Методика 3. «Что нужно для профессии»
Цель: выявление умения оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
Стимульный материал: иллюстрации, изображающие профессии (повар, врач, учитель, пожарный, космонавт, строитель). Мелкие картинки с предметами-помощниками к предлагаемым профессиям (кастрюля, половник, хлеб, сыр, морковь; фонендоскоп, микстура, шприц, таблетки, вата, бинт, градусник; тетрадь, книга, карандаш, глобус, карта; каска, огнетушитель, рукавицы, пожарный рукав, песок; ракета, парашют, радар, космическая станция, пульт управления; грузовик, бетономешалка, кирпичи, доски, цемент) и предметов, не относящихся к данным профессиям.
Процедура. Перед ребенком кладут иллюстрации с изображением представителей профессий (повар, врач, пожарный, космонавт, строитель, учитель) и мелкие картинки с различными предметами.
Ребенку предлагается следующая ситуация: «Выбери, в кого бы ты хотел поиграть. (Ребенок выбирает профессию.) Отбери картинки с изображением того, что тебе потребуется для этой игры, и объясни, для чего это нужно».
Ребенок отбирает изображения на мелких картинках и объясняет, как он будет действовать изображенным предметом. За каждую правильно отобранную картинку и верный ответ ребенок получает 1 плюс (+). Данные заносятся в протокол.
Пример протокола
№ п/п | Ф.И. ребенка | К А Р Т И Н К И | Количество плюсов | |||||||||
Петя Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Катя Б | + | + | + | + | + | + | + | |||||
… |
Обработка.
3 балла — ребенок самостоятельно, без помощи взрослого получил 8—10 плюсов за правильный отбор и обоснование отбора картинок, относящихся к выбранной профессии.
2 балла — ребенок при незначительной помощи взрослого получил 5 — 7 плюсов за правильный отбор и обоснование отбора картинок, относящихся к выбранной профессии.
1 балл — ребенок даже при значительной помощи взрослого затрудняется в отборе и обосновании картинок и набирает не более четырех плюсов.
Методика 4. «Интервью»
Цель: выявление и оценка умения задавать вопросы на интересующую тему.
Стимульный материал: атрибуты репортера: микрофон, диктофон; головные уборы, атрибуты представителей разных профессий. Картинки с изображением представителей профессий (тренер, кондитер, летчик, водолаз, спасатель).
Процедура. Перед ребенком выкладывают картинки с изображением представителей различных профессий, дают ему атрибуты репортера: микрофон, диктофон и следующую инструкцию. «Ты сегодня будешь репортером. Представь, что тебе поручили взять интервью у представителя той или иной профессии и потом как можно интереснее рассказать о нем читателям газеты. Посмотри, здесь несколько картинок, на которых нарисованы люди разных профессий. Выбери, у кого из них ты хотел бы взять интервью. (Ребенок делает выбор.) А теперь давай представим, что я превратился в... (Называет профессию, выбранную ребенком.) Тебе необходимо узнать у меня как можно больше о моей профессии и о том, что я делаю на работе».
Обработка.
3 балла — ребенок самостоятельно задает три и более разнотипных вопроса (воображаемые, оценочные, каузальные, описательные); в своем интервью сохраняет последовательность, логичность, достаточно широкое информационное поле вопросов (вопросы касаются различных сторон деятельности по данной профессии).
2 балла —ребенок задает вопросы только с помошью взрослого; вопросы не разнообразны, не развернуты, узконаправленны (касаются только одной из сторон деятельности человека данной профессии); ребенок затрудняется сохранять последовательность и логичность.
1 балл — ребенок даже с помощью взрослого не справляется с заданием: затрудняется задавать вопросы.
Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Взрослый записывает вопросы. Проводится количественная и качественная оценка вопросов. Заполняется протокол обследования на всю группу детей
Ф.И. ребенка | Количество вопросов | Тип вопросов | Информационное поле вопросов | ||||||||
Описательные вопросы Кто? Что? Когда? | Каузальные | Субъективные | Воображаемые Что было бы если? | Оценочные Что лучше? Что правильнее? | Последующие Что еще может интересовать? | О пользе профессии | О действиях | Об оборудовании | … | ||
Петя Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Катя Б. | + | + | + | + | |||||||
… |
Методика 5. «Важное задание»
Цель: выявление и оценка умения получать информацию из разных источников.
