Подбор и анализ методического материала по формированию у дошкольников динамических представлений об изменениях в природе

С целью практического обоснования теоретических положений исследования был подобран, проанализирован и скорректирован методический материал для организации эколого-педагогической работы с дошкольниками (при условии углубленной работы природоведческого содержания), но преимущественно со старшими. Форма представления методического материала – конспекты организации образовательной деятельности по данному направлению работы (беседа)[Приложение 2]:

- беседа о изменениях в природе «Экологическая пирамида»;

- беседа о весне. «В гости к весне»;

- беседа о жизни диких животных. «Прогулка в лес»;

- беседа о весне. «Здравствуй, весна!»

Основное содержание бесед направлено на формирование у дошкольников конкретных первоначальных и ярких представлений о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Все беседы посвящены закреплению, уточнению и расширению представлений детей о весенних изменениях в природе, но в содержании беседы «Экологическая пирамида» акцент делается на рассмотрении изменений в жизни растений в уголке природы и на участке; в беседе «В гости к весне» - в жизни животных и насекомых; в беседе «Прогулка в лес» - в жизни диких животных; в беседе «Здравствуй, весна!» - в жизни зимующих и перелетных птиц.

В беседе об изменениях в природе «Экологическая пирамида» ставилась главная задача: формировать у детей умения видеть изменения, происходящие в природе весной. В конспекте обозначен необходимый материал, в том числе демонстрационный: стихотворения о природе, загадки, картина с изображением леса и оборудование; указана подготовительная работа - наблюдение за изменениями в природе и дидактическая игра, целью которой было закрепить умение детей узнавать и называть в окружающем знакомые деревья и кустарники (дуб, клен, береза, осина, рябина)

Беседа была разделена на 2 части. В первой части говорится об изменениях в природе, в весеннее время года. В этой части беседы закреплялись знания у детей о признаках весны (снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым; день становится длиннее, а ночь короче; солнце греет теплее; небо чаще бывает синим, кучевые облака; на реках начался ледоход; деревья просыпаются, набухают почки). Обращается внимание детей на уголок природы. Дети называют произошедшие сезонные изменения (растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать).

В ходе беседы задаются вопросы: почему на улице не зелено?; как следует ухаживать за растениями, птицами и животными в уголке природы?

К конспекте обозначена физминутка «Ветер дует нам в лицо», целью, которой было профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Во второй части беседы закрепляются знания детей о лесе и «экологической пирамиды» в целом. Используется раздаточный материал – веточки деревьев, которые дети соотносят с видами деревьев. После выполнения заданий детям показывают картину с изображением леса. Спрашивают детей, что изображено на картине и предлагают представить изображение (лес) в виде высокой «экологической пирамиды», построить ее. Задаются вопросы:

-А что нам дает тепло, свет? ( Солнце)

-Что необходимо для роста и жизни растений, животных?

-Кто опыляет растения? И т.д.

Во время ответов детей наглядно стоится «экологическая пирамида». Обращается внимание детей на то, что все в природе взаимосвязано, что одно без другого жить не может. Задаются вопросы детям:

-Что будет если убрать насекомых?

-Что будет если убрать растения? И т.д.

В конце занятия закрепляются знания об изученном, старается довести до осмысления детей смысл того, что необходимо защищать и беречь природу. Беседа заканчивается прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету».

Таким образом, беседа формирует у детей умения правильно видеть изменения в природе весной; устанавливать взаимосвязь между изменениями в природе и среди обитателей живого уголка. Данная беседа поможет педагогу воспитывать у детей способность понять природу, беречь ее, любить.

В беседе о весне «В гости к весне» ставилась главная задача: закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. В конспекте обозначен необходимый материал, в том числе демонстрационный: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Времена года», «портреты» весенних месяцев; картинки: цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, первоцвет, фиалка; животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка; птицы – скворец, кукушка, аист, ласточка, грач, журавль; игрушки-насекомые: жук, муха, кузнечик, пчела, муравей, бабочка; конверт с карточками на каждого ребенка с изображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши леса и оборудование; указана подготовительная работа - разучивание стихотворения «К нам весна шагает» И. Токмаковой, наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне и дидактическая игра, целью которой было научить детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

В начале беседы детям было предложено посмотреть отрывок из видеофильма «Времена года» (о весне). После просмотра видеофильма говорилось об изменениях в природе в весеннее время года. Закреплялись знания детей о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных по рассматриванию картинок. Дети называют произошедшие сезонные изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней; птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их). Затем предлагается детям поиграть в игру «Узнай и назови цветок», целью которой было воспитание бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.

