Лицами с ограниченными возможностями
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа (консультации) – дополнительное разъяснение учебного материала.
Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующими индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;
– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;
– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
5.1 Нормативные правовые акты и акты судебного толкования:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с попр.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. 2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133
3. 2.Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ // СЗ РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.
4. 2.Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ // СЗ РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4556.
5. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823.
6. .Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СЗ РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 238.
7. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ) // СЗ РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1462.
8. Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ// СЗ РФ, 08.07.2013, N 27, ст. 3440.
9. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ // СЗ РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3735.
10. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ // СЗ РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5270.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
13. .Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5.2 Основная литература:
1.Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Экологическое право России 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриатаhttps://www.biblio-online.ru/book
2.Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. М.:. 2016.
3.Крассов О.И. Экологическое право России. М. Инфра-М. 2014.
4.Пуряева, А.Ю. Экологическое право. Учебник. [Электронный ресурс] — http://e.lanbook.com/book/10654
4.Экологическое право России.24-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата под ред. Л.Б. Братковской. М. 2016https://www.biblio-online.ru/book/92D41EC7-5CFD-435B-8D5B-CDFE7011ABEE
5. Экологическое право в вопросах и ответах : учебное пособие / О.Л. Дубовик, Л.Н. Чолтян. — 4-е издание. — http://e.lanbook.com/book/10654
6."Международное экологическое право: Учебник
(отв. ред. Р.М. Валеев) М. Статут, 2012.
Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются издания в электронном виде в электронно-библиотечных системах «Лань» и «Юрайт».
5.2 Дополнительная литература:
1.Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства. Новый индекс, 2012.
2.Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление. М. 2015.
3.Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы. М. 2014.
4.Радько, Т.Н. Основы экологического права. http://e.lanbook.com/book/54655.
5. Тихомирова Л.А. Законодательство об охране окружающей среды: изменения, итоги и перспективы развития. СПС Консультант Плюс. 2015.
6. Тихомирова Л.А. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования. СПС Консультант Плюс. 2014.
7. Хлуденева Н.И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды. М. 2014.
8. Потапова А.Экологическое право. Конспект лекций : учебное пособие Москва : Проспект, 2012.
9.Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития (под ред. Н.Г.Жаворонковой). М", 2014.
10.Соотношение права иностранных инвестиций и экологического права: Сборник статей под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. М.
Норма. 2012.
5.3. Периодические издания:
1. Журнал российского права
2. Закон
3. Законность
4. Международное право
5. Международное публичное и частное право
6. Московский журнал международного права
7. Российская юстиция
8. Российский следователь
9. Российский судья
10. Уголовное право
11. Экологическое право
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
1. Кубанский государственный университет [Официальный сайт] − URL: http://www.law.kubsu.ru.
2. ООН [Официальный портал] − URL: http://www.un.org/ru.
3. Совет Европы http://www.coe.int/ru.
4. СНГ [Официальный портал] − URL: http://www.e-cis.info.
5. Официальный интернет-портал правовой информации [Официальный портал] − URL: http://www.pravo.gov.ru.
6. Президент РФ [Официальный сайт] − URL: http://www.kremlin.ru.
7. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Официальный сайт] − URL: http://www.duma.gov.ru.
8. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Официальный сайт] − URL: http://www.council.gov.ru.
9. ПравительствоРФ [Официальный сайт][Официальный портал] − URL: − URL:http://www.правительство.рфили http://www.government.ru.
10. Конституционный Суд Российской Федерации [Официальный сайт] − URL:http://www.ksrf.ru.
11. Верховный Суд Российской Федерации[Официальный сайт] − URL:http://www.supcourt.ru.
12. «Юридическая Россия» − федеральный правовой портал[Официальный портал] − URL: http://law.edu.ru.
13. Российская государственная библиотека[Официальный сайт] − URL:http://www.rsl.ru.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
При изучении дисциплины «Экологическое право» необходимо руководствоваться действующим федеральным и иным законодательством и разработанными на его основе подзаконными нормативными актами.
Изучение курса осуществляется в тесном взаимодействии с другими юридическими и общественными дисциплинами. Форма и способы изучения материала определяются с учетом специфики изучаемой темы. Однако во всех случаях необходимо обеспечить сочетание изучения теоретического материала, научного толкования того или иного понятия, даваемого в учебниках и лекциях, с самостоятельной работой студентов, выполнением практических заданий, подготовкой сообщений и докладов.
