Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту

К.А. Цатурова

История физической культуры

в России

Учебно-методическое пособие

Г. Нижний Новгород

Год

УДК 7а6.072 (или 7а6 (Оа) (07) Ц224) Цатурова Клара Андреевна - История физической куль­туры в России. Учебно-методическое пособие, 2000г., с. 128

Печатается по рекомендации кафедры УИФК Совета Нижегородского филиала СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

Учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение истории физической культуры в России с древнейших времен до наших дней. Пособие последовательно знакомит с основными этапами формирования и развития физической культуры в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи, России советской и постсоветской. Изложение событий доведено до конца XX века. По каждому историческому этапу сделаны краткие выводы и даны вопросы для самопроверки. Структура пособия и содержание учебного материала соответствуют программным требованиям курса истории физической культуры. Пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений.

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.М. Выдрин

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Антонова

ISBN - 5 - 7065 - 8

© Цатурова К.А. - доцент, кандидат педагогических наук. 2000.

Содержание

ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIIIВЕКА…………………………………5

1.1. Элементы физической культуры в первобытном обществе…………..5

1.2.Физическая культура в эпоху первых политических образований….6

1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (XV - XVII вв.)…………………… 9

1.4.Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV -XVII вв.)……………………………………………………………………….13

ГЛАВА 2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В РОССИИ ХУШ ВЕКА……………………………………………………...18

2.1.Физическая культура в период образования Российской империи…18

2.2.Физическая культура в дворянской империи

ХУШ века……………………………………………………………………...22

ГЛАВА 3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В………………………………………………..29

ГЛАВА4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ……………………… 34

4.1.Развитие научно-теоретических основ физического воспитания…...34

4.2.Физическая подготовка в армии……………………………………...38

4.3.Физическое воспитание учащейся молодежи………………………...40

4.4. Развитие спорта и международные связи
российских спортсменов...................................... ………………………..44

4.5. Физическая культура и спорт накануне и в годы первой мировой войны………………………………………………………………………...55

ГЛАВА5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙСИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………..60

5.1. Физическая культура в годы гражданской войны…………………61

5.2. Физическая культура в 20-е годы…………………………………..65

5.3.Физическая культура в 30-е годы………………………………….72

5.4. Физическая культура накануне и в годы

Великой Отечественной войны……………………………………………83

ГЛАВА 6.РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………89

6.1.Восстановление и дальнейшее развитие массового физкультурного движения (1945-1959 гг.)………………………………………………….89

6.2.Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1990 гг.)…………………………………………………………….98

6.3.Физическая культура в постсоветской России…………………..117

Литература……………………………………………………………..128

ГЛАВА 1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ

НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ

ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА

Краткие выводы

Становление и первоначальное развитие физической культуры у народов нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории.

Разнообразные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой и бытовой жизнью, прошли большой эволюционный путь.

В процессе длительного развития физической культуры сложились два направления в физическом воспитании: народа и господствующего класса.

Самобытная народная система физического воспитания служила одной из форм подготовки молодых людей к трудовой и оборонной деятельности. Однако в условиях крепостничества народ не имел возможности занятий физическими упражнениями. Этому препятствовала также и церковь, активно выступавшая против народных физических упражнений и игр.

Система физического воспитания господствующих классов отражала их классовые стремления и была направлена, в основном, на военно-физическую подготовку. Она располагала лучшими материальными возможностями для организации физического воспитания

Вопросы для самопроверки: 1.Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной системы физического воспитания у древних народов, проживавших на территории нашей страны до образования Киевской Руси? 2. Как развивалась физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности? 3. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с образованием Русского централизованного государства? 4.Каковы взгляды Епифания Славинецкого на физическое воспитание детей?

ГЛАВА 2

Краткие выводы

С образованием дворянской империи физическое воспитание было введено в учебных заведениях, была создана система военно-физической подготовки армии и флота, более прогрессивная, чем в европейских странах.

Вопросы физического воспитания стали широко освещаться в просветительской педагогической и медицинской литературе. Среди дворянской молодежи наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Вопросы для самопроверки

1. Какое влияние на развитие физической культуры оказали

реформы Петра I?

2. Как складывалась и развивалась система военно-физической подготовки в русской армии и на флоте? Какое отражение нашли вопросы физического воспитания в педагогической философской литературе XVIII?

3. Чем характеризовалось развитие спорта и игр в быту дворянства?