Процедура. Взрослый предлагает детям выполнить задание по получению необходимой информации: «Ребята, скоро в нашей группе будет проводиться КВН для любознательных „Все обо всем". Каждый из вас может выбрать одну тему из предложенных: „Домашние животные", „Школа", „Транспорт", "Космос". Вы должны постараться найти как можно больше интересных сведений, накопить новый и необычный материал по заданной теме. Подумайте, где вы сможете найти этот материал, и через два дня принесите мне ваши материалы. Я думаю, что всем нам будет очень интересно узнать много нового по каждой из заданных тем. Возможно, что вы сможете найти что-то такое, о чем другие ребята не знали, и у нас получится замечательный КВН».
Через два дня каждый ребенок должен предоставить педагогу результаты своей работы. Взрослый спрашивает у ребенка о том, какую информацию или практический материал он подготовил, какие источники информации при этом использовал. Педагог учитывает качество и содержательность представленного материала (сообщение, рассказ, фотографии, иллюстрации, поделки и т.п.), оценивает продуктивность использования того или иного источника информации.
Возможны следующие источники получения информации: спросить у взрослого; спросить у сверстника; прочитать в книге, журнале, энциклопедии и т.д.; получить информацию экспериментальным путем, в практической деятельности; посмотреть мультфильм диафильм, видеофильм.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Количество источников |
Обработка.
3 балла — ребенок самостоятельно получает информацию из трех и более источников, отбирает источники наиболее оптимальные и оригинальные в соответствии с предложенной темой, накапливает практические материалы; в различных видах деятельности самостоятельно добывает информацию из различных многообразных источников, задание выполняется в ранее обговоренные сроки.
2 балла — ребенок с незначительной помощью со стороны взрослых добывает информацию из двух-трех источников. Обращается по мере необходимости к взрослому с целью уточнения задания; при отборе и переработке информации отдает приоритет более значимой для него информации.
1 балл —ребенок не понимает и не принимает условия задания, отказывается выполнять задание, использует лишь один источник информации; не умеет получать информацию, не заинтересован в поиске информации из различных источников; не удерживает поставленной цели («забыл», «не нашел»).
Методика 6. «Наши привычки»
Цель: выявление и оценка умения оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Стимульный материал: картинки с изображением предметов или явлений, воспринимаемых различными анализаторами: зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными, вкусовыми (рис. 10-14).
Процедура. Исследование включает в себя 5 серий заданий, которые проводятся индивидуально. Ребенку предлагаются задания, выполнение каждого из которых связано с участием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Ребенок оценивает социальные привычки на основе чувственного образа предмета или явления, воспринимавшегося им ранее. Используя свой чувственный опыт, ребенок сможет реально оценить социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
За каждый правильный ответ или действие ребенок получает плюс (+) (до пяти в каждой серии).
Первая серия «Назови знак!»
Материал. 5 природоохранных знаков на кругах (диаметр 16 см).
Содержание. Ребенку показывают любой знак и предлагают следующую инструкцию: «Назови знак и объясни, о чем он говорит».
Вторая серия «Звуковые сигналы»
Материал. 5 картинок с изображением предметов, которые при необходимости могут издавать звуковые сигналы: будильник, чайник, телефон, поезд, машины со специальными сигналами (милицейская, пожарная).
Содержание. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением предметов, которые при необходимости могут издавать звуковые сигналы и дают следующую инструкцию: «Скажи, о чем предупреждают и сообщают звуковые сигналы этих машин и предметов? Какие привычки могут быть связаны с этим?» (Будильник —вовремя вставать, не опаздывать. Телефон — позвонить и принять сигналы по телефону. Закипевший чайник —вовремя выключать плиту. Поезд — переходить железную дорогу только в специально организованных местах. Машины со специальными сигналами —пропускать их, они спешат на пожар или туда, где случилась беда.)
Третья серия «Что полезно и вредно для кожи»
Материал. 5 карточек с изображением предметов (трава, осколки стекла, панамка, булавка, спички).
Содержание. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают следующую инструкцию: «Рассмотри картинки и расскажи, какую пользу или какой вред могут принести коже изображенные на них предметы».
Четвертая серия «Что мы вдыхаем»
Материал. 5 картинок с символами: выхлопной газ, табачный дым, лакокрасочные вещества, заводские трубы, непроветренное помещение.
Содержание. Ребенку дают следующую инструкцию: «Объясни, какое влияние на человека оказывает каждое изображенное явление».
Пятая серия «Полезные продукты»
Материал. Таблица с изображением 5 полезных (банан, морковь, молоко, рыба, яблоко) и 4 вредных (кока-кола, мороженое, «чупа- чупс», конфеты) продуктов.
Содержание. Ребенку дают следующую инструкцию: «Отметь красной фишкой полезные для здоровья человека продукты».
Обработка.
