Глава I. Теоретические основы формирования количественных представлений у дошкольников

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК

«Теория и методика математического развития детей»

специальность 050144 дошкольное образование

Использование дидактических игр с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у дошкольников

Студентки 309е группы

Дунаевой Татьяны

Научный руководитель:

Полякова Елена Николаевна,

преподаватель теории и методики

математического развития

Рыбинск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы формирования количественных представлений у дошкольников

1.1. Освоение количественных представлений, чисел и цифр дошкольниками……………………………………………………….......5

1.2. Содержание формирования количественных представлений у дошкольников……………………………………………………………11

1.3. Особенности формирования количественных представлений у дошкольников …………………………………………………………..

Глава II. Методические аспекты использования дидактических игр с палочками Х.Кюизенера для формирования количественных представлений у дошкольников

2.1. Сущность дидактических игр …………………16

2.2. Методика руководства дидактическими играми с палочками Х. Кюизенера в процессе формирования количественных представлений у дошкольников…………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………….

Приложение……………………………………………………………

Введение

Современное дошкольное образование выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, для дальнейшего обучения в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Осуществляемое в детском саду формирование у дошкольников первоначальных математических знаний и умений должно не только обеспечивать непосредственный практический результат, но и предусматривать широкий развивающий эффект, способность осознания доступных математических отношений и зависимостей. Это составляет основное содержание подготовки детей к усвоению математики в школе.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.

«Количество и счет» - один из разделов программы по формированию элементарных математических представлений в ДОУ, в содержание которого включено формирование представлений у дошкольников о множестве, числе, счете, арифметических действиях и др.

Дошкольный возраст – период интенсивного формирования количественных представлений. Формирование количественных представлений начинается с младшего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, к которым относится широко известный во всем мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Р.А. Непомнящая отмечает, что палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Е.А. Носова в методическом пособии «Логика и математика для дошкольников» отмечает, что с математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

К сожалению, в ДОУ очень редко используют методику Кюизенера, так как недостаточная компетентность педагогов в теоретическом и практическом применении, отсутствие образовательной технологии с использованием данных дидактических средств в образовательном процессе с младшими и средними дошкольниками.

Таким образом, очевидным становится противоречие: между необходимостью формирования количественных представлений у дошкольников с одной стороны, и недостаточным использованием дидактических игр с палочками Кюизенера в решении этой задачи в ДОУ, с другой стороны.

Из данного противоречия возникает проблема: каким образом использовать палочки Кюизенера для формирования количественных представлений у дошкольников?

Объект:процесс формирования количественных представлений у дошкольников.

Предмет: дидактические игры с палочками Кюизенера как средство формирования количественных представлений у дошкольников.

Цель данной работы: изучить возможности использования дидактических игр с палочками Х. Кюизенера для формирования количественных представлений у дошкольников.

Задачи:

1.Проанализировать взгляды педагогов и психологов на освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста.

2.Раскрыть содержание и особенности формирования у детей дошкольного возраста количественных и числительных представлений

3.Изучить значение и виды дидактических игр с палочками Х. Кюизенера

4.Рассмотреть методику руководства дидактическими играми с палочками Х. Кюизенера для формирования количественных представлений у дошкольников

Теоретической базой исследования являются работы:

по математическому развитию А. М. Леушиной, Е. И. Щербаковой и другие;

по использованию палочек Х. Кюизенера в работе с дошкольниками Л.Д. Комарова, Новикова В. П. и другие.

Методы исследования:анализ психолого-педагогической литературы.

Глава I. Теоретические основы формирования количественных представлений у дошкольников

Наши рекомендации