Экология как наука. Цели, задачи и методы экологии.
Билет№2
Экология как наука. Цели, задачи и методы экологии.
Экология произошла их 2 греческих слов ойкос - дом, жилище, место обитания; логос - наука. Экология – это наука, изучающая взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой. Термин экология ввел в 1866 году немецкий зоолог Эрнест Геккель. Экология как наука вполне самостоятельна. Ей свойственны свои методы исследования объектов и систем, она базируется на своих законах, имеет и решает свои проблемы. Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук - биологии, физики, химии, математики и т. п. Задачи экологии меняются в зависимости от изучаемого уровня организации живой материи. Популяционная экология исследует закономерности динамики численности и структуры популяций, а также процессы взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями разных видов. В задачи экологии сообществ (биоценологии) входит изучение закономерностей организации различных сообществ, или биоценозов, их структуры и функционирования (круговорот веществ и трансформация энергии в цепях питания). Главная же теоретическая и практическая задача экологии — раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Методы экологии подразделяются на полевые(изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные (эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе). При этом экологи оперируют не только биологическими, но и современными физическими и химическими методами, используют моделирование биологических явлений, т. е. воспроизведение в искусственных экосистемах различных процессов, происходящих в живой природе. Посредством моделирования можно изучить поведение любой системы с целью оценки возможных последствий применения различных стратегий и методов управления ресурсами, т. е. для экологического прогнозирования. Цель экологии как науки - обеспечение общества суммой знаний, достаточных для производства биологического разнообразия и создания условий для сохранения жизни на планете.
Билет№1
Основные этапы в формировании экологии как целостной науки. Взаимосвязь экологии с другими науками.
Историю развития экологии выделяют 3 этапа:
1. с древних времен до 60 - х годов 19 века - это период зарождения и становления экологии, как науки.
2. с 60 - х годов до 50 - х годов 20 века - это период становления экологии в самостоятельную отрасль знаний
3. с 50 - х годов 20 века до настоящего времени - происходит превращение экологии в комплексную науку, включает в себя разделы об охране окружающей среды.
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология.
В последнее время активно о себе заявляют междисциплинарные комплексные области исследования. В частности, на стыке экологии и классической этики сформировалась экологическая этика, а на пересечении интересов этнографии, культурологии и экологии — этноэкология.
Билет№3
БИОСИСТЕМА — 1) система, слагаемая (обычно двумя) живыми организмами; 2) система отношений между двумя или несколькими видами организмов
Билет№4
Предмет, структура и задачи экологии
Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Билет№5
Популяционные системы- это биосистемы, в которых биотические компоненты представлены, как сказано выше, популяциями.
Билет№6
Популяция- это совокупность разновозрастных особей одного вида, обменивающихся генетической информацией, объединенных общими условиями существования, необходимыми для поддержания численности в течение длительного времени: общность ареала, происхождение, свободное скрещивание и др.
Билет№7
Размеры популяции
Связи. Взаимодействия.
Возрастная структура
Ареал
Рождаемость и смертность
Билет№11
Термин «Экотон» введен в научную литературу в первой половине XIX века для определения переходных территорий (зон) между биомами (тундра — хвойные леса), а также для верхней границы лес в в горах. Впоследствии, с развитием экологии и фитоценологии, понятия экотон сузился до территории стыка или зон резкого перехода между двумя и более различными экологическими видами.
Консументы (лат. consumo — потребляю, также гетеротрофные организмы, гетеротрофы, аллотропные организмы) — организмы, неспособные синтезировать органические вещества из неорганических. Потребляют органические вещества в готовом виде (1-го порядка — растительноядные, 2-го и больших порядков — плотоядные и хищники; всеядные животные) . Являются вторым, третьим и далее звеньями пищевой цепи.
Эмерджентные свойства.
Билет№2
Экология как наука. Цели, задачи и методы экологии.
Экология произошла их 2 греческих слов ойкос - дом, жилище, место обитания; логос - наука. Экология – это наука, изучающая взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой. Термин экология ввел в 1866 году немецкий зоолог Эрнест Геккель. Экология как наука вполне самостоятельна. Ей свойственны свои методы исследования объектов и систем, она базируется на своих законах, имеет и решает свои проблемы. Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук - биологии, физики, химии, математики и т. п. Задачи экологии меняются в зависимости от изучаемого уровня организации живой материи. Популяционная экология исследует закономерности динамики численности и структуры популяций, а также процессы взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями разных видов. В задачи экологии сообществ (биоценологии) входит изучение закономерностей организации различных сообществ, или биоценозов, их структуры и функционирования (круговорот веществ и трансформация энергии в цепях питания). Главная же теоретическая и практическая задача экологии — раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Методы экологии подразделяются на полевые(изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные (эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе). При этом экологи оперируют не только биологическими, но и современными физическими и химическими методами, используют моделирование биологических явлений, т. е. воспроизведение в искусственных экосистемах различных процессов, происходящих в живой природе. Посредством моделирования можно изучить поведение любой системы с целью оценки возможных последствий применения различных стратегий и методов управления ресурсами, т. е. для экологического прогнозирования. Цель экологии как науки - обеспечение общества суммой знаний, достаточных для производства биологического разнообразия и создания условий для сохранения жизни на планете.
Билет№1
Основные этапы в формировании экологии как целостной науки. Взаимосвязь экологии с другими науками.
Историю развития экологии выделяют 3 этапа:
1. с древних времен до 60 - х годов 19 века - это период зарождения и становления экологии, как науки.
2. с 60 - х годов до 50 - х годов 20 века - это период становления экологии в самостоятельную отрасль знаний
3. с 50 - х годов 20 века до настоящего времени - происходит превращение экологии в комплексную науку, включает в себя разделы об охране окружающей среды.
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология.
В последнее время активно о себе заявляют междисциплинарные комплексные области исследования. В частности, на стыке экологии и классической этики сформировалась экологическая этика, а на пересечении интересов этнографии, культурологии и экологии — этноэкология.
Билет№3