Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

Цель занятия – приобретение практических навыков расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Обеспеченность студентов: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

1 Вопросы для подготовки к занятию:

1. Когда была введена плата за загрязнение окружающей среды, и каковы были цели ее введения?

2. За какие воздействия на окружающую природную среду взимается плата?

3. Кто является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды?

4. Каким нормативным документом установлен порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды?

5. На основании, какого нормативного документа осуществляется расчет платы за загрязнение окружающей среды?

2 Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию [3-5, 16-18, 20-22, 32, 33].

3 Общие положения

Начало введения платы за загрязнение окружающей среды (далее – плата за загрязнение) откосится к 1990 г., когда был проведен эксперимент, охвативший 29 административных территорий страны. И уже начиная с 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» плата за загрязнение была введена в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма. Плата за загрязнение была призвана выполнять две функции: во-первых, стимулировать предприятия сокращать уровни негативного воздействия и, во-вторых, являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства. Этот этап сыграл важную роль. И природопользователи, и природоохранные органы по - новому взглянули на ситуацию с загрязнением окружающей среды, на систему своих взаимоотношений, в которой появился новый связующий элемент. В частности, стали разрабатываться и утверждаться нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов, начал формироваться механизм системы экологических фондов и др.

Современный порядок исчисления и взимания платы за загрязнение был установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В его развитие были подготовлены и утверждены нормативные документы, в том числе «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы» (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 27.11.92 г.), «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 26.01.93 г.).

Плата за загрязнение взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории России (далее природопользователи).

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.

Установлены два вида нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, используемые в настоящее время для расчета платы утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

- платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг);

- платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

Расчет платежей осуществляется в соответствии с приложением № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 26.01.93 г.).

Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить:

- данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ, лаборатории;

- данные о расходе топлива, сырья, материалов;

- данные о временном режиме работы оборудования за год;

- данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.

Форма Расчета платы за загрязнение окружающей среды и порядок ее заполнения и представления (далее - Расчет) утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальный орган Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет состоит из:

титульного листа, который является единым для всегоРасчета;

расчетасуммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;

раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;

раздела 2«Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;

раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;

раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Плательщики представляютРасчет в составе: титульного листа, расчетасуммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632.

Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

Расчет заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка Расчета на принтере.

Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50000 рублей, то представление расчета платы в электронном виде не требуется.

Расчет, предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, который считается страницей 1.

Каждая страница Расчета, представляемого плательщиком, после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений в данном Расчете, с указанием даты подписания.

Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», а именно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденной приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» понятие норматива допустимого сброса охватывает все разновидности сброса в окружающую среду, то есть сброс в поверхностные и подземные водные объекты, а также сброс на водосборные площадки (так называемый «сброс на рельеф», неорганизованный сброс). Правда, еще существуют трудности в проведении практических расчетов НДС по этой Методике, но можно надеяться, что они носят временный характер.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании разрешения на выброс загрязняющих веществ. Исполнение государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется территориальными органами Ростехнадзора на безвозмездной основе. Для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ необходимо представить в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - заявителем) заявления, оформленного в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту, и следующих документов:

- утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимиты, на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана;

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является представление заявления и материалов не в полном объеме (некомплектность материалов) либо наличие в составе материалов искаженных сведений или недостоверной информации. Также основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду являются:

- истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы;

- отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ;

- выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных заявителем нормативах ПДВ и (или) лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;

- выявление превышений установленных нормативов ПДВ и (или) лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;

- невыполнение заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы; несоблюдение утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.

Форма разрешения на выброс утверждена приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2007 № 56 «Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

4 Методические рекомендации по выполнению отдельных разделов занятия

4.1 Плата запредельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ)загрязняющих веществ Пн атм, руб./год, рассчитывается по следующей формуле

n

Пн атм = ∑Кинд ´ Кэ атм ´ Ннi атм ´ Мi атм, (1)

i=1 при Мi атм ≤ Мнi атм

где i - вид загрязняющего вещества;

Кэ атм - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояния атмосферного воздуха), по категориям экономических районов РФ (приложение А);

Ннi атм - норматив платы за выброс одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах, не превышающих ПДВ, руб./т (приложение Б);

Кинд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды;

Мi атм - фактическое значение выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год.

