Экономические инструменты регулирования природопользования

В экономическом механизме природопользования может быть использована совокупность инструментов регулирования рыночной экономики, важнейшими из которых являются:

ü платность природопользования;

ü налоговые механизмы;

ü предоставление государственных субсидий;

ü применение ускоренной амортизации основного капитала ;

ü плата за загрязнение окружающей среды;

ü создание рынка природных ресурсов;

ü совершенствование ценообразования на основе учета экологического фактора;

ü формирование и поддержка внебюджетных экологических фондов;

ü формирование экологических программ;

ü создание и развитие рынка прав на загрязнение.

Перечисленные инструменты входят в арсенал экономических методов хозяйствования. Очевидно, применение того или иного инструмента целесообразно в тех случаях, когда для достижения определенной природоохранной цели затраты при его использовании будут меньше, чем при прямом регулировании. Немаловажным в процессе такого выбора является быстрота достижения поставленной цели.

Рассмотрим несколько подробнее действие перечисленных элементов экономического механизма природопользования.

Платность природопользования

Платное природопользование предполагает введение платежей за природные ресурсы, что должно способствовать учету экологической составляющей в затратах на производство. Эта мера стимулирует более рациональное использование природных ресурсов. Можно выделить два вида таких платежей:

- платежи за право пользования природными ресурсами;

- целевые отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Сущность платы за право пользования природными ресурсами состоит в изъятии природной ренты в пользу их собственника. Отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов позволяют аккумулировать средства на проведение работ по поддержанию и приумножению запасов возобновляемых ресурсов (леса, морепродукты, дичь и т.п.), а также на разведку новых месторождений невозобновляемых ресурсов.

В системе платного природопользования существенную роль играют штрафы и различные санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Это меры усиленного воздействия на нарушителей норм природного законодательства, включающие не только экономическую, но и уголовную ответственность.

Для усиления заинтересованности природопользователей в повышении эффективности природоохранной деятельности большую роль играет система экономического стимулирования. Она способствует формированию экологоориентированного поведения производителей и потребителей через механизмы спроса и предложения. Тщательно продуманная система экономического стимулирования позволяет успешно решать многие проблемы рационального использования природного сырья и бережного отношения к окружающей среде.

Налоги

Эффективным и широко используемым инструментом регулирования природосберегающего развития экономики считаются налоги. Мировая практика показывает, что экологические ("зеленые") налоги позволяют устранить существующую практику применения заниженной ценности природных ресурсов и учитывать в затратах на производство продукции ущерб, наносимый окружающей среде. Это способствует реализации принципа "загрязнитель платит". Меняется и отношение потребителя к более дорогой продукции.

Хорошо отлаженная система налогообложения может избирательно по-разному воздействовать на производителей продукции: стимулировать развитие экологосбалансированных производств путем предоставления льгот, или оказывать подавляющее действие на производителей природоемкой продукции. Этот рыночный инструмент действует на цены и через них оказывает влияние на поведение производителей и потребителей в зависимости от степени экологичности продукции.

Характеризуя налоговую систему в отраслевом аспекте, можно сформулировать общую рекомендацию по ее построению с природоохранной точки зрения: применение повышенных налогов на природоэксплуатирующие отрасли, находящиеся в начале природно-продуктовой цепи, и понижение налогового бремени на обрабатывающие, обслуживающие и инфраструктурные отрасли по мере углубления переработки исходных ресурсов.

Субъекты хозяйствования, занимающиеся эффективной природоохранной деятельностью, использующие экологически чистые технологии, должны получать льготный режим налогообложения. Льготы по налогообложению должны распространяться и на доходы от той продукции, которая получена от использования вторичных ресурсов и отходов. Освобождать от налогов следует и добровольные взносы организаций и населения на природоохранные цели, а также российские и иностранные гранты на эти же цели.

Если рассматривать систему налогообложения в региональном плане, то налоговая нагрузка должна дифференцироваться по регионам в зависимости напряженности экологической ситуации в них. Для экологически не благоприятных районов система налогообложения должна быть "мягче" для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек.

