Тема 4. Своеобразие ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом.
Цель: определить специфику реализации образовательного компонента «Обществознание» в вариативных программах «Окружающий мир».
Подтема 1. Специфика работы с историко-краеведческим материалом (занятие 9).
Задание:
1. Выявите цели и задачи пропедевтического ознакомления детей с историей Отечества, родного края, цивилизаций, типичные модели построения исторических курсов, предназначенных для изучения в начальной школе.
2. Определите специфику ознакомления детей с историческим материалом в программах«Введение в историю» (Е.В.Саплина, А.И.Саплин), «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» (Н.И.Ворожейкина), «Мое Отечество» (Д.Д.Данилов, С.В.Тырин, Н.В.Иванова), «История России» (М.Т.Студеникин); «Твоя Россия» (Н.Я.Чудко, Л.Е.Родионова), «Введение в историю России» (З.В.Левицкая), «Родная история» (Д.И.Латышина); факультативных «Введение в народоведение, Родная земля» (М.Ю.Новицкая), «История становления человека» (Н.Я.Чудко), «Окружающий мир. Общество. 3кл.» (Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., изд. «Ассоциация ХХI век»), «Окружающий мир. Общество. 4 кл.» (Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В; изд.. «Ассоциация ХХI век») И ДР.
Каковы особенности методики преподавания истории в начальной школе в различных учебно-методических комплектах?
3. Найдите разнообразные федеральные, локальные краеведческие программы и проанализируйте их («Московедение» (Н.А.Горелова, Н.М.Поникарова), «Московия» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), «Московедение» (Г.Н.Аквилева, Н.И.Яковлева), «История Москвы» (М.Т.Студеникин), «Московедение» (под рук. А.В.Рогачева); «Город, в котором я живу» (СОШ №475), «Москва» (Т.В.Троицкая), «Программа воспитания юного рязанца», «История и культура Санкт-Петербурга» (Л.К.Ермолаева), «Чудесный город», проект «Охрана домов», «Символ города» (Санкт-Петербург) и т.д.). Выявите типичные формы организации краеведческой работы с младшими школьниками.
4. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий историко-краеведческой направленности с младшими школьниками в рассматриваемых программах.
5. ПОДГОТОВЬТЕ ПО СВОЕЙ ПРОГРАММЕ КРАТКУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
6. РАЗРАБОТАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «КОЛОМЕНСКОЕ».
Подтема 2. Здоровьесберегающие технологии в работе с предшкольниками и младшими школьниками (занятие 10).
Задание:
1. Проанализируйте традиционный минимум ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности: блоки «Условия безопасности поведения учащихся», «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» и их реализация в современных курсах «Окружающий мир»- и выделите его специфику на различных возрастных ступенях.
2. Проследите преемственность в обучении ОБЖ дошкольников и младших школьников в ходе анализа содержания курсов «Основы безопасности жизнедеятельности»:«Основы безопасности жизнедеятельности» (Л.П.Анастасова, Сюньков), «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.В.Гостюшин), «Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице» (К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н.Авдеева и др.) и т.д.
3. ПОДГОТОВЬТЕ ПО СВОЕЙ ПРОГРАММЕ КРАТКУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
4. РАЗРАБОТАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ».
5. Охарактеризуйте современные валеологические программы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Педагогика здоровья» (В.Н.Касаткин), «Расти здоровым» (Г.К.Зайцев), «Помоги себе сам» (Е.А.Васильева) «Валеология» (под рук. О.Л.Трещевой), «Уроки здоровья» (Л.А.Обухова) и т.д. Выявите методику работы с валеологическим материалом и основные приемы реализации здоровьесберегающих технологий.
3. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий здоровьесберегающей направленности с младшими школьниками в рассматриваемых программах.
4. ПОДГОТОВЬТЕ ПО СВОЕЙ ПРОГРАММЕ КРАТКУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
5. РАЗРАБОТАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».
Литература:
1. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.35-38.
2. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. - М., 2011. – С.163-304.