ГЛАВА 3

Краткие выводы

Физическая культура в России в первой половине XIX в. развивалась в условиях феодально-крепостнического уклада под влиянием борьбы между прогрессивными и реакционными силами в обществе, что нашло отражение в организации физического воспитания в учебных заведениях и военно-физической подготовки войск. Появились первые частные учреждения по физической культуре. Продолжали развиваться и совершенствоваться традиционные народные виды физических упражнений и игр.

Вопросы для самопроверки

1. Какие изменения в постановку физического воспитания учащихся внесло создание в 1802 -1804 гг. системы государственного образования?

2. Когда были предприняты попытки улучшить физическую подготовку в армии, в чем они заключались?

3. Чем характеризовалась деятельность частных спортивных заведений, появившихся в первой половине XIX века?

4. Как развивались физические упражнения и игры в народном быту? Какие из них были наиболее популярны?

ГЛАВА 4

Краткие выводы

Буржуазные реформы, проведенные во второй половине XIX века, способствовали активизации общественной мысли, развитию науки и культуры, что благоприятно сказалось на развитии теории и практики физической культуры. В период утверждения капитализма в России сформировались научно- теоретические основы физического воспитания, получил организационное оформление и стал динамично развиваться спорт, спортсмены России стали принимать участие в международном спортивном и олимпийском движении, зародилось рабочее спортивное движение. Под влиянием реформ произошли позитивные изменения в физическом воспитании учащейся молодежи и физической подготовке в армии, предпринимались меры по государственному регулированию процесса развития физического воспитания и спорта.

Вопросы для самопроверки

1. В каких исторических условиях происходило развитие физической культуры в XIX веке?

2. Какое развитие получили во второй половине XIX века научно- теоретические основы физического воспитания? Какова роль П.Ф. Лесгафта в создании научной системы физического образования?

3. Как сказалась военная реформа 1874 года на постановке физической подготовки в армии?

4. Какие новшества были внесены в организацию физического воспитания учащейся молодежи?

5. Чем характеризовалось развитие спорта? Какие виды спорта получили наибольшее развитие?

6. Как выступали российские спортсмены на олимпийских играх и других международных соревнованиях? Что Вы знаете о Российских Олимпиадах?

7. Каким было состояние спортивного движения накануне и в годы первой мировой войны?

ГЛАВА 5

Великой Отечественной войны

В конце 30-х годов создалась сложная международная обстановка. В связи с реальной угрозой войны встала задача повышения обороноспособности страны. Важная роль в решении оборонных задач отводилась физкультурным организациям. В 1939 году был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии было введено новое «Наставление по физической подготовке», в соответствии с которым физическая подготовка стала обязательной частью строевой и тактической подготовки всех родов войск. Все это потребовало пересмотра форм и методов физкультурной работы, усиления ее военной направленности.

По-прежнему основу всей физкультурно-массовой работы с населением составлял комплекс ГТО. Но в сложившихся условиях появилась необходимость пересмотра его нормативов. В ноябре 1939 года СНК СССР принял постановление о введении с 1 января 1940 года нового всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Он суще­ственно отличался от прежнего. В новом комплексе была установлена стандартность видов упражнений, общее количество норм было сокращено, в каждой ступени вводились два раздела - обязательные нормы и нормы по выбору. Испытания, обязательные для каждого сдающего, включали общеразвивающие упражнения: гимнастику, бег, плавание, преодоление полосы препятствий, стрельбу и ходьбу на лыжах (или пеший поход), а также теоретические сведения об основах советского физкультурного движения и гигиене физкультурника. Нормы по выбору состояли из групп упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты и выносливости. Они включали упражнения по различным видам спорта, в том числе и прикладных. В соответствии с новым комплексом ГТО были пересмотрены программы по физическому воспитанию в учебных заведениях. В спортивно-массовой работе больше внимания стало уделяться занятиям военно-прикладными видами спорта. Широкое распространение получил стрелковый спорт, стали создаваться клубы автомотоспорта, водномоторные, парашютные, планерные, стал развиваться альпинизм.

В феврале 1939 года был проведен Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта - состоялись военизированные игры на местности, состязания конников и мотоциклистов, стрелков, лыжников, гранатометчиков, мастеров рукопашного боя. В практике спортивной работы получили распространение дальние пробеги, проплывы, походы и переходы, традиционными стали массовые легкоатлетические и лыжные кроссы.

