Экологизация промышленности и энергетики.

Экологизация промышленности развивается в двух направлениях:

1. Совершенствование технологий производства, в том числе улавливание выбросов, стоков и отходов не в форме загрязнителей, а виде полезных материалов, т.е. использование отходов в качестве вторичного сырья для промышленности. К этому не относится переработка мусора в компост, получение биогаза, сжигание органических отходов различного происхождения, с получением полезной энергии, весь цикл Реутилизации вторичного сырья.

В Минске функционирует мусороперерабатывающий завод «Экорес», который является единственным заводом в республике на котором реализована промышленная переработка твёрдых бытовых отходов.

2. Перемещение вредных начал в пространстве. Самый распространенный путь – очистка выбросов и стоков от загрязнения. Более открытый характер носит складирование на полигонах и хранилищах, а также демпинг («Утопление» в морях) твердых или отвержденных вредных химических или радиоактивных отходов в специальных емкостях или «навалом», а также экспорт опасных веществ в

Воздействие на окружающую среду во многом определяется уровнем экономического развития, организацией хозяйственной деятельности на уровне государства, региона, предприятия, распространенностью экологически ориентированных методов управления (экологического менеджмента). Под экологическим менеджментом понимаются методы управления, в обязательном порядке учитывающие при принятии решений возможные изменения качества окружающей среды. Применение этих методов в последнее время имеет приоритетное значение.

Международной организацией стандартизации (ISO) проведена работа по созданию комплекса международных стандартов ISO 14 000 по направлению «Экологическое Управление» («Управление качеством окружающей среды»). Стандарты этой серии разработаны по следующим направлениям.

1. Создание и обеспечение функционирования систем экологического управления (СЭУ) для предприятий разного профиля.

2. Экологическая маркировка продукции.

3. Экологический аудит и контроль в масштабе предприятия.

4. Экологическая сертификация.

5. Выбор и определение показателей (индикаторов) алогичности для производственных объектов и окружающей среды

6. Оценка воздействия на окружающую среду.

Наиболее общие экологические требования, предъявляемые к действующим предприятиям и иным хозяйственным объектам, изложены в статьях 29-37 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В целом они объединяются в один институт экологической правоспособности хозяйствующего субъекта по поводу охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Основные элементы экологической правоспособности хозяйствующего субъекта:

1. экологическая паспортизация

2. нормирование и лимитирование,

3. внесение платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды,

4. экологический контроль,

5. выпуск готовой продукции

6. размещение отходов.

69. Экологические требования при проектировании, размещении, строительстве и реконструкции промышленных и энергетических объектов.

Проекты объектов хозяйственной и иной деятельности должны содержать материалы по охране воздействия на окружающую среду. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих в полном объеме всех экологических требований, а также без доведения запрограммированных работ по охране окружающей среды. Размещение объекта - это привязка его к конкретному месторасположению в окружающей природной среде. В этом правовом отношении следует выделить два направления: земельное и эколого-правовое. Земельное правоотношение охватывает такие вопросы как выбор участка, согласование его изъятия или выкупа с собственником, предоставление земельного участка в натуре для размещения объекта. Экологические правоотношения предусматривают контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местной администрации. Этими субъектами проверяется выполнение требований экологического норматива с точки зрения будущей деятельности проектируемого объекта, предполагаемое влияние на окружающую природную среду. Учитывается состояние чистоты атмосферного воздуха, водоемов, растительного и животного мира, особо охраняемых территорий, заповедников, памятников природы, национальных парков. Заказчик дает экологическое обоснование проекта, в котором излагаются объемы и методы предполагаемого воздействия объекта на окружающую природную среду, определяет меры по восстановлению потерь в природной среде, воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды. Оценку заявления заказчика о воздействии на окружающую природную среду проводит государственная экологическая экспертиза, ее роль имеет важное значение. При положительном заключении государственной экологической экспертизы открывается финансирование на строительство промышленного объекта, при отрицательном - запрещаются дальнейшие действия по проектированию и строительству до исправления недостатков.

Отрицательный ответ хотя бы на один из поставленных вопросов дает основание для вынесения отрицательного экологического заключения. На стадии строительства и сдачи в эксплуатацию объекта основная экологическая задача состоит в том, чтобы обеспечить выполнение запроектированной природоохранительной части проекта объекта. Существуют меры гарантии выполнения экологических требований - система специальных контрольно-надзорных органов: авторский надзор, проводимый проектной организацией; санитарно-эпидемиологический контроль (чистота воздуха, водоемов, почв с точки зрения охраны здоровья человека); строительный контроль, осуществляемый Министерством строительства и архитектуры, за соблюдением при строительстве проекта действующих строительных нормативов, охраны труда и окружающей природной среды; государственный пожарный надзор за соблюдением правил пожарной безопасности с точки зрения без- опасности граждан и причинения вреда окружающей природной среде; государственный экологический контроль Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Все виды контроля и надзора осуществляются за всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. При приемке законченных строительных объектов запрещается вводить в эксплуатацию те, где не обеспечивается выполнение в полном объеме всех экологических требований, а также без завершения запланированных работ по охране окружающей среды (организационные требования).

Приемка объекта осуществляется государственной комиссией с обязательным участием органов экологического контроля. По итогам работы комиссий составляется и подписывается акт Государственной приемки объекта. Пуск объекта без акта приемки рассматривается как экологическое правонарушение и в зависимости от наличия последствий применяются санкции административного или уголовного преследования.

70. Экологические требования при вводе в эксплуатацию новых и после реконструкции промышленных и энергетических объектов.

Наши рекомендации