Идеологический механизм охраны окружающей среды: понятие, структура.

Идеологический механизм охраны окружающей среды – система экологических мер воздействия на поведение людей в целях обеспечения качества окружающей природной среды, устойчивого использования природных ресурсов, экологической безопасности человека.

Содержательную сторону этого процесса составляют:

- экологическое воспитание;

- экологическое образование;

- экологическое просвещение;

- профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.

Экологическое воспитание

В ст. 1 проекта федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии»65 под экологической культурой понимается «наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально­экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека».

Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких­то групп людей или даже населения страны в целом, нужно связывать его со способностью в рамках прежде всего семьи как основной ячейки общества, а также

в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое у людей от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.

Экологическое образование

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование.

Таким образом, должен реализовываться принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода молодые люди получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру.

Статья 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждения, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно­правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Для обеспечения этого процесса разработаны и постоянно совершенствуются эколого­образовательные программы соответствующего педагогического уровня, а также осуществляется подготовка педагогов­экологов, число которых пока явно недостаточно для обеспечения всеохватности процесса.

Наконец, закон закрепляет требование об обеспечении преподавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля соответствующего учреждения. В качестве примера можно привести включенную в государственный образовательный стандарт для высших учебных заведений дисциплину «Основы экологии», а также обязательный для всех будущих юристов предмет «Экологическое право».

Экологическое просвещение

Экологическое просвещение несет в себе элементы и воспитания, и образования, но в то же время является самостоятельным звеном в системе формирования экологической культуры.

Оно согласно ст. 74 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, в том числе органами государственной Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, музеями, библиотеками, учреждениями культуры, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Просветительский аспект прежде всего благодаря возможностям средств массовой информации позволяет охватывать достаточно широкие слои населения, в том числе и тех, кого собственно воспитывать и образовывать уже поздно, а потому при грамотной и целенаправленной политике может способствовать значительному улучшению экологической культуры населения.

Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов

К настоящему времени уровень индустриального развития общества достиг такой планки, что любое отклонение от установленной схемы при принятии тех или иных решений может обернуться подчас необратимыми последствиями для здоровья человека, окружающей среды и природных объектов. Это выдвигает на повестку дня необходимость овладения руководителями и специалистами хозяйствующих и иных субъектов тем минимумом экологических знаний, который позволял бы обеспечить в производственной и иных сферах (транспорт, связь и т. д.) требуемый уровень экологической безопасности.

В этой связи ст. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет обязательность наличия подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у любого руководителя и специалиста, отвечающих за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Для реализации этой задачи при учебных заведениях, имеющих экологический уклон, организуются, как правило, краткосрочные или среднесрочные курсы подготовки либо повышения квалификации специалистов, по окончании которых соответствующие лица получают свидетельства о получении необходимой подготовки в рассматриваемой сфере.

Наши рекомендации