Важную роль играет ознакомление с судебно-следственной практикой расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Методические указания по лекционным занятиям
В ходе лекции студентам рекомендуется конспектировать ее основные положения, не стоит пытаться дословно записать всю лекцию, поскольку скорость лекции не рассчитана на аутентичное воспроизведение выступления лектора в конспекте. Тем не менее, она является достаточной для того, чтобы студент смог не только усвоить, но и зафиксировать на бумаге сущность затронутых лектором проблем, выводы, а также узловые моменты, на которые обращается особое внимание в ходе лекции. Основным средством работы на лекционном занятии является конспектирование. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. Результат конспектирования – запись, позволяющая студенту немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу, его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других. Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:
1. Сориентироваться в общей концепции лекции (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
2. Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
3. Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
4. Определить детализирующую информацию.
5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Определения, которые дает лектор, стоит по возможности записать дословно и выделить другим цветом или же подчеркнуть. В случае изложения лектором хода научной дискуссии желательно кратко законспектировать существо вопроса, основные позиции и фамилии ученых, их отстаивающих. Если в обоснование своих выводов лектор приводит ссылки на справочники, статистические данные, нормативные акты и другие официально опубликованные сведения, имеет смысл лишь кратко отразить их существо и указать источник, в котором можно полностью почерпнуть излагаемую информацию.
Во время лекции студенту рекомендуется иметь на столах помимо конспектов также программу спецкурса, которая будет способствовать развитию мнемонической памяти, возникновению ассоциаций между выступлением лектора и программными вопросами, Уголовный кодекс РФ, иные необходимые законы и подзаконные акты, поскольку гораздо эффективнее следить за ссылками лектора на нормативный акт по его тексту, нежели пытаться воспринять всю эту информацию на слух.
В случае возникновения у студента по ходу лекции вопросов, их следует записать и задать в конце лекции в специально отведенное для этого время.
По окончании лекции (в тот же или на следующий день, пока еще в памяти сохранилась информация) студентам рекомендуется доработать свои конспекты, привести их в порядок, дополнить сведениями с учетом дополнительно изученного нормативного, справочного и научного материала. Крайне желательно на полях конспекта отмечать не только изученные точки зрения ученых по рассматриваемой проблеме, но и выражать согласие или несогласие самого студента с законспектированными положениями, материалами судебной практики и т.п.
Лекционное занятие предназначено для изложения особенно важных, проблемных, актуальных в современной науке вопросов. Лекция, также, как и семинарское, практическое занятие, требует от студентов определенной подготовки. Студент обязательно должен знать тему предстоящего лекционного занятия и обеспечить себе необходимый уровень активного участия: подобрать и ознакомиться, а при необходимости иметь с собой рекомендуемый преподавателем нормативный материал, повторить ранее пройденные темы по вопросам, которые будут затрагиваться в предстоящей лекции, вспомнить материал иных дисциплин. В частности, большое значение имеет подготовка по курсу «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Административное право», «Международное право».
Применение отдельных образовательных технологий требует специальной подготовки не только от преподавателя, но и участвующих в занятиях студентов. Так, при проведении лекции-дискуссии, которая предполагает разделение присутствующих студентов на группы, студент должен быть способен высказать свою позицию относительно выдвинутых преподавателем точек зрения.
Методические указания для подготовкик практическим занятиям
Семинарские (практические) занятия представляют собой одну из важных форм самостоятельной работы студентов над нормативными актами, материалами местной и опубликованной судебной практики, научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя.
В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает или сочетает следующие формы проведения семинарских (практических) занятий: обсуждение теоретических вопросов, подготовка рефератов, решение задач (дома или в аудитории), круглые столы, научные дискуссии с участием практических работников и ученых, собеседования и т.п. Проверка усвоения отдельных (ключевых) тем может осуществляться посредством проведения коллоквиума.
Подготовка к практическому занятию заключается в подробном изучении конспекта лекции, нормативных актов и материалов судебной практики, рекомендованных к ним, учебной и научной литературы, основные положения которых студенту рекомендуется конспектировать.
Активное участие в работе на практических и семинарских занятиях предполагает выступления на них, дополнение ответов однокурсников, коллективное обсуждение спорных вопросов и проблем, что способствует формированию у студентов навыков формулирования, аргументации и отстаивания выработанного решения, умения его защитить в дискуссии и представить дополнительные аргументы в его пользу. Активная работа на семинарском (практическом) занятии способствует также формированию у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли.
При выступлении на семинарских или практических занятиях студентам разрешается пользоваться конспектами для цитирования нормативных актов, судебной практики или позиций ученых. По окончании ответа другие студенты могут дополнить выступление товарища, отметить его спорные или недостаточно аргументированные стороны, проанализировать позиции ученых, о которых не сказал предыдущий выступающий.
