После завершения государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке
Ответственность
Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности
Вопросы
1.Всегда ли при наличии достаточных оснований назначается и проводится ГЭЭ.
2.Все ли объекты, подлежащие экспертизе, ею охвачены
3.Имеются ли случаи осуществления или финансирования строительства или реконструкции без экспертизы проектов, хозяйственных и иных решений.
4.Всегда ли представители контролирующих органов входят в состав комиссии по приему в эксплуатацию объектов и иных сооружений, могущих оказать вредное воздействие на природную среду.
5.Привлекаются ли к персональной ответственности за нарушение порядка приемки объекта председатель и члены приемной комиссии.
6.Как осуществляется реагирование на случаи финансирования предприятий, сооружений и устройств , не удовлетворяющих требованиям ЭЭ.
7. Привлекаются ли к ответственности председатели и члены экспертной комиссии за дачу заведомо неправильных и необоснованных заключений, возмещается ли причиненный в результате его вред.
8. Привлекаются ли к ответственности руководители предприятий, учреждений, организаций, др. должностные лица за невыполнение требований экологической экспертизы.
9.Имются ли случаи прекращения финансирования или приостановки эксплуатации предприятий, цехов, работ по их реконструкции в случаях невыполнения требований экспертизы или не проведения ГЭЭ.
Лекция 13. П/Р 4 «Законодательство по экологической экспертизе»
Вариант 1.
Лекция 14.Государственная экологическая экспертиза в РФ и ОВОС
Государственная экологи́ческая экспертиза — мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы [1]в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе»[2] и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.
Государственная экологическая экспертиза предварительно оплачивается в полном объеме заказчиком документации, подлежащей экспертизе [3]. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не превышает 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (федерального или регионального уровня соответственно).
Государственной Правовой механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды включает в себя важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.
Правовой основой ЭЭ служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т.д
Подгосударственной экологической экспертизой (ГЭЭ)понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссии, называемой государственным природоохранным органом. Ее задача –оценить соответствие намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам.
Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, а также проекты стандартов и нормативов и др.
В соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995) она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведение, широкой гласности и участия общественности.
ГЭЭ основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Она одновременно выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за экологическим соответствием результатов работы. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии ее положительного заключения.
Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз – общественная, научная и др., которые проявляются обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.
Общественная ЭЭ имеет право:
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом;
-знакомиться нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ;
-участвовать в качестве наблюдателя в заседаниях экспертной комиссии.
Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. Предусматриваются условия проведения общественной экологической экспертизы:
-государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;
-порядок с сроки этой регистрации органами местного самоуправления;
-форма и содержание заявления о проведение экологической экспертизы;
-обязанности общественных объединений, организующий ЭЭ, известить население о начале и результатах ее проведения;
-исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной ЭЭ. Получение мотивированного, обоснованного заключения важно, но это лишь часть дела. Главное – донести мотивированное заключение до сведения принимающих решение органов и должностных лиц.
Заключение экспертизы направляются Госкомэкологии и ее органам, их преемник, заказчику, органам принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, Целесообразно публиковать заключение в СМИ.
ЭЭ становится одной из важных функций государственной экологической политики. Еще более глубоким и объемным вариантом экологического сопровождения хозяйственной деятельности в последние годы служит оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
ОВОС проводится при разработке всех вариантов препроектной , в том числе прединвестиционной и проектной документации. Процедура ОВОС предшествует проведению государственной ЭЭ и выполняется для предварительной оценки прямого и косвенного воздействия, которое может оказать хозяйственная и иная деятельность на окружающую среду.
Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проект, привлекая для этих целей компетентные организации и специалистов. Согласно Международной конвенции ОВОС в полном объеме проводится для таких объектов, как тепловые электростанции, АЭС мощностью больше 300 мегаватт, нефтеочистительных заводов, крупные платины и водохранилища и другие экологически опасные крупные объекты.
Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС служит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». После прохождения ОВОС его материалы вместе с заявлением о воздействиях на окружающую среду направляются на государственную ЭЭ, в составе техноэкономических обоснований и проектно-сметной документации. Результаты ОВОС являются составной частью раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации.
