Методика 6. «Не поделили игрушку»
Цель: выявление и оценка умения не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.
Стимульный материал: коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.
Форма проведения: групповая.
Процедура обследования. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:
· отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
· никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
· играть всем вместе;
· посчитаться;
· играть по очереди;
· отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение.
Педагог выслушивает предложения каждого ребенка. Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Варианты возможных конфликтных ситуаций.
Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.
Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.
Обработка.
· 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
· 2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;
· 1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.
Психолого-педагогическая диагностика готовности дошкольника эмоционально откликаться на мир природы предполагает качественную оценку в ходе непосредственного выполнения детьми заданий, либо как результат беседы и опытно-экспериментальной деятельности
2.7. Диагностика экологического отношения у детей дошкольного возраста (С.Н.Николаева)
Осознание – правильное отношение детей к природе, строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособленных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.
Экологическое отношение – это отношение к неживой и живой природе, среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
С.Н.Николаева считает, что основным содержанием экологического воспитания является формирование осознания – правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
В качестве содержательного поля экологического отношения ребенка старшего дошкольного возраста выступали: поведение, речевые проявления, деятельность (художественно-изобразительная, игра, уход за растениями и животными); самостоятельное наблюдение и опытничество.
На основании показателей экологического отношения разработали уровни отношений старшего дошкольного возраста:
I уровень (низкий) – поведение безразличное, равнодушное, отсутствуют чувства и эмоции, не наблюдается опытничество, нет интереса, впечатления о природе не отражает.
II уровень (средний) – неосознанные разрушительные действия; животные, растения, природа не вызывают восторга эмоций; познавательный интерес появляется при помощи взрослых; впечатления отражаются в разных видах деятельности при напоминании со стороны взрослого.
III уровень (выше среднего) – доброжелателен к природе, проявляется к животным и растениям интерес, но не системный; наблюдения и опытничество не постоянные; отражаются впечатления в деятельности, в играх, недостаточно в самостоятельной речевой деятельности.
IV уровень (высокий) – ребенок проявляет полноту отношения, существенность, обобщенность, системность.
Показатели уровней экологического отношения выражены баллами.