Субъекты и объекты права природопользования. Публичные договоры в сфере природопользования.

Субъектами права природопользования являются: граждане; органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству; общественные объединения; органы территориального общественного самоуправления; совместные предприятия и международные объединения и ор­ганизации с участием белорусских и иностранных юридических лиц; иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. В соответствии с видами права природопользования следует выделить такие субъекты права природопользования: землевладельцы и землепользователи, водопользователи, лесопользователи, пользователи животным миром, пользователи атмосферным воздухом. Каждый субъект права природопользования должен обладать определенной экологической правосубъектностью. В качестве субъекта права общего природопользования выступают граждане Российской Федерации, иностранцы и лиц без гражданства, поскольку они обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. Субъектами же права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Причем юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того, чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.). Обобщенным объектом права природопользования является природа. Объектами права природопользования также являются определенные объекты природы или их части предоставленные во владение и пользование конкретным природопользователям и оформленные надлежащим образом. В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно объектом права землепользования являются земля, водопользования – воды, пользования недрами – недра. Публично-правовой договор является инструментом государственного регулирования наряду с иными средствами государственного воздействия: нормативными актами, государственными программами, нормативно-техническими документами, лицензиями, разрешениями, сертификатами и пр. Отличительной чертой публично-правовых договоров в сфере природопользования является их переплетение с таким инструментом государственного воздействия, как административно-разрешительный документ, существующий, как правило, в форме природоресурсной лицензии. Лицензия, по современному российскому законодательству, обеспечивает применение механизма публичных прерогатив в сфере природопользования. При этом такая лицензия содержит в себе элементы договорного характера: выдаётся в силу результатов проводимых торгов, скрепляется подписью природопользователя, выполняет функцию наделения правами пользования.Сосуществование договора совместно с природоресурсной лицензией и придает договору публичный режим. Можно выделить два вида публично-правовых договоров: 1. договоры, подчиненные лицензиям 2. договоры с юридической силой выше, чем лицензии. В первом случае воля негосударственной стороны учитывается слабо. Такой договор больше похож на властный акт государства, т.к. согласование воли контрагентов всегда определяется в сторону содержания лицензии (административного акта), т.е. воли государства. Его целесообразно использовать в случаях, когда нет смысла идти на уступки негосударственной стороне, создавать для нее особые условия гарантий стабильности отношений. Заключение таких договоров осуществляется, в основном, по типовым формам. Использование второго вида договора целесообразно в случаях, когда требуется заинтересовать и привлечь контрагентов, создать для них особые гарантии, пойти им на существенные уступки, значительно учесть их волю. Природоресурсное законодательство восприняло преимущественно лицензионную форму.



Наши рекомендации