4.2 Плата завременно согласованные лимиты выбросов (ВСВ)загрязняющих веществ Пл атм, руб./год,рассчитывается по следующей формуле

n

Пл атм=∑Кинд ´ Кэ атм ´ Нлi атм ´ (Мi атм – Мнi атм), (2)

i=1 при Мнi атм < Мi атм ≤ Млi атм

где Нлi атм- норматив платы за выброс одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб. (приложение Б);

Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т/год.

4.3 Плата засверхлимитный выбросзагрязняющих веществ Псл атм, руб./год, рассчитывается по следующей формуле

n

Псл атм = 5∑Кинд ´ Кэ атм ´ Нлi атм ´ (Мi атм – Млi атм) (3)

i=1 при Мi атм > Мл атм

где 5 – повышающий штрафной коэффициент.

4.4Общая платаза загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками Патм, руб./год, рассчитывается по следующей формуле

Патм = (Пн атм + Пл атм + Псл атм) (4)

5 Отчет по практическому занятию

на тему: «Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников»

Местоположение объекта (предприятия) - г. Брянск.

Расчета платы за фактический выброс в атмосферный воздух пыли гипса:

- плату за предельно допустимый норматив выброса рассчитываем по формуле (1)

Пн = 1,93 ´ 2,28 ´ 13,7 ´ 7,5 = 452,14 руб./год;

- плату за временно согласованный лимит выброса рассчитываем по формуле (2)

Пл = 1,93 ´ 2,28 ´ 68,5 ´ (8,0 – 7,5) = 150,71 руб./год;

- плату за сверхлимитный выброс рассчитываем по формуле (3)

Псл = 5 ´ 1,93 ´ 2,28 ´ 68,5 ´ (9,5 – 8,0) = 2260,71 руб./год;

- общую плату за выброс в атмосферный воздух пыли гипса рассчитываем по формуле (4)

Патм = 452,14 + 150,71 + 2260,71 = 2863,56 руб./год.

Таким образом, плата за фактический выброс в атмосферный воздух пыли гипса составит 2863,56 руб./год.

Таблица 1 - Исходные данные и результаты расчета платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Наименование загрязнителя Значения выбросов, т/год Норматив платы (руб./т) в пределах установленных Сумма платежа, руб./ год
ПДВ Мнi ВСВ Млi факти- ческий Мi допустимых нормативов выбросов, Ннi лимитов выбросов, Нлi
1 Пыль гипса 2 Сажа 3 Азота оксид 7,5 2,0 1,2 8,0 2,2 1,5 9,5 2,0 1,4 13,7 68,5 2863,56 576,38 338,83
Итого: - - - - - 3778,77

Далее расчеты проводятся аналогично.

Приложение А

(справочное)

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), по категориям экономических районов РФ

Экономические районы Российской Федерации Значение коэффициента  
 
Центральный 1 Брянская область (за исключением г.г. Брянск, Дятьково, Клинцы, Фокино) 2 г. Брянск и др. города, указанные в п.2 * 1,9   1,9 2,28  

* Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

Приложение Б

(справочное)

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками

Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за выбросы 1тонны загрязняющих веществ
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, Н нi, руб./т в пределах установленных лимитов выбросов, Н лi, руб./т
1 Азота диоксид
2 Азота оксид
3 Аммиак
4 Ангидрид серный (серы триоксид), ангидрид сернистый (серы диоксид), кислота серная* 21 105
5 Ацетон 6,2
6 Бенз(а)пирен
7 Бензин (в пересчете на углерод) 1,2
8 Бензин сланцевый (в пересчете на углерод)
9 Ванадия пятиоксид
10 Взвешенные твердые вещества 13,7 68,5
11 Зола сланцевая
12 Керосин 2,5 12,5
13 Кислота азотная 13,7 68,5
14 Кислота уксусная
15 Кремния диоксид
16 Меди сульфат хлорид (в пересчете на медь)
17 Натрия оксид
18 Пыль древесная 13,7 68,5
19 Пыль извести и гипса 13,7 68,5
20 Пыль каменноугольная 13,7 68,5
21 Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах: выше 70 (динас и др.) 70-20 (цемент, глина, апатит и др.) ниже 20 (доломит, слюда,тальк и др.)     13,7     68,5
22 Пыль цементных производств
23 Сажа * 80 400
24 Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)    
25 Сероводород
26 Углерода окись (углерода оксид) 0,6
27 Фенол
28 Формальдегид
29 Хлор

* в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.2005 г. № 410

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации