Государственный комитет российской федерации по охране окружающей среды
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Научно-исследовательский центр по проблемам экологической безопасности
(НИЦ «Экобезопасность»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Учебное пособие по экологическому аудированию, ч. 1)
Москва, 1998
Авторский коллектив:
А. М. Карелов (руководитель и ответственный исполнитель), Г. А. Беллер, В. М. Бусыгина, Т. А. Бутолина, М. А. Головашкин, А. В. Драган, В. Е. Емельяненко, Е. Ю. Заборская, А. В. Комаров, И. В. Куприянов, И. В. Лимонова, Г. А. Моткин, В. В. Николаев, В. В. Николаева, И. М. Потравный, А. З. Поваров, В. П. Рыжиков, В. Л. Сидорчук
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................................ 6
Раздел 1. Общие положения по экологическому аудированию_____ 10
1.1. Экологическое аудирование как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования 10
1.2. Система экологического аудирования в Российской Федерации 23
1.3. Экоаудиторы и эксперты....................................................................... 28
1.4. Экоаудиторские фирмы и центры по обучению............................. 41
1.5. Общие правила, порядок и процедуры проведения экологического аудирования 45
1.6. Информационное обеспечение при проведении экологического аудирования 55
1.7. Метрологическое обеспечение экологического аудирования 69
1.8. Системы экологического мониторинга............................................. 71
Раздел 2. Объекты экологического аудирования...................................... 74
2.1. Экологическое аудирование на промышленном предприятии (объекте экологического аудирования) 74
2.2. Оценка эффективности инвестиционных проектов для целей экологического аудирования 93
2.3. Экологическое аудирование лицензируемой деятельности 99
2.4. Проведение экологического аудирования при приватизации, реструктуризации и реализации инвестиционных проектов...................................................................................................................................... 105
2.5. Применение экологического аудирования в системе управления качеством окружающей природной среды 127
2.6. Оценка экологической безопасности при экологическом аудировании промышленных производств и хозяйственных систем......................................................................................................................... 136
2.7. Экологическое аудирование при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов (объектов)....................................................................... 148
2.8. Экологическое аудирование цикла обращения отходов производства и потребления 157
2.9. Экологическое аудирование в системе сертификации по экологическим требованиям 165
Раздел 3. Общие методики и процедуры экологического аудирования 175
3.1. Методика натурного обследования объектов экологического аудирования 176
3.2. Укрупненная оценка предотвращенного экологического ущерба 204
3.3. Методические рекомендации по расчетам критериев экологической безопасности промышленных производств и хозяйственных систем, осуществляемым при экологическом аудировании 208
3.4. Использование материалов региональных экологических программ для целей экологического аудирования 244
Раздел 4. Документация системы экологического аудирования..... 253
4.1. Типовая документация региональной (базовой) экологической аудиторской организации 254
4.2. Методические рекомендации по типовому положению об экологическом аудировании (для территориальных центров)...................................................................................................................................... 262
4.3. Типовая документация специализированного подразделения (органа) экологического аудирования на предприятии...................................................................................................................................... 271
4.4. Порядок проведения аккредитации и аттестации экоаудиторов, организаций по экологическому аудированию и центров обучения (тренинга)............................................................................................... 273
4.5. Методические рекомендации по разработке типовой документации об аудиторах (экспертах) 280
4.6. Разработка перечня вопросов экоаудита на предприятии и заполнение аудиторского протокола 306
4.7. Методические рекомендации по заполнению стандартного аудиторского заключения по итогам аудиторской проверки...................................................................................................................................... 318
4.8. Рабочее руководство для аудитора по вопросам охраны окружающей среды, здоровья и безопасности 324
4.9. Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации 337
Раздел 5. Опыт применения экологического аудирования за рубежом 343
Приложение 1. Возможные функции структурных элементов системы экологического аудирования Российской Федерации...................................................................................................................................... 366
Приложение 2. Рекомендации по составлению договора на проведение экоаудита 369
Приложение 3. Программы экологического аудирования................ 374
Приложение 4. Исходные аналитические данные для проведения экологического аудирования и составления протокола аудита........................................................................................................................ 390
Приложение 5. Вопросник по комплексному экоаудиту промышленного предприятия 397
Приложение 6. Рекомендации по составлению экоаудиторского заключения 449
Приложение 7. Типовое содержание отчета по экологическому аудированию 457
Приложение 8. Перечень и характеристики приборов, используемых в лабораторно-технических комплексах и системах экологического контроля на предприятиях.................................................... 459
Приложение 9. Обобщенный перечень вопросов, регулируемых межведомственными нормативными актами и актами Госкомэкологии России........................................................................................ 468
Приложение 10. Перечень статистических и отчетных форм по использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды для целей экологического аудирования........................ 471
Приложение 11. Образцы форм статистической отчетности (для целей экологического аудирования) 492
Термины и определения.............................................................................. 512
Литература..................................................................................................... 529
ВВЕДЕНИЕ
Экологический аудит как неотъемлемая составная часть механизма управления охраной окружающей среды и природопользования, учитывающий обеспечение прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить экологический, информационный и коммерческий риск, связанный с принятием хозяйственных решений. Экологический аудит реализует цель выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов и обеспечению качества окружающей среды.
