Понятие экологической экспертизы цели и функции экологической экспертизы

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России.

Экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества. Более подробно можно выделить следующие функции экологической экспертизы:

1. Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

2. Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

3. Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

4. Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.

5. Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем.

6. Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную (ст. 4 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Проведение таких видов экологической экспертизы имеет юридически значимый характер.

В то же время зачастую используются такие понятия как ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Коммерческая и научная экспертизы не предусматриваются законодательством. Они могут быть отнесены к общественной экспертизе, если проводятся в инициативном порядке, либо к государственной, если представители соответствующих структур привлекаются к проведению государственной экологической экспертизы.

Ведомственная экспертиза также не предусматривается законодательством. Однако, по мнению специалистов, имеет смысл проведение ведомственной экологической экспертизы перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие материалы оно должно представлять на государственную экологическую экспертизу, и не уверено в экологической обоснованности проекта. Проведение ведомственной экологической экспертизы позволит выявить дефекты проекта и сэкономить финансовые средства на оплату государственной экологической экспертизы. Такая экспертиза носит внутренний служебный характер.

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Объекты государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне установлены в ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Основные критерии отнесения объектов государственной экологической экспертизы к федеральному уровню:

• возможность потенциального воздействия на окружающую природную среду в пределах территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации;

• федеральный статус территории, где планируется деятельность.

Все перечисленные в статье объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне можно объединить в девять групп.

1.Проекты законодательных актов Российской Федерации, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.

К сожалению, проведение государственной экологической экспертизы указанных проектов затруднено вследствие отсутствия механизма учета заключения государственной экологической экспертизы при их принятии.

2.Предплановая документация, включая материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации. В том числе:

• проекты комплексных и целевых федеральных и межгосударственных инвестиционных программ;

• проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

• проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

• проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.

3.Документация по конкретным («точечным») объектам хозяйственной и иной деятельности, если она затрагивает интересы сопредельных государств, двух или более субъектов Российской Федерации.

Это наиболее распространенная группа материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. В нее входят техникоэкономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности (далее — проектов строительства).

Государственная экологическая экспертиза проектов строительства, которая оказывает воздействие на окружающую среду, проводится в обязательном порядке независимо от того, проводилась ли ранее государственная экологическая экспертиза предплановой или предпроектной документации на эту деятельность.

Учитывая важность определения степени экологической опасности объектов намечаемой деятельности, предпроектная документация по экологически опасным объектам подлежит государственной экологической экспертизе как на предпроектной стадии (при обосновании инвестиций и места размещения объекта строительства), так и на стадии проектных материалов (при уточнении технических решений по снижению воздействия на окружающую среду и иных природоохранных мероприятий).

Материалы, обосновывающие соглашения о разделе продукции, концессионные в иные договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации, а также материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности на всей территории Российской Федерации.

Экспертиза этих материалов проводится с целью оценки возможностей лицензиата реализовать свою деятельность в соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации, а также проверки достаточности и экологической обоснованности средств и методов планируемой деятельности (без ущерба окружающей природной среде при ее реализации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Заключением государственной экологической экспертизы является документ подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы. Он не может готовиться уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы или его структурным подразделением.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

о возможности реализации объекта экологической экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспечения соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, требований по охране окружающей природной среды от вредных воздействий и рационального природопользования.

Заключение государственной экологической экспертизы (как положительное, так и отрицательное) должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Квалифицированное большинство — это две трети от количественного состава комиссии.

Одобрение проекта экспертного заключения осуществляется посредством его подписания членами комиссии.

При несогласии более одной трети членов списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

Заключение должно соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, которое было выдано специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. По своему усмотрению экспертная комиссия не может выйти за рамки определенного в задании предмета экспертизы.

При отсутствии единодушного отношения к объекту экологической экспертизы среди членов экспертной комиссии заключение может сопровождаться особыми мнениями экспертов. Пометка «особое мнение» делается экспертом при подписании экспертного заключения, подготовленного комиссией. При этом особое мнение оформляется экспертом в виде самостоятельного документа. Особое мнение эксперта принимается во внимание специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы при утверждении экспертного заключения.

Завершающим этапом работы комиссии государственной экологической экспертизы является подписание подготовленного заключения. Заключение подписывается всеми ее членами, включая руководителя комиссии, а также ответственного секретаря.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и подписанное ее членами, становится юридическим документом после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (Минприроды РФ или ее территориальным органом), создававшим комиссию по проведению экологической экспертизы.

Положительным или отрицательным считается такое экспертное заключение, которое одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Однако, при оценке объекта государственной экологической экспертизы комиссия может по-разному относиться к отдельным его частям. В целом в положительном экспертном заключении могут содержаться отрицательные выводы и оценки. На такие выводы и оценки, а также вытекающие из них рекомендации в адрес заказчика особое внимание обращают органы государственного экологического контроля на стадии реализации объекта экспертизы.

Срок действия положительного экспертного заключения, в течение которого заключение имеет юридическую силу, определяется специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы.

Юридическая сила положительного экспертного заключения теряется в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее, государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока, действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную документацию после положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Оформленное надлежащим образом заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.

Если по результатам государственной экологической экспертизы принято отрицательное заключение, то после переработки материалов с учетом замечаний, содержащихся в заключении, заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу.

Если стороны, участвующие в процессе экологической экспертизы, или иные лица не удовлетворены результатами проведенной государственной экспертизы, при наличии правовых оснований они могут обжаловать заключение в судебном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заключения государственной экологической экспертизы публикуются в российском журнале для общественности и профессионалов «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду». Граждане и общественные организации могут ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы и также реализовать свое право на обжалование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Заключение общественной экологической экспертизы направляется всем субъектам, для которых оно может представлять интерес. К ним относятся специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, заказчик документации, органы местного самоуправления.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массой информации.

Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер. Юридическую силу оно приобретает после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Но даже если заключение общественной экспертизы не утверждено этим органом, оно принимается во внимание комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке и принятии своего заключения по соответствующему проекту.

В случае юридического утверждения заключение общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии этой экспертизы начинают распространяться положения Закона, которые определяют виды нарушений законодательства об экологической экспертизе, влекущие применение уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России.

Экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества. Более подробно можно выделить следующие функции экологической экспертизы:

1. Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

2. Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

3. Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

4. Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.

5. Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем.

6. Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Наши рекомендации