В конце занятия после подведения его итогов преподавателем студентам рекомендуется внести изменения в свои конспекты, отметить информацию, прозвучавшую в выступлениях других студентов, дополнения, сделанные преподавателем и не отраженные в конспекте.
Практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, ознакомления с нормативным материалом, актами толкования. Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.
Применение отдельных образовательных технологий требуют предварительного ознакомления студентов с содержанием применяемых на занятиях приемов. Так, при практических занятиях студент должен представлять как его общую структуру, так и особенности отдельных методических приемов: дискуссии, контрольные работы, использование правовых документов и др.
Примерные этапы практического занятияи методические приемы их осуществления:
– постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей;
– планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь;
– проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, блиц-опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу;
– изучение нового материала по теме;
– закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление).
Формы закрепления:
– решение задач;
– работа с приговорами судов;
– групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).
Домашнее задание:
– работа над текстом учебника;
– решение задач.
В рамках семинарского занятия студент должен быть готов к изучению предлагаемыхправовых документов и их анализу.
В качестве одного из оценочных средств в рамках практических занятий может использоваться контрольная работа, выполняемая непосредственно во время занятия.
Для проведения контрольной работы в рамках практических занятий студент должен быть готов ответить на проблемные вопросы, проявить свои аналитические способности. При ответах на вопросы контрольной работы в обязательном порядке необходимо:
– правильно уяснить суть поставленного вопроса;
– сформировать собственную позицию;
– подкрепить свой ответ ссылками на нормативные, научные, иные источники;
– по заданию преподавателя изложить свой ответ в письменной форме.
Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа по дисциплине (модулю) «Международное уголовное право», включающая в себя проработку учебного (теоретического) материала, выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций), выполнение рефератов, подготовку к текущему контролю.
Самостоятельна работа осуществляется на протяжении всего времени изучения дисциплины (модулю) «Экологическое право», по итогам которой студенты предоставляют сообщения, рефераты, презентации, конспекты, показывают свои знания на практических занятиях при устном ответе.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, презентаций, сообщений
Первичные навыки научно-исследовательской работы должны приобретаться студентами при написании рефератов по специальной тематике.
Цель: научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.
Рефераты составляются в соответствии с указанными темами. Выполнение рефератов предусмотрено на листах формата А 4. Они сдаются на проверку преподавателю в соответствии с указанным графиком.
Требования к работе. Реферативная работа должна выявить углубленные знания студентов по той или иной теме дисциплины «Международное уголовное право». В работе должно проявиться умение работать с литературой. Студент обязан изучить и использовать в своей работе не менее 2–3 книг и 1–2 периодических источника литературы.
Оформление реферата:
1. Реферат должен иметь следующую структуру: а) план; б) изложение основного содержания темы; с) список использованной литературы.
2. Общий объём – минимум 5–7 с. основного текста.
3. Перед написанием должен быть составлен план работы, который обычно включает 2–3 вопроса. План не следует излишне детализировать, в нём перечисляются основные, центральные вопросы темы.
4. В процессе написания работы студент имеет право обратиться за консультацией к преподавателю кафедры.
5. В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению основных вопросов темы, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом.
6. В реферате обязательно отражается использованная литература, которая является завершающей частью работы.
7. Особое внимание следует уделить оформлению. На титульном листе необходимо указать название вуза, название кафедры, тему, группу, свою фамилию и инициалы, фамилию научного руководителя. На следующем листе приводится план работы.
8. При защите реферата выставляется дифференцированная оценка.
9. Реферат, не соответствующий требованиям, предъявляемым к данному виду работы, возвращается на доработку.
Качество реферата оценивается по тому, насколько полно раскрыто содержание темы, использованы первоисточники, логичное и последовательное изложение. Оценивается и правильность подбора основной и дополнительной литературы (ссылки по правилам: фамилии и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания, страница).
Реферат должен отражать точку зрения автора на данную проблему.
Составление презентаций − это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Материалы презентации готовятся студентом в виде слайдов.
Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и одновременно заостряют внимание на логике его изложения. Слайды презентации должны содержать логические схемы реферируемого материала. Студент при выполнении работы может использовать картографический материал, диаграммы, графики, звуковое сопровождение, фотографии, рисунки и другое. Каждый слайд должен быть аннотирован, то есть он должен сопровождаться краткими пояснениями того, что он иллюстрирует. Во время презентации студент имеет возможность делать комментарии, устно дополнять материал слайдов.
Подготовка сообщения представляет собой разработку и представление небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностямиздоровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа (консультации) – дополнительное разъяснение учебного материала.
Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующиминдивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта междупреподавателем и обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностямиздоровья.
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю).