В каком порядке производится изменение функционального зонирования национального парка?
Ст 17 ФЗ ОБ ООТ 3. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требуется ли в данном случае проведение экологической экспертизы?
Требуется.174-ФЗ:
Статья 1. Экологическая экспертиза
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если
законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Задача № 6
Постановлением администрации Красноярского края особо охраняемая природная территория краевого значения «Ботанический сад В. Крутовского» была преобразована в Памятник природы краевого значения с тем же названием. Указанным правовым актом администрация субъекта РФ также пересмотрела границы особо охраняемой природной территории, уменьшив размеры земельного участка, занимаемого памятником природы.
Прокурор края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству. Свои требования прокурор мотивировал, в частности, тем, что земельный участок, на котором расположена особо охраняемая природная территория, находится в федеральной собственности.
Соответствует ли федеральному законодательству принятый органом исполнительной власти субъекта РФ правовой акт? Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести суд?
Согласно п. 6 ст. 2 Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 15.02.95 N 33-ФЗ ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого являются соответственно собственностью Российской Федерации,
субъекта Федерации или муниципального образования.
В силу п. 8 данной статьи содержание права собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и
объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. ст. 129, 209, 214 ГК РФ.
В силу ст. 209 ГК РФ правомочия по распоряжению имуществом принадлежат исключительно собственнику имущества. Статьей 214 ГК
РФ определено, что отнесение имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке,
установленном законом.
Согласно пункту 2 раздела 11 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 имущество учреждений, финансируемых из бюджета РФ, является исключительно федеральной
собственностью.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О разграничении федеральной собственности на землю" от 17.07.01 N 101-ФЗ к федеральной собственности относятся земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих земельных участках
располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, эти земельные участки переданы государственному учреждению, созданному органами государственной власти Российской
Федерации.
Из материалов дела видно, что СибГТУ является федеральным государственным учреждением, созданным органом государственной власти РФ - Министерством образования, финансируется собственником из федерального бюджета. Сад Крутовского еще в 1988 г. как садово-
мемориальный комплекс передан в ведение (на баланс) СибГТУ. При этом на балансе СибГТУ находятся не только земельный участок и постройки, но и все плодовые деревья, каждое из которых имеет собственный инвентарный номер.
Распоряжением Правительства РФ от 31.07.2003 N 1046-р земельный
участок площадью 283721,2 кв. м, занимаемый Садом Крутовского, отнесен к федеральной собственности.
Следовательно, и сад Крутовского, и земельный участок, занимаемый садом, являются федеральной собственностью.
Согласно п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, объявление субъектом РФ особо охраняемой природной территорией регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого
субъекта РФ.
В данном случае и имущественный комплекс сада Крутовского, и земельный участок, занимаемый садом, являлся собственностью РФ, и объявление его ООПТ регионального значения памятник природы после июля 2003 г., когда не только сад, но и земельный участок, занимаемый садом, отнесены к федеральной собственности, произведено субъектом РФ с нарушением действующего законодательства.
Противоречит нормам материального права и вывод суда о возможности ограничения субъектом РФ прав Российской Федерации со ссылкой на ст. 56 ЗК РФ и ст. 27 Закона РФ об ООПТ.
Возможность ограничения федеральными законами гражданских прав установлена ст. 55 Конституции РФ. Однако в силу названной статья допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Целью природоохранного законодательства является сохранение и воспроизведение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения граждан РФ, обеспечение здоровой экологической среды для всех граждан России, в связи с чем федеральным законодательством, в том числе и приведенными судом законами, правомерно ограничиваются права граждан - собственников и владельцев земельных участков, включаемых в особо охраняемые природные территории.
Задача № 8
В целях подготовки к строительству Олимпийских объектов было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка. В частности, около 10 тыс. га территории Сочинского национального парка на хребтах Аибга, Псехако, Грушевый и Турьих горах были выедены из состава заповедной и особо охраняемой зон национального парка. На указанной территории в соответствии с проектом должен был быть построен ряд Олимпийских объектов: горная олимпийская деревня, санно-бобслейная трасса, биатлонный и лыжный комплексы. В результате изменения функционального зонирования общая площадь заповедной и особо охраняемой зон национального парка не изменилась: в их состав были включены другие, менее ценные участки леса.
Общественное природоохранное объединение «Социально-экологический союз» оспорило указанные изменения в суде.
С какой целью в пределах территорий национальных парков выделяются различные функциональные зоны? Зонирование применяется во всех случаях, когда необходимо установить определенный режим охраны и/или использования определенного участка пространства, отличающийся от смежных с ним участков. В этом смысле зонирование служит правовым инструментом не только для установления ограничений деятельности в границах ООПТ (и прилежащих охранных зон), но и для дифференциации режимных ограничений.
Установление дифференцированного режима использования посредством зонирования территорий в границах ООПТ присуще государственным природным заповедникам, национальным паркам, природным паркам. Каких-либо законодательных предписаний относительно процедуры установления таких зон не предусмотрено. В этом смысле мы разделяем мнение О.И. Крассова о том, что выделение функциональных зон ООПТ на сегодняшний день осуществляется сугубо в административном порядке. В основу классификации зон положены цели. Представляется, что виды функциональных зон тесно связаны с целями национальных парков, предусмотренных пунктом 1 ст. 12, и их задачами, предусмотренными ст. 13 Закона о ОТТ
пунктом 3 установлено выделение специфических "зон традиционного экстенсивного природопользования" и условия осуществления хозяйственной деятельности в их границах. Пункт 4 определяет особенности хозяйственного использования включенных в состав территорий национальных парков или их охранных зон земель, не изъятых из хозяйственной эксплуатации. Пункт 2 содержит отсылочные нормы и нормы прямого действия, устанавливающие конкретные режимные ограничения. Пункт 5 содержит указание на способ закрепления дифференцированного режима особой охраны (функционального зонирования).