Разработка в ряде государств, в том числе и в Российской Федерации, национальных концепций устойчивого развития, направленных на сбалансированное решение перспективных социально-экономических задач и сохранение благоприятного качества окружающей среды, предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества в целом.
Задача интеграции России и других государств с переходной экономикой в систему мирового рыночного правопорядка и международной экологической безопасности, усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и другие факторы выдвигают в качестве приоритета развитие нового направления аудиторской деятельности - экологического аудирования (аудита). Тем самым экологический аудит становится важным инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.
Анализ международного опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами процедуры экологического аудирования в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Развитие и распространение процедур экологического аудита за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, выработкой общей кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экономического и экологического пространства. Невыполнение указанных требований может явиться причиной значительных финансовых и других потерь.
Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей, а также на содействие в регулировании мер в области охраны окружающей среды. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления, средства усиления контроля за производственной практикой, оценки соответствия стратегий деятельности компаний нормам экологического права. К началу 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, связанной с воздействием на окружающую среду. Так, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития успешно используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом полученных заключений экологического аудита и выполнения соответствующих мероприятий в области охраны окружающей среды.
В ряде стран, начиная с 90-х годов, приняты национальные стандарты и специальные законодательные акты в области экологического аудирования. Основные принципы и положения экологического учета и аудита получили развитие в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, которое было принято 29 июня 1993 г. Данная программа, которая вступила в силу в апреле 1995 г., принята с целью совершенствования деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счет использования систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. В настоящее время более 8 тыс. европейских компаний и фирм присоединились к данной схеме экологического менеджмента и экоаудита.
В 1996 году был принят комплекс из 6 международных стандартов ИСО серии 14000, охватывающий вопросы экологического аудирования и системы управления (менеджмента) окружающей средой. Это наиболее динамично развивающаяся система.
Экологическое аудирование включается в систему мер по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на основе внедрения в практику хозяйственного регулирования системы независимой оценки и экспертизы, каковой в сущности и является экоаудит.
Если за рубежом экологический аудит стал реальным инструментом управления, то в России работа по формированию правовой и нормативной базы, созданию соответствующих стандартов и документов в данной области только начинается, хотя определенный практический опыт в этом направлении имеется. Развивающиеся в стране процессы, связанные с внедрением рыночных отношений, переход на принципы устойчивого развития, процесс привлечения инвестиций, осуществление программ приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий и др. требуют применения соответствующих, общепринятых в мировой практике экологических процедур.
Очевидно, что для реформирования экономики в экологически безопасную систему необходимо в первую очередь осуществить экологическую инвентаризацию каждого предприятия, в особенности тех, которые приватизируются. Опыт показывает, что без проведения предварительного и далее периодического экологического осмотра (оценки) предприятия невозможно принятие эффективных мер по улучшению состояния окружающей среды, что в конечном счете отрицательно сказывается на результатах экономической деятельности предприятия. Так, например, инвесторы не заинтересованы вкладывать свой капитал в определенный инвестиционный проект, так как это может быть сопряжено с возможными потерями и убытками в будущем.
В международной и отечественной практике такая экологическая инвентаризация, осмотр, оценка получила название экологического аудирования (аудита), который становится неотъемлемой частью, важным инструментом системы экологического менеджмента (управления окружающей средой).
Об инструментарии (учебном руководстве) экологического упорядочения производства (а также других видов деятельности) и формирования системы экологического менеджмента (системы управления окружающей средой) и экологического аудита в Российской Федерации рассказывается в данной книге.
Цель книги состоит в системном изложении особенностей и порядка внедрения экологического аудита, начиная от концептуальных положений до конкретных типовых процедур, знание которых позволяет изучать и применять экоаудит на предприятиях, для управления природоохранной деятельностью на отдельных территориях, в отраслях экономики и др.
Данная книга дает целостное представление о системе экологического аудирования, о направлениях и путях ее формирования и развития с учетом требований международных стандартов и особенностей состояния экономики в Российской Федерации.
Настоящая книга по экологическому аудированию представляет собой попытку дать системное представление об экоаудите - от методических, нормативно-аналитических основ до конкретных процедур, включая процесс подготовки экологов-аудиторов, лицензирования деятельности по экологическому аудированию и формированию системы экологического аудирования в целом. Приведенный в книге инструментарий является тем источником информации, из которого специалисты различного уровня управления, работники природоохранных органов, других государственных и негосударственных структур и учреждений, конкретных предприятий и организаций получат систематизированную информацию о методологии и практике экологического аудирования.
В состав книги включены общие положения по экологическому аудированию, дающие представление о порядке, правилах и процедурах практического проведения экологического аудирования, содержание информационного, статистического, метрологического, правового обеспечения формирующейся деятельности по экологическому аудированию в Российской Федерации.
В предварительной постановке рекомендованы процедуры деятельности аудиторов на объектах экологического аудирования, включающих как отдельные предприятия, территориальные и хозяйственные системы, так и виды деятельности, проекты, продукцию, сырье и материалы. Естественно, по мере формирования системы экологического аудирования количество объектов экологического аудирования многократно возрастет, в связи с чем в состав руководящих документов системы будет в установленном порядке включаться соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
В соответствии с требованиями практики охраны окружающей среды, учитывая задачи, опыт и результаты деятельности территориальных органов охраны природы, в книге приводятся некоторые методики и процедуры экологического аудирования, в том числе по натурному обследованию объектов экологического аудирования, оценке эффективности природоохранных мероприятий, предотвращенного экологического ущерба, оценке безопасности промышленных производств и хозяйственных систем, использованию материалов программного регулирования и др.
Приводится рекомендуемая основополагающая документация для деятельности по экологическому аудированию. Опыт применения экологического аудирования за рубежом, изложенный в книге, может быть использован в нашей стране.
В приложении книги представлена рекомендуемая нормативно-правовая и инструктивная документация системы экологического аудирования.
Изложение материалов пособия в целом соответствует программе курса "Экологическое аудирование и системы управления окружающей средой на предприятиях", утвержденной Госкомэкологией России 12 мая 1998 года. Отчетливо сознавая несовершенство и недостаточность учебного материала, что связано в первую очередь с запаздыванием нормотворческого процесса в области экологического аудирования, авторы будут благодарны за любые замечания и предложения в связи с подготовкой второй редакции учебного пособия.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в следующем составе: А. М. Карелов (руководитель и ответственный исполнитель), Г. А. Беллер, В. М. Бусыгина, Т. А. Бутолина, М. А. Головашкин, А. В. Драган, В. Е. Емельяненко, Е. Ю. Заборская, А. В. Комаров, И. В. Куприянов, И. В. Лимонова, Г. А. Моткин, В. В. Николаев, В. В. Николаева, И. М. Потравный, А. З. Поваров, В. П. Рыжиков, А. А. Соловьянов, В. Л. Сидорчук.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИРОВАНИЮ
Общие положения
Настоящее учебное пособие, содержащее методические рекомендации, определяет общие основы экологического аудирования, организуемого в Российской Федерации как комплекс унифицированных действий, обеспечивающих систематический и независимый анализ и оценивание деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с воздействиями на окружающую среду и использованием природных ресурсов, и осуществляемых с целью подтверждения соответствия указанной деятельности существующим требованиям улучшения характеристик в области окружающей среды.
