Кафедра гражданского права и процесса /31

Сибайский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Башкирский государственный университет»

Кафедра гражданского права и процесса /31

Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

______________И.С.Хамитов

«_____»_________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине: Экологическое право

по направлению подготовки:40.03.01. Юриспруденция

направленность (профиль) программы:«Юриспруденция (Общий профиль)»

факультеты: юридический

семестры:4 семестр - осенний (2 курс),5 семестр - весенний (3 курс)

вид промежуточной аттестации: 4 семестр, осенний (2 курс) – Зачет

трудоемкость с разбивкой по семестрам:

Вид учебной работы 4 семестр   5 семестр
Трудоемкость в часах
  Базовая Вариативная Вариативная по выбору Базовая Вариативная Вариативная по выбору
Лекции 10     10    
Практические занятия 28     26    
Лабораторные работы            
Контрольные работы            
Самостоятельная работа 32     25    
Контроль самостоятельной работы 2     2    
Экзамен       45    
Итого        
 
Семестр: 4 семестр   5 семестр
Трудоемкость в зачетных единицах
  Базовая Вариативная Вариативная по выбору Базовая Вариативная Вариативная по выбору
Итого        
                           

Программу и задание составили: __________________ Ст.преп. А.Г.Алтыншин

Программа утверждена на заседании кафедры «__» _______ 2017г.

И.о. заведующий кафедрой ______________к. ю. н., ст.преп.; Г.И. Узембаева

Гарант дисциплины:

Алтыншин А.Г., ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Зулкарнаев А.Б., кандидат биологических наук, доцент Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Рабочую программу дисциплины осуществляют:

лекции: ст. преподаватель А.Г. Алтыншин

практические занятия: ст. преподаватель А.Г. Алтыншин

  СОДЕРЖАНИЕ    
1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
2. Цели и задачи освоения дисциплины Экологическое право
3. Место дисциплины Экологическое право в структуре основной образовательной программы
4. Результаты освоения дисциплины Экологическое право
5. Структура и содержание дисциплины Экологическое право
  5.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины.
  5.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности (для студентов очной формы обучения)
  5.3 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности (для студентов заочной формы обучения сроком обучения 5 лет)
  5.4 Индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа
  5.5 План семинарских занятий
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  6.1 Методические указания для студентов
  6.2 Вопросы к зачёту по курсу Экологическое право
  6.3 Тестовые задания для самопроверки
  6.4 Задания для контрольной работы (для студентов заочной формы обучения)
  6.5 Планы семинарских занятий (для студентов заочной формы обучения)
7. Приложение к рабочей программе по дисциплине Экологическое право
8. Дидактические материалы преподавателя
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Экологическое право
10. Литература
11. Электронные ресурсы
12. ФОС  
13. Особенности организации обучения по дисциплине "Экологическое право" для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1.

Введение в экологическое право.

Понятие окружающей среды. Экологическое право как отрасль российского права. Специфические черты экологического права. Предмет и методы правового регулирования в экологическом праве. Экологическое право как наука и учебная дисциплина.

Тема 2.

Система, принципы, источники экологического права.

Структура экологического права. Принципы и функции экологического права. Понятие и виды источников экологического права. Тенденции развития экологического законодательства.

Тема 3.

Экологические правоотношения.

Понятие экологического правоотношения. Особенности и структура экологического правоотношения. Субъекты и объекты экологического права. Экологические права и обязанности граждан. Участие органов публичной власти в охране окружающей среды.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 7.

Тема 8.

Эколого-правовая охрана недр.

Законодательство о недрах. Право собственности на недра и право недропользования. Государственное управление недропользованием.

Тема 9.

Тема 10.

Тема 11.

Тема 12.

Тема 13.

Тема 14.

Тема 15.

Тема 16.

План семинарских занятий.

Задания для самостоятельной работы студентов

Тема 1.Введение в экологическое право.– 4 часа.

( – 1час )

Цель семинара: Усвоение и закрепление студентами основных понятий и начал экологического законодательства.

Вопросы для обсуждения:

• Понятие окружающей среды.

• Экологическое право как отрасль российского права.

• Специфические черты экологического права.

• Предмет и методы правового регулирования в экологическом праве.

• Экологическое право как наука и учебная дисциплина.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева.изд. М.: Респект, 2014. С. 211.

Задача 1

Строительная фирма «Индстрой» без разрешительной документации совершила отсыпку строительного мусора на территории лесопарка «Салтыковский», повредив до состояния прекращения роста 71 дерево и 46 кустарников.

Как следует квалифицировать данное правонарушение.

Назовите санкцию, налагаемую за данное правонарушение.

Задача 2

Гражданин Рябинин в мае 2007 г. Въехал на территорию сосновых лесопосадок (культур) на автомобиле «Ниссан», где вымыл его и натер полировальным средством. Затем он поджег тряпки, которыми производил полировку, а также мусор из багажника автомобиля и, не дождавшись, пока костер догорит, стал выезжать из лесопосадок, но был остановлен работниками милиции.

Какое правонарушение совершено Рябининым? По какой статье следует его квалифицировать?

Каково максимальное наказание, грозящее нарушителю?

Какое наказание грозило Рябинину в случае возгорания леса?

Тема 2.Система, принципы, источники экологического права.-4 часа.

(– 1час)

Цель семинара: Разобраться в общей характеристике экологического права.

Вопросы для обсуждения:

• Структура экологического права.

• Принципы и функции экологического права.

• Понятие и виды источников экологического права.

• Тенденции развития экологического законодательства.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2013. С. 211.

Задача 1

В июне 2005 г. Гражданин Сорокин осуществил незаконное снятие плодородного слоя почвы для укладки тротуарной плитки на особо охраняемой природной территории «Серебряный бор»,наняв для этой цели бригаду рабочих из Таджикистана. Исходно-разрешительная документация у Сорокина отсутствовала.

Назовите субъект правонарушения.

Как квалифицируется данное деяние?

Какова максимальная ответственность за данное правонарушение?

Задача 2

Акционерное общество «Рассвет» без положительного заключения экологической экспертизы произвело отсыпку фунта на ( территории природного парка «Тушинский», в результате чего был уничтожен плодородный слой почвы на площади около 0,5 га.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

Какая статья предусматривает максимальную ответственность за его совершение?

Тема 3.Экологические правоотношения.-4 часа.

(5– 1час.)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэкологического правоотношения.

Вопросы для обсуждения:

• Понятие экологического правоотношения.

• Особенности и структура экологического правоотношения.

• Субъекты и объекты экологического права.

• Экологические права и обязанности граждан.

• Участие органов публичной власти в охране окружающей среды.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Кооперативом «Природа» был разработан проект создания зоны отдыха «Зеленый дом», предусматривающий сохранение природных комплексов и объектов, имеющих значительную экологическую и эстетическую ценность, а также использование территории в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Администрация области отклонила проект, поскольку в нем
не была определена форма заповедного режима, наиболее благоприятная для решения поставленных задач, и не определены меры ответственности при ее нарушениях.

1. Определите форму заповедного режима, наиболее благоприятную для решения поставленных задач.

2. Какая мера ответственности предусмотрена за наиболее muпичные нарушения заповедного режима?

Задача 2

Гражданин Орлов приобрел в частную собственность за чертой поселений участок земли, предназначенной для ведения сельского хозяйства, с целью устройства птицефермы. На участке произрастали дикорастущие лесные деревья и кустарники, которые Орлов вырубил, поскольку они мешали целевому использованию земли.

Со стороны лесхоза был предъявлен иск о взыскании с Орлова стоимости незаконно вырубленных растений.

Входит ли древесная и кустарниковая растительность на участке Орлова в лесной фонд РФ?

Каким нормативным правовым актом регулируются отношения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения?

Правомерны ли действия лесхоза?

Тема 4.Право собственности на природные ресурсы.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаправо собственности на природные ресурсы.

Вопросы для обсуждения:

• Понятие права собственности на природные ресурсы.

• Экологические ограничения права собственности на природные ресурсы.

• Формы и виды права собственности на природные ресурсы.

• Субъекты права собственности на природные ресурсы.

• Право природопользования: понятие, виды, субъекты.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Общество с ограниченной ответственностью «Искатель» и кооператив «Друг» получили лицензию на добычу полезных ископаемых (медной руды) в районе Среднего Урала. При этом в договоре между собой они не оговорили порядок консервации и ликвидации шахтной разработки после истощения полезных ископаемых.

Необходимо ли внесение данных о консервации и ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых в договор, заключенный партнерами?

Какие государственные органы правомочны выдавать документ о праве пользования участками недр?

Задача 2

В территориальных водах Норвегии ввиду износа нефтеперевозящего танкера «Egle» водоизмещением более 2000 т, принадлежащего на правах собственности капитану — гражданину Латвии, произошла аварийная утечка нефти. Судно не было застраховано и не имело иного финансового обеспечения.

Какой международный договор устанавливает ответственность за разлив нефти?

Каков предел ответственности, установленный данным договором?

Кто отвечает за ущерб, причиненный утечкой нефти?

Тема 5.Государственное управление в сфере охраны окружающей среды.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтагосударственного управления в сфере охраны окружающей среды.

Вопросы для обсуждения:

• Понятие, принципы, функции экологического управления в сфере охраны окружающей среды.

• Виды, формы, методы экологического управления в сфере охраны окружающей среды.

• Система органов экологического управления в сфере охраны окружающей среды.

• Экологический мониторинг.

• Экологическая экспертиза.

• Экологический кадастр.

• Экологическая паспортизация.

• Экологический контроль.

• Лицензирование.

• Нормирование.

• Стандартизация.

• Сертификация.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Капитан корабля Симаков, имея на борту резервуары с большим количеством сырой нефти, изменил курс судна, уйдя со своего фарватера. После чего корабль сел на мель, в результате произошла крупная утечка нефти в воды реки.

Какие деяния могут быть инкриминированы Симакову, кроме нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ)?

Задача 2

На военном аэродроме Чкаловский на протяжении 10 лет происходил сброс оставшегося керосина из баков военно-воздушных судов непосредственно на местах стоянки, вследствие чего 1000 т топлива попали в почву. При проведении строительных работ на территории поселка Бахчиванджи, расположенного рядом с аэродромом, из почвы было откачено 100 т застоявшегося керосина.

Как можно квалифицировать данную ситуацию?

Тема 6.Ответственность за нарушение экологического законодательства.-4 часа.

(– 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаответственности за нарушения экологического законодательства.

Вопросы для обсуждения:

• Понятие и виды экологических правонарушений.

• Уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственности за нарушения экологического законодательства.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Руководитель районной администрации своим постановлением санкционировал отвод земельного участка, находящегося в водоохранной зоне реки Клязьма, под строительство многоэтажного дома.

Как следует квалифицировать данное деяние?

Задача 2

При проведении на землях совхоза «Рассвет» предпосевной обработки почвы с добавлением в нее агрохимикатов работник совхоза Николаев намеренно изменил состав оросительной смеси, будучи уверенным в улучшении ее воздействия на почву. В результате вся территория, на которой применялась эта смесь, была отравлена.

По-заключению экспертизы, в течение ближайших трех лет на данной территории посадки осуществлять невозможно.

К какой ответственности будет привлекаться Николаев?

Тема 7.Эколого-правовая охрана земель.-4 часа.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охраны земель.

Вопросы для обсуждения:

• Общая характеристика правовой охраны земель.

• Управление земельным фондом.

• Право собственности на землю и право землепользования.

• Ответственность за нарушение земельного законодательства.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Выехав за город в лесную зону, отнесенную к лесам первой группы, студент Карпов вырубил подрост ели, в количестве 25 штук, с целью дальнейшей продажи деревьев перед Новым годом. Сумма ущерба составила 8000 руб.

1. Как следует квалифицировать действия Карпова?

2. Изменится ли вид ответственности, если будет установлено, что причиненный им ущерб составил свыше 10 тыс. рублей?

Задача 2

Горнодобывающее предприятие ООО «Каскад», осуществляя добычу полезных ископаемых, систематически загрязняло подземные воды.

К какой ответственности могут быть привлечены нарушители правил охраны подземных вод?

Задача 3

Акционерное общество «Полином» самовольно захватило часть территории площадью 2 га, принадлежащей совхозу «Заозерный». На этой территории им была проведена мелиорация земель и снесено нескольких строений.

Совхоз обратился в суд с просьбой обязать «Полином» вернуть 2 га земли, самовольно занятых ответчиком 2 года назад, и возместить убытки.

Какое решение должен принять суд в соответствии с действующим земельным законодательством?

Тема 8.Эколого-правовая охрана недр.-4 часа.

(. – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания института эколого-правовой охраны

Вопросы для обсуждения:

• Законодательство о недрах.

• Право собственности на недра и право недропользования.

• Государственное управление недропользованием.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

При проверке деятельности акционерного общества «Машстройпроект» органами охраны окружающей среды было установлено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем. При этом содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы ПДС.

Какие меры юридической ответственности могут быть применены к АО «Машстройпроект»?

Задача 2

Граждане Павлов и Ветров были задержаны при добыче рыбы на месте нереста. При этом они использовали «электроудочки».

Какая ответственность предусмотрена за данное деяние?

Задача 3

Егерем Петровым на территории заповедника «Приозерный» был задержан гражданин Сидоров. При нем были обнаружены оружие в собранном виде и тушка зайца. Задержанный утверждал, что тушку он нашел. Никаких документов, дающих право на охоту, у задержанного не было.

Совершил ли Сидоров правонарушение, и если да, то к какой ответственности он будет привлекаться?

Тема 9.Эколого-правовая охрана вод.-4 часа.

(– 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охранывод.

Вопросы для обсуждения:

• Водное законодательство.

• Субъекты и объекты водопользования.

• Государственное управление в области охраны вод.

• Правовые меры охраны вод.

• Водоохранные зоны.

• Способы использования и охраны водных объектов.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

В городском сквере местными жителями были обнаружены облитые серной кислотой деревья и кустарники. Как стало известно позднее, ночью к скверу подъехала цистерна с серной кислотой и кто-то окатил деревья из шланга. Едкой жидкостью были повреждены стволы и кроны кленов и каштанов и несколько кустов сирени. Был отмечен едкий запах, бродячих собак рвало.

В ходе следствия было установлено, что деревья были уничтожены строительной компанией, которая намеревалась разместить на месте сквера новостройку, но разрешения на строительство получить ей не удалось, так как сквер являлся единственной рекреационной зоной в районе.

Какой ответственности подлежат виновные лица?

Задача 2

Оставшийся после добычи кварцевого песка карьер был использован обществом с ограниченной ответственностью «Роса» для складирования твёрдого осадка с полей аэрации. В непосредственной близости от карьера находятся поселок и две деревни. Местные жители были обеспокоены неприятным запахом со свалки и тем, что она располагается неподалеку от скважины, из которой поступает вода в поселок. В ходе проведенной проверки выяснилось, что складирование фекалий в котловане привело к заражению почвы и воды солями тяжёлых металлов в размерах, намного превышающих предельно допустимые концентрации.

Какая ответственность предусмотрена за подобные правонарушения?

Задача 3

При работе в лаборатории с токсинами профессор Петров оставил рабочее место, не убрав их в специальный ящик. Лаборант

Маркин, заинтересовавшись стоящими на столе пробирками, взял одну из них и уронил. Наклонившись, чтобы убрать разбившуюся пробирку, он вдохнул пары разлитой жидкости и потерял сознание. Вернувшийся Петров обнаружил лаборанта Маркина мертвым.

Подлежит ли Петров уголовной ответственности?

Тема 10.Эколого-правовая охрана лесов.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охранынедр.

Вопросы для обсуждения:

• Лесное законодательство.

• Содержание права собственности на леса и право лесопользования.

• Управление лесным фондом.