Лекция 15. П/Р 5.Оценка воздействия на окружающую среду
Вариант 1
Лекция 16. Процедура и организация проведения ГЭЭ
2.3. Технические документы (государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы, руководства, методики, методические указания и др. рекомендации, справочные и иные пособия, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии). Современная система стандартов по охране окружающей среды и нормативы ее качества
Нормативно-техническими документами, которые используются при проведении оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, являются: Государственные стандарты, нормы, правила, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВП и др.), а также руководства, методики, методические и другие рекомендации, справочные и иные пособия. Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие экологическим требованиям.
Следует отметить, что экспертам или разработчикам оценки воздействия на окружающую среду приходится учитывать нормы, правила и требования, содержащиеся в нескольких сотнях нормативно-технических документах: более 100 Государственных (ГОСТ) и 30 Отраслевых (ОСТ) стандартов, более 30 Строительных норм и правил (СНиП), около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН), Предельно допустимых (ПДК) и Ориентировочно допустимых (ОДК) концентраций, Ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ, а также сотен различного рода Методических указаний (МУ), норм безопасности (например, радиационной - НРБ), порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств, организаций и учреждений.
Структура положения «О порядке проведения государственной экологической экспертизы».Положение «О порядке проведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», устанавливая, что она организуется и проводится при условиях:
- регистрации предоставляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
- оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости – предоставления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
- соответствия материалов требованиям, установленным в соответствии с Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
- создания экспертной комиссии и назначения её состава приказом специально уполномоченного органа;
- назначения тем же приказом срока проведения государственной экспертизы (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях – до 6 месяцев);
- выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
- информирования заинтересованных организаций о её результатах.
В указанном и других подзаконных документах условия, а также порядок учета природных, социально-экономических и других факторов при проведении государственной экологической экспертизы регламентируется более подробно.
Структура «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации». В соответствии «Руководством по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации» (утверждено 10.12.93 г. Главгосэкоэкспертизой Минприроды России) рекомендуется представлять на экспертизу материалы, содержащие:
- информацию о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т.д.);
- оценку существующего экологического состояния территории;
- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
- ограничения по пользованию природной средой;
- прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
- сведения о социальной среде и здоровье населения;
- оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
- характеристику и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.
В числе действующих ведомственных подзаконных нормативных и инструктивно – методических документов, регулирующих условия разработки и предоставления материалов на государственную экологическую экспертизу, а также её проведения, отметим следующие:
- «Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности»;
- «Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия»;
- «Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов» (утв. Минприроды РФ 12.01.96 № 02-02/35-181);
- «Единая форма заключения ГЭЭ» (утв. приказом «Минприроды РФ от 28.09.95 № 392);
- «Указания к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации» (утв. Главгосэкоэкспертизой Минприроды РФ 15.07.94 г.);
- «Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95, утв. постановлениями Минстроя РФ 30.06.95 г., №№ 18-64 и 18-63);
- «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства» (система нормативных документов в строительстве – РДС 11-201-95, Минстрой РФ, М.: 1995);
- «Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ» (утв. Приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);
- Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, №41 РД-ОЭ-13-94) и др.
^ Вопросы для самоконтроля
1) Какие статьи федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ освещают вопросы государственной экологической экспертизы?
2) Какой закон РФ является базовым в области экологической экспертизы, какова структура и содержание этого закона?
3) Какой существенный недостаток имеется в законе «Об экологической экспертизе»?
4) Какие нормативно-правовые подзаконные акты в области экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду существуют в РФ?
5) Какие существуют нормативные документы и материалы субъектов Федерации в области оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы?
6) Какие нормативно-технические документы используются при проведении оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе проектов в РФ?
7) Какова структура положения «О порядке проведения государственной экологической экспертизы»?
8) Какова структура «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации»?
9) Каковы наиболее важные подзаконные нормативные и инструктивно-методические документы, регулирующие условия разработки и предоставления материалов на государственную экологическую экспертизу?
10) Какие международные конвенции и другие акты в области охраны окружающей среды необходимо учитывать при проведении государственной экологической экспертизы?
Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим
эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления
единых правил проведения ГЭЭ в РФ и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу;
- экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной ЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с нормативными документами Госкомэкологии России,утвержденными в установленном порядке (в частности, постановления Правительства).
