Методы ознакомления младших школьников с «Окружающим миром»
Группа методов | Название метода | Разновидности метода | Технология применения | |
общие рекомендации | авторские особенности | |||
3. Опишите используемые приемы и технологию работы детей с учебной и научно-популярной литературой в курсе «Окружающий мир». Уточните ее специфику в естественнонаучных и обществоведческих блоках.
4. Уточните, на какие группы подразделяются наглядные методы обучения младших школьников «Окружающему миру». Раскройте технологию демонстрации натуральных и иллюстративных наглядных средств (формы, сопутствующие методические приемы). Какова особенность проведения демонстрационных опытов (экспериментов) в начальной школе? Определите место экранно-звуковых средств в ознакомлении младших школьников с природой.
5. Проиллюстрируйте многообразие практических методов обучения школьника предмету «Окружающий мир». Каково при этом значение самостоятельной работы (основные виды, условия эффективного применения)?
6. Докажите, что наблюдение – основной наглядно-практический метод изучения природы в начальных классах. Каков обязательный минимум системных наблюдений за природой в начальной школе? Опишите технологию подготовки и организации различных видов наблюдений, многообразие приемов и форм регистрации их результатов.
7. Перечислите лабораторные опыты, рекомендуемые к проведению Примерной программой и различными авторскими курсами «Окружающий мир». Раскройте последовательность их усложнения (1-4 кл.) и технологию работы.
8. Уточните виды практических работ младших школьников по курсу «Окружающий мир». Раскройте суть методики работы с различными картографическими пособиями.
9. Охарактеризуйте различные виды моделей, используемых в курсе «Окружающий мир» (структурные, функциональные; предметные, предметно - схематические, графические, постановочные). Опишите технологию моделирования на уроках «Окружающий мир», отметьте ее своеобразие в традиционной и развивающей системах обучения.
10. Раскройте суть понятия «материальное обеспечение курса». Каково обустройство отдела естествознания в помещении для начальной школы? Дайте подробную характеристику его составляющих (методического и экспозиционного разделов, средств обучения). Изучите классификацию оборудования и методику использования разных средств обучения «Окружающему миру».
11. Уточните особенности организации уголка живой природы в начальной школе (растительного, животного, эколого-краеведческого отделов). Перечислите требования к подбору, размещению и содержанию в нем объектов.
12. Каково обустройство пришкольного учебно-опытного участка? Оцените его значение для изучения естествознания в начальной школе. Как осуществляется зонирование, подбор и размещение основных культур? Охарактеризуйте основные виды опытно-практических работ:выращивание цветочно-декоративных растений, овощных и плодово-ягодных культур, проведение фенологических наблюдений и т.д.
13. Расскажите об особенностях оборудования географической площадки и ее роли в обучении младших школьников естествознанию: приборы и их размещение, методика работы.
14. Раскройте технологию создания учебной экологической тропы: ее виды, методика работы на них. В чем своеобразие проведения занятий на экологической тропе с младшими школьниками?
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С. 88-91,99-103.
Тема 9. Экологическое образование младших школьников(занятие 16).
Цель: выявление сути экологической работы на начальной ступени обучения и возможностей ее преемственности с дошкольной.
Задание:
1. Уточните суть терминов «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое просвещение», «экологическое сознание», «экологическая культура», «биосферная этика» и т.д. Каковы цели экологического образования и воспитания младших школьников? Докажите, что процесс формирования у них экологической культуры следует рассматривать как сложное ступенчатое образование.
2. Проиллюстрируйте на конкретных примерах преемственность программ для дошкольников и младших школьников в экологическом становлении ребенка. На основании анализа существующей методической литературы выделите модели экологического образования учащихся начальных классов.
3. Выявите типичные формы и методы экологической урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Что представляют собой методы «экологических ожиданий», «ритуализации», «экологической деятельности», «экологической заботы», «экологических ситуаций», введенные в методику Л.П.Салеевой, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвиным? Проиллюстрируйте их применение на конкретных примерах.
4. Разработайте сценарий проведения экоакции «Новогодняя елка».
5. Ознакомьтесь с существующими в Вашей местности детскими экологическими движениями. Оцените возможности экологической работы с младшими школьниками в кругу семьи.
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.110-112.
Тема 10. Современные тенденции развития методики обучения предмету «Окружающий мир» (занятие 17).
Цель: охарактеризовать современный этап становления методики и выявить основные направления ее дальнейшего развития.
Задание:
1. На основании предварительного ознакомления с соответствующей методической литературой (естественнонаучной и обществоведческой направленности) ведущих журналов на последние пять лет подготовьте обзорное сообщение о наиболее важных направлениях (проблемах) развития современной методики. Какая тематика чаще всего затрагивается в периодике?
2. Подготовьте презентацию наиболее интересных современных природоведческих / обществоведческих наработок (пособия, фрагменты занятий, новые технологии, варианты интеграции и т.п.).
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С. 115-116.
Тема 10. Анализ первоисточников по курсу истории преподавания естествознания и обществознания в школе(занятие 18).
Цель:ознакомление с основными вехами в становлении методики обучения «Окружающему миру» как самостоятельной науки; выявление на донаучном, дореволюционном, советском этапе идей, составивших основу современной методики ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Задание: Подготовьте доклад о вкладе методиста-естественника (обществоведа, историка) в методику преподавания естествознания (обществоведческих дисциплин) в начальной школе, акцентируя внимание на конкретных методических наработках и возможности их применения в современной практике начального образования.
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.120-122.