Финансирование промышленности, строительства, энергетики

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9% ВВП. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. К таким отраслям относятся промышленность, строительство, энергетика.

Через федеральные целевые программы (ФЦП) финансируются инвестиции на раз­личные отраслевые программы, признанные приоритетными. Более трети всех объемов финансирования ФЦП было направлено на развитие инфра­структурных проектов в электроэнергетике и транспорте.

Расходы на финансирование государственных инвестиций предусматриваются:

• в федеральном бюджете — при условии, что они являются частью затрат на реализа­цию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Пре­зидента РФ либо Правительства РФ;

• в бюджетах субъектов РФ — при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Капитальные вложения в основные средства промышленности, строительства, энергетики финансируются из различных источников. К ним относятся:

• собственные финансовые ресурсы предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие собственные источники);

• заемные средства в форме банковских кредитов и облигационных займов;

• привлеченные средства (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставные (складочные) капиталы);

• денежные средства, выделяемые добровольными союзами (объединениями) предприя­ тий и финансово-промышленными группами;

• средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

• средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов и займов и др.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, как путем фи­нансовой поддержки целевых программ, так и введением налоговых льгот и преференций. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражают в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в размере объемов государственных инвести­ций.

Характерные особенности бюджетных инвестиций заключаются в следующем:

• возможности предоставления средств на безвозвратной основе для финансирования проектов, включенных в федеральную программу;

• участии государственных финансовых органов в процедуре финансирования объек­тов, что гарантирует стабильное поступление средств;

• преобладании социальных приоритетов и значимости объектов для экономики РФ в целом и субъектов РФ в частности;

• строго целевом характере финансирования приоритетных инвестиционных проек­тов конкретными получателями бюджетных средств;

• открытости и доступности информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов для государственных нужд.

Законодательством предусмотрена возможность финансирования строек и объектов двумя способами в форме:

• безвозмездного предоставления средств стройками и объектами для федеральных (государственных) нужд:

• выделения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности в виде бюджетных кредитов.

Увеличение доходов экономики позволило восстановить тенденции к повышению доли бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал всех отраслей.

Учитывая существенный износ основных фондов в большинстве секторов экономики, сла­бость ее инвестиционной и инновационной направленности, предусматривается увеличение бюджетных рас­ходов с применением новых институтов развития и инструментов в этих секторах.

Наши рекомендации