В Регламенте определен порядок предварительного рассмотрения документации, поступившей на ГЭЭ. Основные его моменты заключаются в следующем.
Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе,
представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы - в одном экземпляре.
Материалы, поступившие в подразделение, специализированное в области
проведения государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России или его территориального органа (экспертное подразделение), регистрируются в установленном порядке и передаются на исполнение штатному сотруднику -ответственному исполнителю. Ответственного исполнителя из числа штатных работников, обеспечивающего организацию и соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы, назначает начальник экспертногоподразделения.
Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации и соответствие требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе ", а также раздела 2 Регламента.
При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, природоохранный орган в течение семи дней после регистрации поступивших материалов уведомляет заказчика о недостающих материалах и сроках их представления.
Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения), возвращается заказчику с
письменным уведомлением. При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
- категорию сложности государственной экологической экспертизы;
- продолжительность её проведения; количество привлекаемых экспертов;
- стоимость проведения государственной экологической экспертизы;
- подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и расчета стоимости экспертизы.
Категория сложности государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы: экологической опасностью намечаемой деятельности, сложностью природных условий, опасностью природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также объемом разработанной и представленной на экспертизу документации.
Сложность объекта государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с Классификатором экологической опасности намерений и
деятельности и включает З категории процедуры проведения государственной экологическое экспертизы: сложную, средней сложности и простую. В основу данной классификации заложены предложения Москомприроды.
Продолжительность проведения экспертизы зависит от сложности объекта
государственной экологической экспертизы и составляет: экспертиза простая
‑ до 30 дней; экспертиза средней сложности ‑ до 60 дней;
экспертиза сложная ‑ до 120 дней. Срок проведения государственной
экологической экспертизы может быть продлен приказом специально
уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать шести месяцев для сложной экспертизы.
При непоступлении документа, подтверждающего оплату проведения
государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.
Организация проведения государственной экологической экспертизы.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).
В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель).
Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель: уточняют
численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав
экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов;
подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии;
подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов
экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.
Проведение государственной экологической экспертизы несложных объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных экспертов специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы.
Оплата участия штатных экспертов в проведении государственной экологической экспертизы объектов внебюджетного финансирования производится в порядке, определенном "Положением об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России 14.05.96
г).
Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение ГЭЭ;
трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госмкомэкологии России или его территориального органа.
Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы.
Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней. В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков проведения ГЭЭ оформляется приказом Госкомэкологии России или его территориального органа. При этом общий срок проведения ГЭЭ не должен превышать шесть месяцев.
Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о
проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы.
Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на
проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам.
Руководитель экспертного подразделения и эксперты подписывают трудовые
соглашения между ними и специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Порядок работы экспертной комиссии. Работа экспертной комиссии
ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют
члены экспертной комиссии, представители заказчика), а также, при
необходимости, других заинтересованных организаций.
Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня,
реализация которых затрагивает интересы субъекта Российской Федерации,
проводится с участием соответствующего территориального органа Госкомэкологии России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих формах: территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего представителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает свои аргументированные заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы.
На организационном заседании:
- представитель экспертного подразделения сообщает о приказе по проведению ГЭЭ;
-руководитель экспертной комиссии докладывает о порядке проведения ГЭЭ объекта;
- представитель заказчика (разработчика) представленной документации
докладывает о характере намечаемой деятельности;
- уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;
- определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
- определяется срок подготовки проекта сводного заключения экспертной комиссии.
По результатам организационного заседания оформляется протокол и прилагается явочный лист, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на
государственную экологическую экспертизу, и подготавливают индивидуальные экспертные заключения. Проекты групповых заключений обсуждаются на заседаниях экспертных групп.
Приказом, при необходимости, предусматривается выезд на место членов
экспертной комиссии для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Приказом по Госкомэкологии в состав экспертной комиссии могут дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта. Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении недостающих материалов.
Рабочие заседания экспертных групп оформляются протоколом и явочным листом, которые подписываются руководителем группы.