С началом Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных организаций была подчинена нуждам военного времени - «все для фронта, все для победы».

Главной задачей стало проведение массовой военно-физической подготовки населения. В сентябре 1941 года решением государственного Комитета Обороны в стране было введено всеобщее военное обучение. Все физкультурные организации активно включились в эту работу. Они предоставляли кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование, на военно-учебные пункты Всеобуча направлялись лучшие преподаватели, тренеры, методисты и инструкторы физической культуры, спортсмены, студенты физкультурных вузов. Будущих воинов обучали штыковому бою, метанию гранаты, преодолению полосы препятствий, переправе вплавь и спасению утопающих. В зимнее время добавлялась военно-лыжная подготовка. В контакте с оборонными организациями для фронта специально готовились стрелки-снайперы, разведчики, парашютисты, мотоциклисты, альпинисты, гранатометчики и истребители танков.

С началом войны во всех учебных заведениях была введена начальная и допризывная военно-физическая подготовка. Соответственно условиям военного времени пересматривались программы по физическому воспитанию. Изменениям подвергся комплекс ГТО - было сокращено общее количество нормативов, некоторые были заменены военно-прикладными упражнениями, появились требования по изучению материальной части винтовки, знанию основ топографии и санитарного дела.

Физкультурные организации активно участвовали в работе по восстановлению здоровья и возвращению в строй раненых бойцов средствами лечебной физической культуры (ЛФК). В госпиталях, батальонах выздоравливающих и других лечебных учреждениях работали более 2000 методистов ЛФК. Разработкой методов ее применения занимались видные специалисты - профессора В.К. Добровольский, И.М. Саркизов-Серазини и др. Если в 1942 году ЛФК было охвачено около 60 % от общего числа раненых и больных, то к концу 1944 года этот показатель возрос до 87%.

С первых дней войны многие спортсмены-воспитанники ДСО, преподаватели и студенты физкультурных учебных заведений были мобилизованы в армию или ушли добровольцами на фронт. Они, как правило, направлялись на самые ответственные участки фронта и в тыл врага, сражались в специальных подразделениях, истребительных батальонах, партизанских отрядах. В рядах защитников Родины сражались известные спортсмены - боксеры Н. Королев, И. Князев, В Галушкин, Л. Темурян, И. Шеронин, С. Щербаков; борцы Г. Пыльнов. А. Катулин; конькобежцы -А. Капичинский, К. Кудрявцев; легкоатлеты - А. Канаки, Г. и С. Знаменские, лыжница Л. Кулакова; гребцы А. Долгушин, Л. Смирнов; пловцы Л. Мешков, П. Голубев; штангисты В. Крылов, Н. Шатов и многие другие. Они проявили в боях за Родину высокие физические и морально- волевые качества, бесстрашие и героизм.

В самом начале войны из числа преподавателей и студентов ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта было сформировано 13 особых партизанских отрядов. Они действовали в исключительно сложных условиях в тылу врага, нанося ему ощутимые удары. Только за первый год войны партизаны-лесгафтовцы уничтожили около 3000 вражеских солдат и офицеров. Взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками, военными грузами, совершили 24 нападения на вражеские аэродромы. Особенно прославился своими действиями отряд, возглавляемый Д. Ф. Косицыным. За боевые подвиги в 1942 году институт имени П.Ф. Лесгафта был награжден орденом Красного Знамени.

Из преподавателей и студентов московского института физической культуры была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения, совершавшая дерзкие диверсии против врага. За проявленное мужество и умелые боевые действия 150 бойцов этой бригады были удостоены правительственных наград, а погибший в бою Б. Галушкин - посмертно - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза.

Немало замечательных спортсменов пожертвовали жизнью во имя защиты Родины, и в память о них проводятся спортивные мемориалы.

В трудные годы войны не прекращалась и спортивно - массовая работа, хотя она, в основном, переместилась в тыловые регионы - Закавказье, Среднюю Азию, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Там продолжали проводиться спартакиады, кроссы, пробеги и другие массовые соревнования. Но и в столице не прекращалась спортивная жизнь. В напряженные дни боев под Москвой, в декабре 1941 года был проведен розыгрыш Кубка города по русскому хоккею, состоялись конькобежные соревнования, шахматный турнир. В осажденном Ленинграде в 1942 году состоялся матч по футболу, транслировавшийся по радио и показавший, что город жив и борется.

