Распространение систем экологического менеджмента
Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 или по аутентичному национальному стандарту.
В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году — 22897 организаций, в 2004 году — 72877 организаций.
31. Экологическая сертификация. Лицензирование природопользования – это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специально разрешительных документов, то есть лицензии. Лицензирование – это элемент административно-правового управления, то есть государство не выполняет рычаги управления во всех сферах деятельности, в том числе и природоохранной. Лицензия фиксирует конкретные условия, определенные ограничения пользования природными ресурсами. Лицензия может быть и элементом экономического или рыночного управления, и может продаваться на аукционах. В систему лицензирования природопользования входят два вида разрешений: 1) разрешение на право пользования (добычи, изъятия, использования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов на конкретной территории. 2) разрешение на комплексное природопользование: Лицензирование является одним из элементов территориального управления природопользованием на ряду с платежами за ресурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами, инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами. Специальные лицензии – это документы, выдаваемые специальными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Комплексная лицензия, в отличии от специальных лицензий, не дает права на вид природопользования, а лишь регламентирует условия пользования конкретного субъекта. Право же на пользование должно определяться в договорах аренды на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию этих договоров. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. С применением закона РБ о защите прав потребителя в республике введена обязат. сертификация товаров, работ и услуг. Сертиф. осущ. по след. направлениям: технологич. процессы; отходы производства и потребления; услуги направленные на обеспечении экологич. безопасности и предупреждение вреда окруж прир. среды; объекты окружающей природной среды, прир. ресурсы. Сертификация является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием и охраны окруж. среды. Для функционирования госуд. системы экологич. сертифик. Необходимо: определить номенклатуру объектов подлеж. экологич. сертификации; разработка экологич. требований и нормативов. Экологический паспорт промышленного предприятия — это нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и по влиянию производства на ОС, а именно:
сведения о применяемых технологиях;
количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии, водоснабжения;
количественные характеристики выпускаемой продукции;
количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ, а также необходимого предприятию транспорта.
32. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельностью.Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природоп состоит в том, что объектом планирования явл не только соц-экон, но и прир процессы и явления. Территориальное прогнозирование и планирование на гос. уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производит сил, Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с осн показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных прир рес. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов прир рес и охраны прир сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. По отдельным прир средам и прир компонентам планируются показатели: по охране атмосферного воздуха — относительное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и снижение общего кол-ва этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов; необходимые капитальные вложения; по исп и охране водных ресурсов — объем исп воды; объем оборотной и последовательно исп воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы, по охране земельных ресурсов — показатели "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное исп земельных рес", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов; по охр лесных рес — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационная охрана лесов от пожаров; по минерально-сырьевым ресурсам — лимит добычи полезных ископаемых (нефти, торфа, калийной и поваренной соли, цементного сырья);по охране других биологических рес — уровень достижения оптимальной численности осн видов охотничье-промысловых животных и данные по организации гос заповедников и национальных парков; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохр мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий. Формирующаяся в Бел сис-ма прогнозирования и планирования должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охр окр ср, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми рес-ми.
33. Основные виды эколого-экономического планирования.
Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны. В условиях рыночных отношений цели планирования сохра няются.Новый подход к самостоятельности предприятий, перехо дящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования. С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение
законодательства об охране природы. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой
ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окр среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных
достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности
как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.
34. Правовое регулирование природоп и природоохр деят-ти.Ответственность за нарушение природоохран. Законодат Основой гос регулирования природоп является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природоп составляют: Конституция, Концепция государственной политики РБ в области охраны окружающей среды, Законы РБ:"О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)""Об охране окружающей среды";"О государственной экологической экспертизе" "Об отходах производства и потребления; "Об особо охраняемых природных территориях и объектах, О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Кодекс РБ о недрах; Водный кодекс РБ; Кодекс РБ о земле; Лесной кодекс РБ. Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон РБ "Об охране окружающей среды", вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба. В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты. административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий т.п К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экологии играют службы контроля и общественные организации, однако только меры запретительного характера не решат проблему сохранения нашей природной среды. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.
35. Нормирование и стандартизация в области охраны окр среды. Одним из наиб эффективных средств рацион природопользования и охр окр ср явл экол нормирование. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр прир ср. Главная цель экол нормир - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экон и экол интересов. Систему экол нормирования подразделяют на 3 составляющие части :технологическую, научно-техническую: медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. ПДК — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха воды или почвы, грунтов, других пород. Разработка экол стандартов предст собой длит и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным исп в Беларуси не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе. Если то или иное вредное вещество, на данной террит представлено в единственном виде и не превыш значения ПДК, это свидетельствует о чистоте прир среды. Для каждого загрязняющего в-ва установлены класс опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека ,среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окр ср. Радиоактивное загрязнение террит Бел вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития промышленности, с/х, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиб благопр усл жизни насел, недопущения разруш естественных экол сис-м. ПДН — это допустимая степень воздействия на окр прир ср в конкретном регионе.