3 балла — ребенок самостоятельно без помощи взрослого получил 22—25 плюса за правильные ответы и действия по всем сериям заданий;
2 балла — ребенок при незначительной помощи взрослого получил 21—22 плюса за правильные ответы и действия по всем сериям заданий;
1 балл —ребенок даже при значительной помощи взрослого набирает не более 11 плюсов.
По ходу диагностики информационной компетентности дошкольников 5—7 лет заполняется сводная таблица.
Уровень сформированности информационной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:
высокий уровень — 15—18 баллов;
средний уровень — 10—14 баллов;
низкий уровень — 6—9 баллов.
Протокол диагностического обследования № ____ от «____»__________
Цель: обследования выявление и оценка интегративных качеств обеспечивающих информационную компетентность дошкольника
Ф.И. ребенка __________________________________________ возраст ________
Ф.И.О. педагога _______________________________________________________
Дата обследования с «____» ____________ г. по «____» _____________ г.
№ | Оцениваемый показатель | Методика | max–min значения | балл | Уровень |
1 | умение ориентироваться в источниках информации. | Методика 1. «Помоги другу» | 1 – 3 | ||
2 | умение делать выводы из полученной информации | Методика 2. «Юный зоолог» | 1 – 3 | ||
3 | умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности. | Методика 3. «Что нужно для профессии» | 1 – 3 | ||
4 | умение задавать вопросы на интересующую тему | Методика 4. «Интервью» | 1 – 3 | ||
5 | умение получать информацию из разных источников | Методика 5. «Важное задание» | 1 – 3 | ||
6 | умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой | Методика 6. «Наши привычки» | 1 – 3 | ||
Итог |
Качественная характеристика уровней сформированности информационной компетентности
Высокий уровень (15—18 баллов)
Ребенок самостоятельно ориентируется в некоторых источниках информации (окружающие люди; детская познавательная литература: словари, энциклопедии, детские журналы и газеты; СМИ: телевидение, радио, компьютерные игровые программы и др.). Выделяет среди них наиболее содержательные и эффективные по целевой установке. Его интерес к источникам информации возникает независимо от внешних влияний, так как ребенка привлекает все новое.
Осознанно может выбрать необходимый источник информации и самостоятельно получить из него сведения. Самостоятельно сравнивает информацию из различных источников, обобщает, анализирует, делает объективные, логически обоснованные выводы из полученной информации, применяет полученную информацию в практической деятельности. Ребенок самостоятельно обосновывает необходимость той или иной информации для учебной, продуктивной, исследовательской, проектной или игровой деятельности, видит перспективы ее применения. Проявляет инициативу, задавая развернутые, логически и тематически обоснованные вопросы на интересующую его тему; выстраивает их в логическую цепочку. Удовлетворяется только при получении достаточного объема информации. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Подвергает анализу как собственные привычки, так и привычки других людей, проявляя при этом уважительное отношение к себе и окружающим. Аргументирует свои оценки, используя имеющиеся знания. Прогнозирует последствия своего поведения.
Средний уровень (10—14 баллов)
Ребенок ориентируется в различных источниках информации по предложению и с участием взрослого. Интерес к источникам информации неустойчивый и ситуативный. При помощи взрослого может получить необходимые сведения из знакомых источников информации. Интерес к поиску дополнительной информации иногда пропадает или исчерпывается после получения положительного результата. Может делать выводы из полученной информации на основе аналогичного примера, но не всегда способен сделать выводы из новой информации. Нуждается в помощи взрослого. Под руководством взрослого делает попытки логически обосновать и оценить необходимость той или иной информации для своей деятельности. Осознает значимость вопросов, может участвовать в коллективном обсуждении интересующей темы. При стимулировании со стороны взрослого задает вопросы на интересующую тему. При подсказке и помощи взрослого ребенок оценивает разнообразные социальные привычки, следит за выполнением правил, протестует при их нарушении другими детьми.
Низкий уровень (6—9 баллов)
Ребенок не ориентируется в источниках информации, не осознает многообразие и целевое назначение информации. Положительная реакция может возникать на новый источник информации. Не заинтересован возможностями поиска информации из различных источников даже после объяснения и показа взрослого во время совместной деятельности. Не умеет делать выводы из полученной информации даже при помощи взрослого. Не проявляет потребности в оценке необходимости той или иной информации для своей деятельности, достижения цели и не откликается на помощь взрослого. Слушает вопросы, задаваемые другими детьми, иногда повторяет их, но сам сформулировать вопросы не может, не испытывает потребности в получении ответов на вопросы. Равнодушен к оценке социальных привычек. Может заметить асоциальную направленность привычки, но не может оценить ее даже с помощью взрослого, не высказывает своих суждений, принимает имеющиеся стереотипы.