Экологические категории проектов в соответствии с защитными политиками Всемирного банка
В соответствии с защитными политиками Всемирного банка Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является процессом, осуществляемым до начала реализации проекта.
Банк проводит экологический скрининг каждого предлагаемого проекта для определения необходимого охвата и типа ОВОС. Банк присваивает предлагаемому проекту одну из четырех категорий в зависимости от типа, месторасположения, чувствительности и масштаба проекта и характера и масштабов его потенциальных воздействий на окружающую среду. Документ Банка OP/BP/GP 4.01 предусматривает следующие экологические категории проектов:
Категория А: Предлагаемый проект относится к категории А, если он, как ожидается, окажет значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, которое является чувствительным, разнообразным или беспрецедентным. Для такого проекта требуется проведения полной ОВОС.
Категория B: Предлагаемый проект относится к категории В, если его возможное отрицательное воздействие на окружающую среду, население или охраняемые природные территории менее значимое, чем у проектов категории А. Эти воздействия касаются только конкретного места размещения объекта; и в большинстве случаев меры по снижению отрицательного воздействия могут быть разработаны быстрее, чем для проектов категории А.
Категория C: Предлагаемый проект относится к категорииС, если, как ожидается, он будет иметь минимальные негативные последствия для окружающей среды или таких последствий не будет совсем. Помимо проведения скрининга, для проектов Категории C никаких дальнейших мероприятий, связанных с разработкой раздела ОВОС, не требуется.
Категория FI. Применяется к подпроектам, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям, в том случае, Банк предоставляет свои средства через финансового посредника (ФП).
Проекту «Модернизация системы образования Республики Беларусь» присвоена категория В. Отдельные компоненты Проекта, например, тренинги, закупка оборудования, при условии закупки отдельным лотом, могут относиться к категории С.
В Приложении 4 дан контрольный список вопросов, чтобы помочь ГРП, проектным организациям и подрядчикам определить в рамках категорииВ подпроекта возможный уровень воздействий на окружающую среду. Форма контрольного списка вопросоввключает в себя стандартные, основные вопросы для учета возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и отнесения того или иного подпроекта к категориям «lowB» или «highB».
К проектам «lowB» относятся незначительные по наличию экологических аспектов работы, например, замена окон/дверей, интерьерные работы и пр., для которых готовитсяСокращенный План Природоохранных и Социальных Мероприятий (Части 3-4 Приложения 5).
Все подпроекты, которые подразумевают проведение большого объема строительных работ типа ремонт крыш, замена фасадов, создание перегородок, в т.ч. с затрагиваниемнесущих конструкций; проекты, где работы будут вестись параллельно учебному процессу будут отнесены к категории «highB» (т.е. наличие большего числа экологических аспектов) и для них готовится в полном объеме ППСМ (Приложение 5).
Формат Плана природоохранных и социальных мероприятий (ППсМ)/сокращенного ППсМ, сроки и процедуры подачи и согласования в Группу по реализации проекта
В Плане Природоохранных и Социальных Мероприятий(ППСМ) определены экологические и социальные экономически обоснованные меры, которые могут снизить негативные воздействия на окружающую среду до экологически безопасного уровня.
В Приложении 5 представлена рекомендуемая структура ППСМ в рамках подпроектов категории «highB». В случае отнесения проекта к категории «lowB» готовитсяСокращенный ППСМ (Части 3-4 Приложения 5).
Процедура подготовки, подачи, согласования и публикации ППСМ:
1. Проектировщик разрабатывает ППСМ/Сокращенный ППСМ на основании имеющихся разделов ОВОС и/или ООС проектной документации;
2. ППСМ/Сокращенный ППСМ согласовывается с ГРП Управления по реализации инвестиционных проектов Министерства образования Республики Беларусь, в состав которой входит консультант (эксперт) по охранным политикам;
3. ППСМ/Сокращенный ППСМ публикуется для доступа локальных заинтересованных сторон и подлежит общественным обсуждениям (ППСМ обязательно выносится на общественные слушания, Сокращенный ППСМ обсуждается в формате, приемлемым для масштаба работ и обьекта);
4. ППСМ/Сокращенный ППСМ становится частью тендерной документации и контрактными обязательствами подрядчика по строительно-монтажным работам (СМР);
5. Подрядчик по СМР корректирует ППСМ/ Сокращенный ППСМ в рамках дальнейшей реализации подпроекта, согласовывает корректировки с ГРП.
ППСМ отдельных проектов разрабатываются проектной организацией по заданию Заказчика и утверждаются Группой по Реализации Проекта (ГРП) Управления по реализации инвестиционных проектов Министерства образования Республики Беларусь ([email protected]), в состав которой входит консультант (эксперт) по охранным политикам. ППСМ готовятся на основании проектной документации, в том числе раздела «Охрана окружающей среды» и /или раздела «Оценка воздействия на окружающую среду».
Структура Плана природоохранных и социальных мероприятий
ППСМ состоит из следующих разделы:
Часть 1 включает в себя описательную часть, которая характеризует проект, определяет организационные и нормативные аспекты, описывает область применения подпроекта, доступность природных ресурсов, исходные условия для строительства (для определения эффекта финансируемых ВБ мероприятий), необходимые разрешительные документы для ведения строительных работ и кратко характеризует процесс обсуждений с общественностью. Этот раздел должен ориентировочно составлять до четырех страниц. Он разрабатывается индивидуально с учётом специфики каждой конкретной площадки строительства. Подрядчик, проектная организация и ГРП являются ответственным за разработку и реализацию этого документа. При необходимости он может быть дополнен приложениями с дополнительной информацией.
Часть 2 включает в себя основные вопросы для выявления потенциальных экологических и социальных последствий, в котором информация о деятельности и потенциальных экологических проблемах может даваться в простой форме ответов «да» и «нет». В случае ответа «да» на вопрос о какой-либо деятельности, может быть дана ссылка на соответствующий раздел в таблице в последующей части 3, в которой содержатся четко сформулированные экологические и социальные меры по минимизации воздействия.
Часть 3 представляет собой план мероприятий в области окружающей среды для обеспечения надлежащего осуществления мер, которые должны быть приняты в соответствии с частью 2. Она имеет тот же формат, который требуется для составления ППСМ в соответствии со стандартными требованиями обеспечения защитных мер для подпроектов категории «high В».
Часть 4 содержит план мониторинга для Подрядчика, а также органов управления и специалистов Всемирного банка для осуществления мониторинга за осуществлением мер по охране окружающей среды и своевременного выявления отклонений в проведении работ по реконструкции и модернизации. Мониторинговые отчеты следует по мере необходимости дополнять графическим материалом (фотографии, отражающие исходные условия, общий вид объекта до проведения работ по реконструкции, включая прилегающую школьную территорию, и фотографии, отражающие реализованные меры, конечные результаты работ и т.д.). Подрядчику необходимо разработать ключевые индикаторы (имеющие масштаб и шкалу оценки), определяющие полноту выполнения мероприятий по снижению отрицательных воздействий для контроля реализации ППСМ и соответствия разработанной документации.
Части 2 и 3 структурированы таким образом, чтобы обеспечить конкретные и выполнимые экологические и социальные меры, которые понятны для неспециалистов (например, для руководителей на объекте подрядчика) и которые легко проверить и обеспечить их выполнение. Часть 4 также разработана специально для того, чтобы позволить проводить мониторинг ключевых параметров с помощью простых средств и неспециалистов.