Экологическое аудирование может использоваться на всех стадиях хозяйственной деятельности - от предпроектных исследований до ее прекращения.
Понятия экологического аудирования (экологического аудита)
Экологическое аудирование - вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.
Экологический аудит (экоаудит) - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.
В качестве объектов экологического аудирования может рассматриваться хозяйственная и иная деятельность (в том числе прошлая), связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты деятельности.
Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия «экологический аудит» в русском языке являются такие термины как «экологическое обследование», «экологический осмотр», «экологическая оценка», «проверка правильности проводимой экологической политики» и др. Другими словами, проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой, способность природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды. Кроме того, проведение экологического аудита позволяет определить способность определенной технологической системы производить экологически чистую продукцию, определять степень привлекательности производства и территории для инвестиций. В сферу рассмотрения при экологическом аудите входит также оценка управления окружающей средой (охраной окружающей среды) и природопользованием.
Именно с такой целью зарубежные компании обращаются к экологическим аудиторам - юридическим или физическим лицам, которые могут дать объективную оценку экологического состояния предприятия, определить существующие отклонения от нормы, т. е. от требований действующего законодательства и нормативных документов в области охраны окружающей среды или международных стандартов, и рекомендовать мероприятия по приведению производственной деятельности предприятия в соответствие с этими требованиями. В конечном итоге все это позволяет повысить значимость предприятия как на рынках продукции, так и на рынках инвестиций.
Таким образом, экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита (аудируемом объекте) на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям. В качестве таких критериев можно выделить количественные и качественные показатели (признаки), основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях, нормах и правилах. Критерии устанавливаются в зависимости от целей и задач экологического аудита. То есть критерии аудита - это требования (политика, практика, процедуры, экологические нормы), с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства о рассматриваемом (аудируемом) объекте. В широком понимании экологический аудит - это инструмент управления, который базируется на системном подходе и с помощью которого оценивается эколого-экономическая эффективность управления.
Рекомендации по оценке влияния на экологическую ситуацию различных аспектов производственной и финансовой деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и загрязнением природной среды, природоохранными мерами в процессе функционирования и обслуживания (обеспечения) субъектов и объектов природопользования могут быть юридически обусловлены после их подтверждения (принятия) соответствующими специально уполномоченными органами (государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля).
Аудит в области окружающей среды проводится группой аудиторов, сформированной для проведения работ на конкретном объекте рассмотрения из числа экоаудиторов организации по аудированию или отдельных физических лиц-экоаудиторов в области окружающей среды.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - экоаудиторы в области окружающей среды, и юридические лица, организации по аудированию в области окружающей среды, аттестованные (аккредитованные) в установленном порядке и имеющие лицензию на проведение работ по экологическому аудированию.
Аудирование в области окружающей среды не может проводиться:
а) экоаудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами предприятия, на котором проводится аудит;
б) аудиторскими фирмами (организациями по аудированию в области окружающей среды), являющимися учредителями, акционерами, кредиторами организации, на которой проводится аудит;
в) экоаудиторами или организациями по аудированию в области окружающей среды, оказывающими организации, на которой проводится аудит, услуги по оценке воздействий на окружающую среду от хозяйственной деятельности и составлению соответствующей отчетности.
В процессе экологического аудирования, осуществляемого экологическими аудиторами (экоаудиторами) и/или организацией по экологическому аудированию (экоаудиторской фирмой):
- производится независимая оценка соответствия или несоответствия проектной и технической документации и/или характеристик состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности предприятия требованиям существующего законодательства и действующим нормативам в области охраны окружающей среды;
- дается оценка правильности выдачи предприятием информации о воздействиях на окружающую среду от промышленной деятельности;
- оценивается состояние окружающей среды на предприятии, территории и др.