В конспекте обозначена физминутка «Наши первые цветы распускают лепестки», целью, которой было профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

В следующей части беседы закрепляются знания детей о насекомых и задаются вопросы:

-Каких насекомых мы уже видели на улице? - Какие скоро появятся? - Кто из насекомых приносит вред? - А какие насекомые приносят пользу?

Используются игрушки-насекомые для рассмотрения и описания их детьми. После рассматривания и описания насекомых был введен сюрпризный момент, появление педагога в костюме «Весны». Педагог раздает бабочек, которых затем раскрашивают дети. Беседа заканчивается прочтением стихотворения ребенком «К нам весна шагает.

В конце занятия подводится итог, и закрепляются знания об изученном.

Таким образом, беседа позволяет сформировать у детей представления об изменениях в живой природе с приходом весны. Данная беседа помогает воспитывать у детей способность понять природу, беречь ее, любить.

В беседе о жизни диких животных «Прогулка в лес» ставилась главная задача: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной. В конспекте обозначен необходимый материал, в том числе демонстрационный: картина «Жизнь диких животных зимой», незаконченная композиция картины «Жизнь диких животных весной», серия картинок для завершения картины: заяц серый, белка рыжая, лиса не пушистая, волк серый, лиса с лисятами, медведь с медвежонком, еж с ежатами. Модели, отражающие сезонные изменения в жизни диких животных и оборудование; указана подготовительная работа - рассматривание серии картин «Дикие животные», чтение художественных произведений, сказок и дидактическая игра, целью которой было уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Беседа начинается с рассматривания детьми изображения «Жизнь диких животных зимой», затем задаются вопросы:

-Что изображено на картине?

-Что делают животные?

- Какие это животные?

В этой части беседы закрепляется знания детей о том, что происходит в жизни диких животных с приходом весны. Рассматривают изображение картину «Жизнь диких животных весной». Дети называют произошедшие в жизни животных сезонные изменения (звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу). В конспекте физминутка отсутствует.

В конце образовательной деятельности был подведен итог об изменениях в жизни диких животных. В процессе беседы закрепляются знания детей о диких животных, необходимость беречь и защищать их.

Таким образом, беседа позволит формировать у детей представления об изменениях в жизни диких животных с происходящими сезонными изменениями. Данная беседа помогает воспитывать у детей способность понять природу, беречь ее, любить.

В беседе о весне «Здравствуй, весна» ставилась главная задача: расширить представления детей о ранней весне. В конспекте обозначен необходимый материал, в том числе демонстрационный материал: фланелеграф, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, мяч, карточки-ребусы и раздаточный: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц и оборудование; указана подготовительная работа - рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе и дидактическая игра «Цветочный магазин», целью которой было закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.

Беседа началась с загадки. В этой части говорилось о признаках наступившей весны (днём стало пригревать солнце; стало теплее, день стал длиннее; снег потемнел, стал таять; появились первые проталины; слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны; побежали, зазвенели ручьи; возвращаются перелётные птицы.), об изменениях в весеннее время года. Затем дети по просьбе педагога называют приметы ранней весны.

В конспекте обозначена физминутка «Солнце стало пригревать», целью, которой было профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

После проведения физминутки педагог читает детям стихотворение И. Токмаковой «Весна». Затем задает вопросы:

- О чём говорится в стихотворении?

- Что весна делает? И т.д.

В конце образовательной деятельности был подведен итог. Закрепляются знания об изученном.

Таким образом, беседа позволит формировать представления детей о ранней весне, видеть изменения, происходящие в природе весной. Данная беседа помогает воспитывать у детей способность понять природу.

Все конспекты образовательной деятельности экологического содержания с дошкольниками соответствуют предъявляемым требованиям. Темы образовательной деятельности соответствуют программным задачам и содержанию. Программное содержание соответствует возрасту детей. В конспектах представлены все 3 задачи (познавательная, речевая и воспитательная). Формулировки задач грамотны. Наглядный материал представленный в конспекте соответствует возрасту детей. Методически конспекты составлены грамотно. Форма проведения образовательной деятельности выбрана удачно (беседа с элементами практической деятельности, просмотром видеоматериалов, наблюдения, рассматривания, художественного слова и др.). Формы, методы и приемы обучения соответствуют программным задачам и возрасту детей. Структура образовательной деятельности построена рационально. Для более успешного проведения образовательной деятельности следует продумать единый игровой сюжет.

Данные разработки конспектов могут быть полезны воспитателям, педагогам-экологам и специалистам, организующим эколого-педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Заключение

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, в частности, мышления и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни. Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Материалы исследовательской работы могут быть полезны педагогам, педагогам-экологам в формировании у детей дошкольного возраста динамических представлений об изменениях природе.


Наши рекомендации