• Правовое регулирование мер по охране лесов.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Граждане Самойлов и Никитин, имея лицензию на отстрел лося, обнаружили его на участке, где была разрешена охота. Во время преследования лось забежал в заповедник. После этого охотники продолжали его преследовать на территории заповедника, но отстрелить лося им не удалось.

Подлежат ли ответственности Самойлов и Никитин?

Задача 2

Группа туристов остановилась на ночлег в лесу. Для сооружения шалаша и разведения костра ими было срублено шесть берез, повреждены другие деревья и кустарники.

Определите вид ответственности за совершенные действия туристов.

Изменится ли вид ответственности, если рубка деревьев
была произведена одним туристом, а не группой?

Задача 3

Территориальные органы охраны окружающей среды направили в банк представление о приостановлении (прекращении) финансирования строительства северной ТЭЦ, так как проект строительства не прошел государственной экологической экспертизы. Однако банк финансирования не прекратил.

Вправе ли органы охраны окружающей среды приостанавливать финансирование объектов, не прошедших государственную экологическую экспертизу?

Какие меры правового воздействия можно применить к нарушителям?

Тема 11.Эколого-правовая охрана животного мира.4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охраныживотного мира.

Вопросы для обсуждения:

• Принципы охраны и использования животного мира.

• Виды и способы пользования животным миром.

• Охота. Рыболовство.

• Права и обязанности пользователей животным миром.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Завод «Белкозин», имея систему очистки отходов производства, произвел сброс неочищенных сточных вод в водоемы общего пользования. Проверка показала, что сброс сточных вод производился по указанию руководства предприятия в целях получения прибыли от экономии средств на очистку сточных вод.

Какая ответственность предусмотрена за совершение данного правонарушения?

Задача 2

Гражданин Захаров во время пикника с друзьями в лесу облил бензином муравейник, портивший, как он считал, вид леса,
и поджег его.

Какой ответственности подлежит Захаров?

Задача 3

Гражданин Н. при строительстве своего дачного участка вывозил с близлежащего поля, плодородную землю на свой участок.

Правомерны ли действия Н.?

Тема 12.Эколого-правовая охрана атмосферного воздуха.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охраныатмосферного воздуха.

Вопросы для обсуждения:

• Правовые меры защиты воздуха.

• Законодательство об охране атмосферного воздуха.

• Озоновой слой Земли. Международно-правовые меры охраны озонового слоя.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

На птицефабрике разрушилось оградительное сооружение емкости для скапливания жидких отходов, в результате чего произошло загрязнение лугов.

Какая ответственность предусмотрена за данное правонарушение?

Задача 2

Гражданин Степанов приобрел дом в деревне Ковылкино и занялся выращиванием овощных культур. Он не мог нарадоваться на огромные вкусные овощи, выросшие на его участке. Но когда услышал от соседей, что огромные размеры овощей могут быть следствием воздействия радиации, обеспокоился и обратился в территориальные органы экологического контроля за информацией о состоянии окружающей среды в местности, где он проживает. Однако интересующую информацию ему предоставить отказались.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

Задача 3

Автотуристы Миллер и Силаев во время привала на берегу реки увидели азиатского речного бобра, охота на которого полностью запрещена. Не будучи охотниками и не зная этого обстоятельства, они поймали бобра и хотели взять его с собой, но были задержаны егерем.

Подлежат ли ответственности Миллер и Силаев?

Какой ответственности подлежали бы Миллер и Силаев, если бы охота на бобра была разрешена ?

Тема 13.Эколого-правовая охрана особо охраняемых природных территорий.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охраныособо охраняемых природных территорий.

Вопросы для обсуждения:

• Эколого-правовое регулирование объектов особой охраны.

• Виды и правовой статус особо охраняемых природных объектов.

• Заповедники и заказники.

• Национальные парки и ботанические сады.

• Памятники природы и дендрологические парки.

• Лечебно-оздоровительные и рекреационные местности.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Директор предприятия принял решение о перевозке опасных
отходов с нарушением установленных для таких случаев правил.
При транспортировке произошла авария и опасные отходы попа
ли в окружающую среду, вызвав массовую гибель животных в
зоне заражения.