В ряде случаев, в целях решения возникающих вопросов, руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии представителей заказчика. В случае запроса заказчика документации о возможности участия своего представителя в рабочих заседаниях экспертной группы, этот вопрос решается руководителем экспертной группы или экспертной комиссии.
После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают и представляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов и готовят проект сводного заключения.
До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной экологической экспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной комиссии представителя заказчика документации.
Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители других заинтересованных организаций. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах сводного заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать свое мнение по проекту сводного заключения.
Принятие решения по сводному заключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и сотрудников Госкомэкологии России (его территориального органа).
Заключительное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом и явочным листом, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.
При наличии замечаний экспертов по проекту сводного заключения экспертной комиссии, документ (или сводное заключение) дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.
Сводное заключение подлежит доработке и в случае его неподписания
руководителем специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ в связи с: нарушением процедуры проведения экологической экспертизы или несоответствием выводов заключения и замечаний экспертов. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами сводного заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписывает заключение с отметкой "особое мнение".
При отсутствии под заключением подписей квалифицированного большинства членов комиссии, заявлении о наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой о наличии особого мнения экспертами (составляющими более одной трети списочного состава комиссии), руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его
территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению ГЭЭ, о необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и о дополнительном включении экспертов в состав комиссии. Предложения по исключению из состава комиссии экспертов, имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.
В случае, если сводное заключение экспертной комиссии не подписано
квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после
продления срока проведения ГЭЭ, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально
уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.
Оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", и в частности: неподписании (отказе от подписания) заключения государственной экологической экспертизы, в том числе и в случае представления экспертом особого мнения;
Оформление заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа).
Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия
положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.
Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.
КИЗА обычно применяется для сравнения загрязнения атмосферы различных участков исследуемой территории (городов, районов и т.д.) и для оценки временной (многолетней) тенденции изменения состояния загрязнения атмосферы.
Таблица 1
Критерии оценки состояния загрязнения атмосферы по комплексному индексу (КИЗА)
ПОКАЗАТЕЛЬ
СОСТОЯНИЯ
Норма (Н)
Риск (Р)
Кризис (К)
Бедствие (Б)
Менее 5
5 ‑ 8
8 ‑ 15
Более 15
Ресурсный потенциал атмосферы территории определяется её способностью к рассеиванию и выведению примесей, соотношением фактического уровня загрязнения и величиной ПДК. Оценка рассеивающей способности атмосферы основана на величине таких комплексных климатических и метеорологических показателей, как
потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) и параметр потребления воздуха (ПВ). Эти характеристики определяют особенности формирования уровней загрязнения в зависимости от метеоусловий, способствующих накоплению и выведению примеси из атмосферы.
ПЗА ‑ комплексная характеристика повторяемости метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания примеси в воздушном бассейне. В России выделены 5 классов ПЗА, характерных для городских условий, в зависимости от повторяемости приземных инверсий и застоев слабых ветров и продолжительности
Туманов.
Параметр потребления воздуха (ПВ) представляет собой объем чистого воздуха, необходимый для разбавления выбросов ЗВ до уровня средней допустимой концентрации. Этот параметр особенно важен при управлении качеством воздушной среды в случае установления природопользователям режима коллективной ответственности (принцип "пузыря") при рыночных отношениях. На основе данного
Параметра объем выбросов устанавливается для целого региона, а уже затем находящиеся на его территории предприятия совместно находят наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем, в т.ч. через торговлю правами на загрязнение.
Оценка ресурсного потенциала атмосферы проводится с учетом гигиенического обоснования комфортности климата территории, возможности использования территории в рекреационных и селитебных целях. Важной исходной, составляющей при этой оценке, является физиолого-гигиеническая классификация погод (т.е.
Завершающим этапом комплексной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха является анализ тенденций динамики техногенных процессов и оценка возможных негативных их последствий в краткосрочном и долгосрочном аспекте (перспективе) на локальном и региональном уровнях. При анализе пространственных особенностей и временной динамики последствий воздействия загрязнения атмосферы на здоровье населения и состояние экосистем применяется метод картографирования
(в последнее время ‑ построения ГИС) с использованием набора
Характеристика существующего и прогнозируемого загрязнения атмосферного воздуха. Должен проводиться расчет и анали