Необходимость проведения экоаудита обусловлена потребностью пользователей (заказчиков, клиентов) в информации об экологическом состоянии объекта хозяйствования. Пользователями информации об экологическом состоянии объекта хозяйствования могут быть:
* собственники объекта хозяйствования или руководство (аппарат управления) этого объекта;
* другие юридические и физические лица, которые имеют материальную или иную заинтересованность в результатах экологической и хозяйственно-финансовой деятельности этого объекта;
* государственные органы исполнительной власти, общественность.
Пользователям необходима уверенность в достоверности и полноте предоставленной им информации об экологическом состоянии объекта (окружающей среды). При этом сами пользователи не имеют доступа к источникам информации и/или не имеют специальных знаний для оценки этой информации. Это предопределяет потребность пользователей в выводах специалистов по аудированию.
Потребностями пользователей диктуется, что выводы должны быть объективными. Данное обстоятельство предусматривает независимость экоаудита как обязательное условие и одну из основных специфических его черт.
Каждое юридическое лицо, а в случаях, предусмотренных законодательством, и физические лица, независимо от направления деятельности, объема производства и количества работающих, во всех случаях, затрагивающих интересы охраны окружающей природной среды, могут получить аудиторское заключение о своей деятельности с учетом требований экологической безопасности и устойчивого развития.
Обязательность аудиторского подтверждения эффективности систем экологической безопасности и качества, достоверности предоставляемой отчетной информации, правомерности хозяйственно-финансовой деятельности с позиций установленных требований к охране окружающей среды и использованию природных ресурсов устанавливается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Предоставленная экоаудиторам информация не дает пользователям абсолютной уверенности в достоверности и полноте этой информации. Экоаудит дает достаточно высокую степень этой достоверности.
Экоаудитор несет ответственность только за свои выводы, он не отвечает за саму экологическую и хозяйственно-финансовую отчетность. Ответственность за отчетность лежит на управленческом аппарате объекта, который проверяется. Аудит не освобождает руководство объекта от возникающей ответственности.
Основные принципы экоаудита
Принципы, регулирующие экоаудит, подразделяются на две основные группы: принципы профессиональной этики и методологические принципы.
Принципы профессиональной этики являются обязательными для соблюдения во всех случаях проведения экоаудита. Методологические принципы могут в отдельных случаях иметь рекомендательный характер. Обязательность или рекомендательный характер методологических принципов регламентируются теми конкретными нормативами экоаудита, в которых описываются соответствующие принципы, а также оговариваются в договоре, программе (плане) работ по проведению экоаудита.
Основными принципами профессиональной этики экоаудиторов являются:
(1) объективность экоаудиторов и их независимость от руководства организации по экологическому аудированию, клиента, заказавшего проведение экоаудита, и руководства аудируемой организации;
(2) компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды и природопользования и специфики обследуемого (аудируемого) объекта, что подтверждается наличием у экоаудитора соответствующих документов о прохождении курса обучения, практической стажировки, удостоверения экоаудитора, лицензии на право заниматься деятельностью по экоаудиту;
(3) сохранение экоаудиторами конфиденциальности получаемой при аудите информации, неразглашение ее без разрешения руководства аудируемого объекта, кроме случаев нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования;
(4) ответственность экоаудиторов за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Независимость, объективность, доброжелательность
Экоаудитору должно быть свойственно беспристрастное отношение к объекту проверки и отсутствие предвзятости, т. е. экоаудитор должен быть объективным. Одним из факторов обеспечения условий объективности является независимость экоаудитора. Вторым таким фактором является обусловленное соответствующим образом отсутствие материальной заинтересованности экоаудитора в результатах деятельности субъекта, который проверяется. Экоаудитор обязан проявлять к клиенту, персоналу аудируемой организации доброжелательное отношение и придерживаться в общении с клиентом и персоналом аудируемой организации спокойного и выдержанного тона.
