терентий-тетерев» позволяет дать детям представления о жизни в лесу в зимний период. При работе с данной сказкой педагог может познакомить детей со многими видами зверей и птиц, которые активны в лесу в зимний период, рассказать детям о том, где прячутся животные в зимние холода, чем питаются. Представления о смене времен года, образе жизни птиц и зверей, взаимосвязях в природе дети получают при работе со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

5. Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным. Например, сказка К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Из этого произведения дети получают также достаточно сведений об образе жизни лошади, о том, как лошади помогают человеку.

6. Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей. Даже слушая сказку, младшие дошкольники ставят себя в позицию героя сказки, иногда даже пытаются вмешаться в ход действия. Старшие дошкольники пытаются занимать позицию постороннего наблюдателя.

7. Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.

8. Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений (о взаимосвязях существующих в природе, о потребностях объектов природы, об их приспособлениях к условиям существования и др.), реже – задачи формирования нравственного отношения к природе. Такое одностороннее использование произведений лишает ребенка возможности осознать, почувствовать эстетическую ценность объектов природы.

Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста

План :

1. Значение экологических сказок.

2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников.

3. Особенности экологических сказок.

4. Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками.

5. Сочинение экологических сказок с детьми.

Литература дополнительная:

1. Короткевич О.Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей // Экалогія. – 2008. - № 5, № 7.

2. Петрыкевіч А.А. Выкарыстанне экалагічнай казкі ў падрыхтоўцы старшых дашкольнікаў да заняткаў-сустрэч з жывой прыродай // Новые технологии воспитания и обучения дошкольников. – Могилев, 1996. – С. 142-144.

3. Приключения экоколобка (экологические сказки для детей дошкольного возраста) / Под ред. Н.А.Ярошевой. – Мозырь, 1999.

4. Рыжова Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и предания. – М., 2002. – 190 с.

5. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 4(8). – С. 3-10.

6. Сказки в экологическом воспитании младших школьников. – Витебск, 1999.

7. Тихонова А. Восприятие познавательной сказки // Дошк. восп. – 1960.- № 6.

8. Удовенко А. Особенности экологической сказки // Дошк. восп. – 1993. - № 7.

9. Удовенко А. Экологическая сказка. // Дошк. восп. – 1993. - № 3. – С. 32-34.

10. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М., 2002 . – 104 с.

11. Экологические сказки. / Под ред. Л.П.Молодовой. – Мн., 1999.

Наши рекомендации