1. Алексеева В.И., Сарбасова И.Ж., Дмитриенко Л.В. Учебно-методический комплект «Путешествие в родную историю» // Начальная школа.-2003.-№2.-С.105.
2. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.,2003.
3. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.,2004.
4. Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по русской истории: Учеб. пособие для начальной школы. 3 кл. – Смоленск,2001.
5. Ворожейкина Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: Беседы с учителем. – Смоленск,2001.
6. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Современный мир. Беседы о России: Учеб. пособие для начальной школы. 4 кл. – Смоленск,2001.
7. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». – М.,1998.
8. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». – М.,1999.
9. Горелова Н.А. Город чудный, город древний… Москвоведение: Для младших школьников. – М.,1994.
10. Данилов Д.Д., Тырин С.В. Мое Отечество: в 4 ч. – М.,1998.
11. Данилов Д.Д. и др. Программа «Мое Отечество». 3 кл / Школа-2100. – М.,2001.
12. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учеб. курсов для уч-ся нач. школы. Образцы итоговых заданий. – СПб.,2002.
13. Жунина О.В. Москвоведение: Учебник для начальных классов. – М.,1998.
14. Карцов В.Г. Методика преподавания истории в начальной школе.- М.,1956.
15. Клемешева М.А., Ильина М.В., Романь Г.П. Очерки истории края: Методич. пособие для учителей начальной и основной школы. – Калининград, 1998.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 кл.- М.,2004 (Педагогика. Психология. Управление).
17. Колобанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе // Начальная школа.-1999.-№1.-С.40.
18. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.,1999.
19. Крючкова Е.А. Историко-обществоведческий компонент в курсе «Мир вокруг нас» // Начальная школа.-2000.-№8.-С.18.
20. Латышина Д.И. Рабочая тетрадь по родной истории. Живая Русь: для 2(3) кл. начальной школы. В 2 кн. – М.,1998.
21. Латышина Д.И. Родная история. Живая Русь (быт, культура и обычаи русского народа с древних времен): Учеб. пособие по чтению (комплект из 4 учебников). – М.,1997.
22. Латышина Д.И., Кондратьева И.А. Родная история. За веком век. 3 кл.: В 2 кн. – М.1998.
23. Левицкая З.В. Введение в историю России. 2 кл. – М.,2001.
24. Методические материалы по школьному «Москвоведению». – М.,1997.
25. Москвоведение. Здравствуй, Москва. 2,3,4 кл. / Н.М.Поникарова, Н.А.Горелова и др. – М.,1999.
26. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля.1-2 кл.: Кн. для учителя. – М.,2001.
27. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / Сост. Е.О.Яременко – М.,2000.
28. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – М.,2001.
29. Саплина Е.В. Введение в историю. 3 кл. – М.,1996 (рабочая тетрадь - М.,1996).
30. Саплина Е.В. Введение в историю. 4 кл. – М.,1997 (рабочая тетрадь – М.,1997).
31. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл.: Кн. для учителя. – М.,2001; 4 кл. – М.,2001.
32. Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. – Глазов,1999.
33. Соколова Т.Е. История – это интересно. Из опыта работы учителя. – Обнинск,1998.
34. Студеникин М.Т. История России. 2 кл. – М.,1998; 3 кл. – М.,1999; 4 кл. – М.,1999.
35. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. – М.,2001.
36. Татарникова Л.Г. Валеологические знания в системе начального образования // Начальная школа.-1999.-№1.-С.43.
37. Харитонова Л.А. Антиникотиновое воспитание школьников на уроках природоведения // Начальная школа.-1999.-№5.-С.40.
38. Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. Твоя Россия. 3 кл.: Учебник-хрестоматия. – М.,1998.
39. Штибен В.К., Штибен И.Г., Спиридонова О.И., Филипченко В.В. Валеологический подход к изучению естественнонаучных дисциплин в школе Монтессори I и II ступени // Начальная школа.-2000.-№10.-С.34.
******************************************************************