Способы формирования у дошкольников динамических представлений об изменениях в природе
Формирования представлений детей об изменениях в природе требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому в детском саду должны быть созданы специальные условия, а именно [6, с. 45]:
- создание уголков озеленения (комнатные растения);
- содержание животных (птиц, рыбок, черепахи и др.);
- использование наглядных пособий, иллюстративного материала (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);
- создание условий для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветник, ягодник и др.);
- создание экологической тропы.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными психолого-педагогическими исследованиями [15, с. 103]. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение. Его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования [21, с. 58].
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [23, с. 39].
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям [22, с. 87]:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать;
- хорошее содержание растений и животных.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть [4, с. 61]:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Каждый детский сад создает условия для организации эколого-педагогического процесса. С этой целью в детских садах организуются озелененные участки, цветники, огороды, где достаточно места для организации познавательной и природоохранной детской деятельности.
Представления о росте и развитии успешно формируются в процессе систематических наблюдений. А это означает, что в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для выращивания растений и животных. Только в этом случае появляется возможность сочетать целенаправленное наблюдение с практической деятельностью детей по уходу за развивающимися организмами. Проведение цикла кратковременных наблюдений позволяет ребенку увидеть изменения в привычном, знакомом.
Развитие животных и растений, несмотря на наличие общих проявлений, во многом различно.
Так, наблюдая развитие животных, надо обращать внимание ребенка на внешний вид взрослой особи перед рождением потомства (если такие изменения очевидны), на внешний вид только что родившегося животного и его изменения по мере взросления. Особый интерес для дошкольников представляет поведение взрослого животного и детеныша (особенности игры). Надо выделить роль человека в создании условий для развития.
Наблюдения за развитием растений включают: проращивание семян или подготовку растения к вегетативному размножению, наблюдения за ростом и появлением новых органов (листьев, цветков, плодов), создание специальных условий, необходимых для развития (обеспечение дифференцированных потребностей во влаге, свете, тепле, почве).
Используя прием сравнения, дети учатся выделять в воспринимаемом объекте те свойства и качества, которые претерпели изменения (иногда даже малозаметные). Это в свою очередь требует достаточно тонкого анализа, устойчивого произвольного внимания, познавательного интереса.
Наблюдение предполагает обследование предмета с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Необходимо также обращаться к личному опыту ребенка, добиваться от него эстетических переживаний, проявления глубоких, искренних чувств (удивление, восторг, обеспокоенность и т.д.).
Исследователи считают важным и использование опосредованных методов, которые позволяют фиксировать этапы развития, ставить перед детьми задачи, стимулирующие дальнейшие поиски закономерностей развития. С этой целью используются картины, игрушки, модели, схемы, рисунки, заполнение календарей. Наблюдения сопровождаются также введением игровых приемов, чтением художественных произведений, использованием пословиц, загадок, народных примет.
Обобщение накопленного опыта осуществляется в беседах (как на занятиях, так и в повседневной жизни). Они позволяют уточнить знания детей, выявить, насколько осознанно воспринимают дошкольники процесс развития живого организма, и наметить пути дальнейшего формирования их представлений.
Таким образом, процесс формирования эмоциональных представлений в процессе ознакомления дошкольников с природой через последовательные этапы, обеспечивающие: возможность действовать с объектами природы, наблюдать их, экспериментировать, осваивать знания о связях и зависимостях в природе, так как природа способствует развитию реалистических представлений, в том числе динамических, об окружающем мире (природе), основанных на чувственном опыте ребенка.