Как следует квалифицировать данное деяние?

Задача 2

В Новокузнецком районе в 350-ти м от села Ананьино нанятые предпринимателем Петровым рабочие вырубали деревья в лесах первой группы, чтобы добывать уголь.

Как следует квалифицировать данное деяние?

Какие документы должны были иметь рабочие?

Задача 3

Директор общества с ограниченной ответственностью «Ксенод» Павлов, организовал разработку угольных пластов без получения соответствующей разрешительной документации. С января по май 2006 г. Было добыто более 77 тыс. т черного золота, сумма доходов составила 677 тыс. 160 рублей.

Какой ответственности подлежит Павлов?

Тема 14.Эколого-правовая охрана континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.-4 часа.

(– 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаэколого-правовой охраныконтинентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

Вопросы для обсуждения:

• Общая характеристика правовой охраны континентального шельфа, исключительной экономической зоны России.

• Право собственности и право пользования.

• Ответственность за нарушение законодательства об охране континентального шельфа, исключительной экономической зоны России.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Акционерное общество «Краситель» в нарушение существующей технологии переработки мышьякосодержащих продуктов выбросило в ночное время в атмосферу мышьякосодержащие вещества и фтористый водород. В результате этого атмосферный воздух в радиусе 3,5 км был отравлен, что повлекло гибель нескольких жителей города.

1.Какое значение для возмещения вреда здоровью граждан имеem причинная связь между вредом здоровью и поведением причинителя вреда?

2. Имеется ли вина руководителей акционерного общества «Краситель», если в атмосферу города одновременно и систематически выбрасывались иными промышленными предприятиями вредные для здоровья граждан химические примеси?

3.Какой ответственности подлежит руководитель акционерного общества «Краситель»?

Задача 2

Браконьеры, жители села Дубовино, при незаконно проведенной охоте убили медведя. В момент их задержания один из браконьеров, Петров убил из охотничьего ружья сотрудника охотхозяйства «Дубрава».

Дайте правовую оценку имевшим место событиям и общественно опасному деянию.

Какой ответственности подлежат указанные лица?

Задача 3

Из-за аварии на предприятии «Химпром» произошел сброс фенола в реку. В течение недели около 150 тыс. жителей города употребляли отравленную фенолом воду, чем был нанесен вред их здоровью.

В интересах города и граждан прокурор предъявил иск предприятию «Химпром».

Определите меру юридической ответственности виновных лиц.

Тема 15.Правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтаобращения с отходами и опасными веществами.

Вопросы для обсуждения:

• Законодательство об обращении с отходами и опасными веществами.

• Понятие и классификация отходов и опасных веществ.

• Ответственность за нарушение правил обращения с отходами и опасными веществами.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохранной зоне. По факту правонарушения был составлен акт. Как выяснилось, сброс промышленного и бытового мусора осуществлялся по указанию директора фабрики Склярова. Подобные факты имели место и ранее.

Назовите субъектов правонарушения и меру их ответственности.

Задача 2

В лаборатории концерна «Medical», находящейся на территории РФ, работник лаборатории по неосторожности допустил • утечку токсина в местный водоем, и поскольку никаких мер не было принято, распространилась эпидемия кишечного заболевания.

Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за подобные деяния?

Тема 16.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.-4 часа.

( – 1час)

Цель семинара:Усвоение и закрепление студентами понимания институтасотрудничества в области охраны окружающей среды.

Вопросы для обсуждения:

• Международное законодательство об охране окружающей среды.

• Основные принципы международного сотрудничества и международные организации в области охраны окружающей среды.

Задания на самостоятельную работу:при подготовке к семинарским занятиям следует использовать Практикум по экологическому праву Б.В. Ерофеева. изд. М.: Респект, 2010. С. 211.

Задача 1

16 октября 2006 г. На перегоне Москва — Котлас произошла авария товарного поезда со сходом с рельсов 10 цистерн с нефтью. Разлив нефти из поврежденных цистерн привел к интенсивному загрязнению почвы, грунтов и поверхностных вод, что повлекло массовое о

Наши рекомендации