Решая экологические задачи, налоговая система должна учитывать и товарно-продуктовый аспект, т.е. предусматривать неодинаковость в налогообложении различных товаров и услуг. Так, не зависимо от организационно-правовых форм предприятий и организаций им должны предоставляться налоговые льготы при производстве ими природоохранного оборудования, материалов и при выполнении экологических услуг (строительство, реконструкция и обслуживание природоохранных объектов). В то же время повышенными налогами должна облагаться экологически опасная продукция (озоноразрушающие вещества, пестициды, этилированный бензин и др.). За счет повышенных налогов на эту продукцию более успешно могут реализовываться программы устойчивого, экологосбалансированного развития.

Механизм налогового регулирования объема выпуска экологически вредной продукции показан на рис. 28. При отсутствии какого-либо регулирования на продукцию будет установлена цена рыночная Цо с учетом спроса на нее С и предложения П. При такой цене объем производства ее будет равен По. При налогообложении этой продукции акцизом в размере А предельные издержки производителя возрастут на эту же величину, и линия предложения займет положение П΄. Цена продукции повысится до Ц1, спрос вследствие этого упадет, и объем производства сократится до П1. Из выручки производителя П11 будет изъята сумма акциза в размере S = А*П1.

Таким образом, изменяя величину налога А, можно регулировать объем производства экологически вредной продукции. При этом налоговые поступления можно использовать для стимулирования отраслей, производящих заменители этой продукции. В то же время в этих отраслях с введением налога создалась более благоприятная ситуация благодаря снижению конкурентоспособности заменяемой продукции.

 
  Экономические инструменты регулирования природопользования - student2.ru

Выпуск экологически опасной продукции общество может регулировать также введением квот на ее производство. Если установить размер квоты на уровне необходимой величины, например, П1 (рис 28), то будет получен тот же результат (в смысле сокращения объема производства). Однако это уже административное регулирование природопользования, применение которого может быть оправданно, например, в чрезвычайно сложной экологической ситуации. В отличие от налогового регулирования, обладающего высокой "инерционностью", административные методы обеспечивают большую оперативность в решении управленческих задач. Учитывая, что введение квот может вызвать потери не только у производителей, но и у потребителей этой продукции, их размер должен быть переменным и уменьшающимся постепенно в течение периода, достаточного для проведения исследовательских, конструкторских и технологических работ по поиску адекватной замены этой продукции.

При любых формах регулирования производители должны быть информированы о принятых стратегических решениях по сокращению производства, т.е. о дифференциации ставок акциза или квот во времени, что позволит им избежать некоторых непредвиденных потерь.

Известна практика применения "зеленых" налогов в США, когда были обнаружены причины разрушения озонового слоя стратосферы Земли вследствие всевозможных утечек фреонов, используемых в холодильной технике. Однако, при введении налога несмотря на существенный рост цен потребление озоноразрушающих веществ практически не уменьшилось. Это объяснялось тем, что дополнительные издержки предприятий-потребителей составляли ничтожную долю в цене их продукции. Поэтому принятые налоговые меры были дополнены введением квот, жестко задающих объемы производства на каждый год.

В целом роль налогов как регулятора развития экономики неоспорима. Здесь необходимо подчеркнуть, что одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать увеличение их природно-ресурсной доли в общей сумме налоговых поступлений. Долю этих налогов по некоторым оценкам следует увеличить до 30-50%, что на порядок больше существующего уровня. Это создаст хорошие стимулы для снижения природоемкости экономики. В России с помощью этих налогов может быть существенно увеличено изъятие колоссальной ренты, принадлежащей всему обществу и присваиваемой сейчас частными природоэксплуатирующими компаниями.

Государственные субсидии

В тесной взаимосвязи с налогами находиться их обратная сторона – государственные субсидии. Эти денежные пособия могут иметь различное назначение в зависимости от реального состояния экономики. В период экономической перестройки в России они фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя расточительное отношение к действующим месторождениям, использование традиционных энергоемких технологий в экономике и коммунальном хозяйстве и т.п. В государственной поддержке нуждаются, прежде всего, исследования и разработки, направленные на создание новой техники и новых технологий, обеспечивающих более эффективное и рациональное использование природных ресурсов. Полезный результат от таких работ следует ожидать, спустя длительное время, поэтому частное инвестирование подобных разработок при нынешнем состоянии экономики возможно лишь в исключительных случаях.

Наши рекомендации