Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.
Определение понятия "благоприятная окружающая среда" дано в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В соответствии с Законом благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. С моей точки зрения, данное определение страдает рядом дефектов. Благоприятную окружающую среду целесообразно определять через ее характеристику не качества, а состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.
Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.
В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом "Об охране окружающей природной среды", актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.
Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека, обеспечивается созданием особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий и установлением в законодательстве их правовых режимов.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.
10. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Источники экологической информации.
Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
В части второй ст. 24 Конституции записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологические проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).
ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно".
Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ к соответствующей информации, а именно:
- пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация с ограниченным доступом);
- доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;
- органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес;
- отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд;
- лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Источники экологической информации:
В последнее время количество книг и других публикаций по экологии и охране окружающей среды резко возросло; продолжает выходить много новых изданий. Книги как источник информации не только не теряют своей значимости, но и становятся все более полезным и эффективным инструментом работы. Чрезвычайно значимы для работы общественных организаций официальные издания и издания государственных органов в области охраны окружающей среды. Помимо периодики научно-технического характера, существует ряд изданий, посвященных экологической тематике и рассчитанных на широкую аудиторию. Многие из них издаются неправительственными организациями или при их участии. Большинство материалов в таких газетах и журналах посвящены актуальным экологическим проблемам, деятельности, направленной на их решение. Также экологическая информация распространяется через Интернет — рассылка электронных бюллетеней и организация телеконференций, сайты организаций и страницы, созданные по какой-то определенной проблеме и событию. Источниками экологической информации могут быть информационные, научные и учебно-методические центры, информационные агентства, международные организации и другие отделы экологических организаций либо компаний, которые так или иначе влияют на окружающую среду.
11. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.
Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" также содержит отдельную статью по правам граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха (ст. 29). Эти права были названы выше при рассмотрении прав граждан.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка "Русский Север", образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии "зеленых" к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику "Линдуловская роща". Эти земли, полученные ПО "Союз" с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г. Партия "зеленых", на чьей стороне было общество охраны природы, указывали на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом "сантехнических вырубок"*(51).
Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа "О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края" от 25 января 1995 г., противоречащего российскому природоохранительному законодательству, разрешающего горно-химическому комбинату принимать из-за границы отработавшее ядерное топливо АЭС, построенных по зарубежным проектам. Президент разрешил ввоз в Россию такого топлива под предлогом "временной выдержки". Фактически это означало ввоз на хранение зарубежных радиоактивных отходов, что противоречило ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Ответчик в судебном заседании признал, что строительство завода РТ-2, стоимостью в 4 млрд. долларов практически невозможно без импорта зарубежного ядерного топлива. Таким образом, Минатом РФ планировал зарабатывать на нарушении природоохранительного законодательства.
12. Меры обеспечения экологической безопасности.
Социальное и правовое значение, а также широкое применение в правовой науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (производственное объединение «Маяк») и о катастрофических последствиях ядерного оружия и т. д.
Экологическая безопасность– это состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний.
Экологическая безопасность обеспечиваетсякомплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.
Угроза экологической безопасностивыражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения.
Обеспечение экологической безопасности охватывает защиту населения и территорий не только от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от негативного воздействия на них загрязнения окружающей среды, изменений климата и т. д.
Правовое регулирование экологической безопасноститесно связано с возникновением такого института (раздела) экологического права как «право чрезвычайных ситуаций».
Понятие «экологической безопасности» употребляется в ряде законодательных актов. Так, хотя УК РФ прямо не называет экологическую безопасность (угрозу экологической безопасности) в числе признаков состава преступления, в нем используются многочисленные показатели (критерии), ее характеризующие, например существенное изменение радиационного фона, отравление земли, распространение эпидемий, заражение окружающей среды, отравление атмосферного воздуха. Статья 358 УК РФ предусматривает ответственность за экоцид – совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
В некоторых субъектах РФ (Республика Адыгея) уже приняты законы об экологической безопасности. Данные законодательные акты содержат понятия экологической безопасности; угрозы экологической безопасности; экологического риска, под которым понимается вероятность реализации экологической опасности или отношение величины возможного ущерба от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени к нормированной величине интенсивности этого фактора. Установлена мера безопасности: для человека – средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; для окружающей природной среды – степень близости экосистем к границе их динамической устойчивости.
Этими законами определяются приоритеты при обеспечении экологической безопасности, регулируется экологическое страхование и возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушений требований экологической безопасности, решаются вопросы бюджетного финансирования и финансирования мероприятий хозяйствующих субъектов.
13. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.
Экологические требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ, ядерных материалов, а также химических веществ в сельском и лесном хозяйствесодержатся в ст. 49 Закона Об охране окружающей среды. В соответствии с законодательством предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ и ядерных материалов, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Субъекты сельского и лесного хозяйства обязаны не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случае превышения уровня радиации немедленно информировать соответствующие органы, принимать меры к ликвидации очагов заражения. Юридические и физические лица обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей природной среды, принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Субъекты сельского хозяйства и лесного хозяйства, не обеспечивающие соблюдение правил обращения с радиоактивными материалами, лишаются права пользования либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков.
Федеральный закон о радиационной безопасности населения закрепляет требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами, ядерными материалами.При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:1)соблюдать требования законодательства РФ, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; 2) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; 3) осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на территориях, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;4) своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов РФ об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; 5) выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; 6) обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Экологическим законодательством запрещается использование в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
«О безопасности» 1992 г.
«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1994 г.»
«Об использовании атомной энергии» 1995 г.
«О радиационной безопасности населения» 1996 г.
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997 г.
«О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» 1997 г.
14. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Статья 34-57 ФЗ № 7-ФЗ
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
3. Прекращение в полном объемеразмещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.
Производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду
Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмовдопускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.