С 1943 года, когда в ходе войны произошел коренной перелом, возобновились соревнования на первенство страны по 8 видам спорта. Когда же территория СССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков, масштабы спортивной работы расширились. В 1944 году первенства СССР состоялись по 22 видам спорта, возобновились соревнования спортивных обществ, республик и городов, было установлено 108 всесоюзных рекордов. На уровне международных достижений были результаты показанные легкоатлетами J 1.Анокиной, Н. Думбадзе, Ф. Ваниным, Т. Сердюковой, пловцами 3. Шелешневой, Л. Мешковым, В. Ушаковым, штангистом Г. Новаком. Наряду с именитыми мастерами спорта на соревнованиях успешно выступала спортивная молодежь. В 1945 году всесоюзный календарь включал соревнования уже по всем основным видам спорта и спортивная работа проходила под знаком победоносного завершения Великой Отечественной войны, испытания которой с честью выдержали вместе со всем народом, физкультурники и спортсмены страны.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

В довоенные годы в нашей стране был заложен фундамент нового - социалистического типа физической культуры, закономерностями которого стали руководящая роль партии и государства в развитии физической культуры, ее связь с коммунистическим воспитанием и практикой социалистического строительства. Физическая культура стала одним из важнейших средств подготовки народа к трудовой и оборонной деятельности. Сформировались идейно-теоретические, организационные, программно-нормативные и общеметодические основы советской системы физического воспитания. Были предприняты меры по научному, кадровому, материально-техническому обеспечению физического воспитания и спорта. Были достигнуты определенные успехи в развитии массовости физкультурного движения и повышении спортивного мастерства.

В военных условиях особое значение приобрела военно-физическая подготовка, которую физкультурные организации осуществляли в рамках всеобщего военного обучения.

Вопросы для самопроверки

1. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с победой Октябрьской социалистической революции?

2. Как развивалось физкультурное движение в годы гражданской войны?

3. Как развивалось физкультурное движение в 20-е годы? Какое значение имели постановления ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 года и ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года?

4. Как формировались организационные основы советского физкультурного движения?

5. Какое значение для совершенствования советской сис­темы физического воспитания имело введение комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации?

6. Как развивались физическая культура и спорт в 30-е годы? Каковы были достижения советских спортсменов?

7. Каковы были основные направления деятельности физкультурных организаций в годы Великой отечественной войны?

ГЛАВА 6

Вопросы для самопроверки

1. Как проходило восстановление и развитие физической культуры в послевоенные годы (1946-1959)?

2. Когда и где состоялся дебют советских спортсменов на летних и зимних олимпийских играх? Каковы его ито­ги?

3. Когда стали проводиться и как проходили Спартакиады Народов СССР? В чем их значение?

4. Какие новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы появились в связи с решением зада­чи внедрения физической культуры в быт населения?

5. Чем характеризовалось в 60-80-е годы развитие спорта и международных спортивных связей? Каковы итоги выступлений советских спортсменов на олимпийских играх?

6. Какие негативные явления появились в развитии физи­ческой культуры в годы застоя? Какие меры по их уст­ранению предпринимались в годы перестройки?

7. Чем характеризуется состояние физкультурного движе­ния в постсоветской России? Каково значение Феде­рального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»( 1999года)?

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

В послевоенные годы заметно усилилась роль комму­нистической партии в руководстве физкультурным движе­нием. В ряде партийно-правительственных постановлений 126

тех лет отмечалась возросшая социальная значимость физи­ческой культуры и спорта, и ставилась задача внедрить фи­зическую культуру и спорт в быт большинства населения, превратить физкультурное движение из массового во всена­родное.

Реализация этих указаний привела к качественному улучшению постановки физического воспитания среди учащейся молодежи, развитию физкультурно-спортивнои работы в национальных республиках, сельской местности., получила развитие работа по физической культуре и спорту по месту жительства населения, широко распространилось оздоровительное и рекреационное направление в физкуль­турной работе с детьми и взрослым населением. Дальней­шее развитие получила научная работа. Большое внимание стало уделяться развитию детско-юношеского спорта, росту мастерства советских спортсменов. Советский спорт дос­тиг больших успехов на международной арене. Советские спортсмены активно и успешно выступали в летних и зим­них олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях.

Между тем, задача превращения физической культуры во всенародное движение не была решена. Лишь незначи­тельная часть населения была охвачена регулярными заня­тиями, уровень физической подготовленности основной части учащейся молодежи и взрослого трудоспособного на­селения оставался низким. Для развития массовой физиче­ской культуры не хватало спортивных сооружений, инвен­таря, кадров специалистов. Негативно сказывались остаточ­ный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта, частые и необоснованные перестройки структуры управления и другие факторы, связанные с нараставшими застойными явлениями в жизни общества.

Большие трудности приходится преодолевать физкуль­турному движению в условиях переходного периода в исто рии постсоветской России.

л

Литература

1. История физической культуры и спорта. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1983.

2. Столбов В.В. История физической культуры. Учеб­ник для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989.

3. История физической культуры народов СССР. Часть 1.-М.:ФиС, 1953.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

5. Харабуга Г.Д. История физической культуры. Мето­дические указания для студентов заочного обучения, инстМ р^Йерев- физической культуры. - М.: 1977.

6. Грачев А.В., Коган М. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Хрестома­тия.-М.: ФиС, 1940.

7. Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпо­ху реформ Петра I. Очерки по истории физической культу­ры. - М.: ФиС, 1938.

8. Крадман Д.А. Физическая культура в России в XIX веке. Очерки по истории физической культуры. Выпуск 5. -М.: ФиС, 1950.

9. Физическая культура и спорт в СССР. - ML: ФиС, 1967.

Ю.Все о спорте. Справочник. Т. 1,2. -М.: ФиС, 1978. 11. Хавин Б.Н. Все об олимпийских играх. - М.: ФиС, 1979.

Подписано в печать 22.10.2001г.

Формат 1/16. Гарнитура Times New Roman.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Объем 8 печ. л. Тираж 300. Заказ 1246. Учебная типография ПУ 22.

г. Балахна, ул. М. Ульяновой, 82



Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту

К.А. Цатурова

История физической культуры

в России

Учебно-методическое пособие

Г. Нижний Новгород

Год

УДК 7а6.072 (или 7а6 (Оа) (07) Ц224) Цатурова Клара Андреевна - История физической куль­туры в России. Учебно-методическое пособие, 2000г., с. 128

Печатается по рекомендации кафедры УИФК Совета Нижегородского филиала СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

Учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение истории физической культуры в России с древнейших времен до наших дней. Пособие последовательно знакомит с основными этапами формирования и развития физической культуры в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи, России советской и постсоветской. Изложение событий доведено до конца XX века. По каждому историческому этапу сделаны краткие выводы и даны вопросы для самопроверки. Структура пособия и содержание учебного материала соответствуют программным требованиям курса истории физической культуры. Пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений.

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.М. Выдрин

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Антонова

ISBN - 5 - 7065 - 8

© Цатурова К.А. - доцент, кандидат педагогических наук. 2000.

Содержание

ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIIIВЕКА…………………………………5

1.1. Элементы физической культуры в первобытном обществе…………..5

1.2.Физическая культура в эпоху первых политических образований….6

1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (XV - XVII вв.)…………………… 9

1.4.Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV -XVII вв.)……………………………………………………………………….13

ГЛАВА 2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В РОССИИ ХУШ ВЕКА……………………………………………………...18

2.1.Физическая культура в период образования Российской империи…18

2.2.Физическая культура в дворянской империи

ХУШ века……………………………………………………………………...22

ГЛАВА 3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В………………………………………………..29

ГЛАВА4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ……………………… 34

4.1.Развитие научно-теоретических основ физического воспитания…...34

4.2.Физическая подготовка в армии……………………………………...38

4.3.Физическое воспитание учащейся молодежи………………………...40

4.4. Развитие спорта и международные связи
российских спортсменов...................................... ………………………..44

4.5. Физическая культура и спорт накануне и в годы первой мировой войны………………………………………………………………………...55

ГЛАВА5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙСИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………..60

5.1. Физическая культура в годы гражданской войны…………………61

5.2. Физическая культура в 20-е годы…………………………………..65

5.3.Физическая культура в 30-е годы………………………………….72

5.4. Физическая культура накануне и в годы

Великой Отечественной войны……………………………………………83

ГЛАВА 6.РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………89

6.1.Восстановление и дальнейшее развитие массового физкультурного движения (1945-1959 гг.)………………………………………………….89

6.2.Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1990 гг.)…………………………………………………………….98

6.3.Физическая культура в постсоветской России…………………..117

Литература……………………………………………………………..128

ГЛАВА 1

Наши рекомендации