Конфиденциальность информации
Экоаудитор должен придерживаться строгой конфиденциальности относительно всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения экоаудита. Никакая информация не может быть разглашена без специального разрешения клиента. Единственным исключением из данного правила является обязанность экоаудитора (экоаудиторской фирмы) предоставить по решению судебных органов или по санкции прокурора конкретную информацию (документацию), указанную в решении суда (по санкции прокурора) соответствующим судом или правоохранительным органом.
Экоаудит должен быть выполнен специально аттестованными, имеющими лицензию лицами - экоаудиторами с соответствующими профессиональными знаниями, которые имеют необходимую подготовку, опыт, и которые являются компетентными вследствие изучения ряда общих и специальных дисциплин, а также имеющими необходимый практический опыт. Кроме того, экоаудитору необходимо понимание тенденций развития международных и национальных стандартов, нормативов и директив по природоохранным и аудиторским вопросам, а также определенных регулирующих требований, которые установлены законодательством и действующими нормативами.
Оплата аудиторских услуг
Экоаудиторские фирмы действуют на рынке экологических работ и услуг на основе самофинансирования.
Источниками дохода являются:
- предоставление платных аудиторских услуг;
- коммерческая деятельность, не противоречащая законодательству.
Юридическое лицо (клиент), прибегающее к услугам экоаудита, заключает договор с экоаудитором (и/или организацией) и аудируемой организацией, представляющей аудируемый объект, и устанавливает оплату его услуг. Возможен вариант менее предпочтительный, когда договор заключается только между клиентом и экоаудитором (и/или экоаудиторской фирмой).
Экоаудитор (Главный аудитор) ставит свою подпись на соответствующем отчете /заключении/ установленной формы, в т. ч. в подтверждение его соответствия имеющейся по вышеуказанному юридическому лицу информации о положении его дел.
Оплата экоаудитора осуществляется в индивидуальном порядке, в рублях за 1 день работы. Предварительная проверка (оценка) объекта осуществляется аудитором в течение 1-2 дней, и по тем же расценкам. В случае, если отчетность не в порядке, аудитор (Главный экоаудитор) вправе отложить проведение экоаудита, пока не будут выполнены соответствующие требования, поставив об этом в известность клиента. В случаях, если первоначальная проверка (оценка) дает положительную оценку, назначается время окончательной проверки (оценки), но не позднее месяца-двух. Определение стоимости экоаудиторских услуг осуществляется по рекомендуемой методике.
Объекты экоаудита
Для целей экоаудита под объектом рассмотрения при аудите понимается:
- проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду;
- хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды;
- виды деятельности, связанные с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и др.
Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в частности:
- предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическом риском для окружающей среды и здоровья населения;
- объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;
- отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологический нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;
- экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;
- инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;
- кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;
- объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций.
Объектами экологического аудирования в общем плане также являются:
- состояние окружающей среды и системы управления окружающей средой на объекте экологического аудита;
- выполнение обязательных мер по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и снижению экологического риска;
- соблюдение экологического законодательства и нормативно-правовых требований охраны окружающей среды на объекте экологического аудита;
- оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных нагрузок и прогноз ожидаемых экологических последствий, оценка экологической безопасности объектов, технологий, материалов, веществ, средств и способов их проектирования, строительства, производства, реализации, использования в хозяйственной практике в соответствии с принятыми федеральными, региональными и международными обязательствами.
Область использования экоаудита может быть распространена и на сферы деятельности (объекты экоаудита), связанные с развитием предпринимательства в области природопользования и охраны окружающей среды, охватывающие:
- оценку воздействий экологической деятельности, опасной для состояния окружающей среды и здоровья людей;
- оценку экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности (стоимостная оценка);
- оценку эффективности природоохранной деятельности субъектов хозяйствования;
- оценку (экологическое обоснование) использования ресурсосберегающих технологий и систем, приборов контроля, природоохранного оборудования и приспособлений;
- оценку других видов эколого-экономического обеспечения природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценку эколого-экономических балансов «жизненного цикла» продукции;
- эколого-экономическую оценку риска смены форм собственности;
- оценку систем э