Налоговые льготы в экологической сфере
Природоохранная деятельностью поощряется государством путем установления:
1. Налоговых и иных льгот, представляемых при внедрение природоохранных технологии
2. Повышенных норм амортизации основных фондов природоохранного назначения
3. поощрительные цены и надбавки за экологически чистую продукцию
4. специальное налогообложение экологически вредной продукции
Данные меры нашли отражение в налоговом законодательстве РФ:
1. в соответствии ст 66-68 ч 1 налогового кодекса РФ могут предоставляться кредит налоговый, в виде снижения суммы налогового платежа на 30% от стоимости приобретенного оборудования используемого для:
a. защита ОС от загрязнения промышленными отходами
b. осуществлять инновационной деятельностью в том числе создание новых технологий, новых видов сырья и материалов
2. закон города Москвы о ставках и льготах по налогу на прибыль от 18.06.97 за №19 разрешает снижать налог на прибыль, подлежащий внесению в городской бюджет, на величину фактически произведенных затрат по улучшению экологической обстановке в городе. Перечень затрат приведенных постановлением правительства Москвы от 17.03.98 № 185 освобождение от налога на прибыль предпринимателей получившего ее от оказания услуг по переработке отходов и вторичного сырья
3. экономическое стимулирование в области обращения с отходами производства в виде ст34 закона об отходах производства и потребления
a. снижение платы за размещение отходов предприятием внедряющим технологии и обеспечивающие сокращению количества отходов
b. ускорение амортизации основных фондов задействованных в области обращения с отходами, всё это показано в ст.34 закона «Об отходах производства и потребления»
Налоговое законодательство России не предусматривает специального налогообложения продукции производимой с использованием экологически опасных технологий и продукции потенциально опасной в потребление, хранении и утилизации после истечения эксплуатации. Данные меры экономического воздействия широко используются в промышленно развитых странах. Так в Швеции налог на содержания серы в топливе не уплачивается, если ее содержание меньше 0,1%. В германии, Японии введены налоги на бензин содержащие свинец. В США есть налоги на вовлечение в производство токсичных веществ. В Венгрии используются налоги на грязную продукцию, за счет специального налогообложения формируется до 70% доходов экологических фондов. Функции специального налогообложения - это создание экологических условий, невыгодных производителям вредной продукции и покупателям (высокая продажная цена).
2.Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется:
1. стоимостью предотвращения ущерба от загрязнения окруж природной среды
2. приростом прибыли возникающей за счет экономических ресурсов и реализации отходов.П= (Ц-С/с)*Q
Для предприятия – загрязнителя предотвращающей ущерб выражается в виде снижения платежей за загрязнение (экологического налога) и сокращение расходов на устранение последствий негативного воздействия. Для экономической оценки природоохранного эффекта используются следующии показатели:
1. экономический показатель экологической эффективности характеризуемый экономию ресурсов предприятия, возникающего при реализации природоохранного проекта
Э= ∆R + ∆Пз +∆У+Д
∆R-экономия средств за счет снижения ресурсов и энергоемкости
∆Пз – экономия средств от снижения платежей за загрязнение природной среды
∆У- экономия средств по компенсации ущерба от загрязнения
Д – дополнительная прибыль, возникающая от реализации отходов, комплексного использования сырья
2. показатель эколого-экономической полезности характерен превышением прибыли от реализации продукции под расходами, связанными с платежами за загрязнение компенсации ущерба
Пэ=(Пр-Пз-У)\R
Пр – прибыль от ед реализованной продукции
Пз - удельная плата за загрязнение на ед реал продукции
У – экологический ущерб при производстве ед реал прод
R – затраты на использование сырьевых и энергетических ресурсов при производстве ед продукции
3. экономическая оценка снижения ущерба от загрязнения в результате проведения природоохранных мероприятий
∆У=У*G*Аi*∆mit
У-денежная оценка единицы вредного вещества
G-коэффициент учитывающий региональные особенности территории подвергшиеся загрязнению
Аi - коэффициент привидения итого вредного вещества к монозагрязнению
∆mit – снижения объема итого вредного вещества благодаря реализации природно-охранных мероприятий
Для оценки экономической эффективности природоохранных проектов в соответствии с методами оценки эффективности инвестиции проектов и их отбору для финансирования. Применяются следующие показатели:
ЧДД- чистый дисконтированный доход
ИД – индекс доходности
ВНР – внутренние нормы рентабельности
КВ/З – коэффициент выгод/затрат
Срок окупаемости вложений – при расчете экономической эффективности главным правилом является превышение потенциальной выгоды над затратами.
В-З>0, чем больше разница тем удачнее вложенные средства.
Коэффициент дисконтирования – для привидения разного времени выгод и затрат к одному периоду времени.
£(альфа) = 1\(1+E)t коэф дисконтирования
ЧДД =Т сумма t=0 (Bt+Bit)-(Зt+Зit)\(1+E)t>=0
Bt – эконом выгоды проекта
Bit – эколого-экономические выгоды проекта
З – затраты
ВНР – величина эквивалента дисконтной ставке при которой текучие значение выгод будет равен величине затрат
Срок окупаемости тот период времени, когда прибыль превышает затраты
ИД = доход/ капитальные вложения>= 1
Билет №10.
Плата за землю.
1. Земельный налог.
Он устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади.
Размер налога зависит от местоположения плательщика и качества земли, но не зависит от итога хозяйственной деятельности на земле.
2.Арендная плата.
Может устанавливаться в денежной и натуральной форме по договорённости арендатора с арендодателем.
Формы арендной платы:
а)твёрдые платежи, дифференцируемые по времени или единовременные;
б)доли прибыли предприятий, полученные в результате использования земли;
в)предоставление арендаторам определённых услуг.
3. Нормативная цена земли.
Показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.
Применяется:
- при продаже земель в собственность;
- при установлении долевой и совместной собственности;
- при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд;
- с целью предоставления их гражданам;
-при получении банковского кредита под залог земельного участка.
Объектами налогообложения являются земельные участки.
Не подлежат налогообложению следующие земельные участки:
- изъятые из оборота;
-ограниченные в обороте из-за наличия особо ценных объектов культурного наследия, а также для обеспечения оборонобезопасности и таможенных нужд в пределах лесного фонда и водных объектов.
Налоговой базой является кадастровая стоимостьземельных участков по состоянию на 1 января налогового периода. Плательщиками являются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговые ставки-процент от кадастровой стоимости участка. Их размер не может превыщать:
1) 0,3% для участков сельскохозяйсвенного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% для прочих земельных участков.
От налогообложения освобождаютсяучреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов, организации народных художественных промыслов, коренные малочисленные народы севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования, а также организации-резиденты особой экономической зоны на 5 лет.