Понятие права природопользования. Право общего и специального природопользования

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (право общего природопользования). Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

14. Государственное управление недрами РБ.Задачами госуд. Регул. в области пользования недрами и их охраны являются: формирование и проведение единой гос. политики в области использ. и охраны недр; обеспечение геологической изученности недр; установление стандартов (правил, норм) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; определение объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и перспективу; обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр; установление платежей, связанных с пользованием недрами, а также порядка формирования и применения цен на отдельные виды минерального сырья. Гос. Регулир. в области пользования недрами и их охраны осуществляют Совет Министров, местные Советы депутатов, исполн. и распоряд. органы, а также республ. орган госуд. управления по природным ресурсам и охране окруж. среды и республ. орган госуд. управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и их территориальные органы в пределах их компетенции. Совет Министров в области пользования недрами и их охраны: обеспечивает проведение единой гос. политики в области пользования недрами и их охраны; утверждает гос. программы геологического изучения недр; утверждает лимиты добычи полезных ископаемых ; вводит ограничения на пользование недрами на отдельных участках; осуществляет межправительственное сотрудничество,. Республиканский орган гос. Управл. по прир. ресурсам и охране окруж. среды в области геологического изучения, использования и охраны недр в пределах своей компетенции: проводит единую научно-техническую политику в области геологического изучения недр; разрабатывает госуд.программы геологического изучения недр в целях развития минерально-сырьевой базы и обеспечивает их реализацию; проводит гос. экспертизу геологической информации; выдает специальные разрешения (лицензии) на геологическое изучение недр; добычу торфа и сапропелей; сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов; организовывает и осуществляет контроль за выполнением обязательств, вытекающих из заключенных междун. договоров.

15. Понятие и виды источников экологического права. -признаются норм-правовые акты, регулирующие экол. Общес. отношения. Принято различать материальные и формальные источники права. Материальные источники права понимаются как источники, формируемые волеизъявлением народа относительно какого-либо документа, принятого по результатам его рассмотрения посредством опроса, плебисцита, референдума или голосования. Под формальными источниками экологического права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, посредством которых оно осуществляет правовое регулирование общес. Экол. отношений. Основу правового регулировать этих отношений составляет экол.законодательство -совокупность разл. законов, других форм нормативных актов, регулирующих общ. отношения в области экологии. По юридической силе все нормативно–правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные акты, принимаемые представительными органами гос. власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К последним относятся акты принимаемые Президентом, Правительством и органами испол. власти, министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления. По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные акты.. По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормативные правовые акты. Нормативные акты материального характера – это акты, содержащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Система экологического права включает в себя:.– Конституцию;.– международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права;.– законы национального собрания, указы и распоряжения Президента;.– постановления и распоряжения; – нормативные акты министерств и ведомств; –нормативные акты органов местного самоуправления; – локальные нормативные акты; – судебные решения.

16. Государственные органы управления в области охраны окружающей среды общей компетенции. -осуществляется Президентом, Советом Министров, Министерством природных ресурсов и охраны окруж. среды и его территориальными органами, иными спец.уполномоч. республ. органами гос. управления и их террит. органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Полномочия Совета Министров: определяет единую гос. политику в области охраны окруж. среды; принимает норм. правовые акты в области охраны окруж. среды; обеспечивает разработку и выполнение гос.программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию прир. ресурсов и улучшению качества окруж. среды; устанавливает порядок использования природных ресурсов; определяет виды вредного воздействия на окруж. среду; устанавливает в соответствии с законод. нормативы платы за использование прир. ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ в атм. воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окруж. среду,; рассматривает предложения об установлении льгот по налогообложению ; устанавливает порядок ведения гос. кадастров природных ресурсов, а также порядок гос. учета в области охраны окруж. среды; утверждает Положение о Красной книге; осуществляет иные полномочия,

17. Экологическое право и обязанности граждан РБ.Экологическое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Граждане обязаны: соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования в области обращения с отходами; выполнять требования пожарной безопасности; соблюдать правила охоты и рыболовства; выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде. Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

18. Вода как объект использования и охраны. Правовая категория воды включает все воды, находящиеся в водных объемах. Значительная часть промышл. сточных вод подвергается совместной очистке с бытовыми стоками на муниципальных очистных сооружениях. Несанкционированный сброс сточных вод в муниципальные канализационные системы и связанное с этим загрязнение осадков очистных сооружений представляют одну из серьезнейших проблем для Беларуси. В Беларуси имеется несколько водохранилищ. Эти источники водоснабжения и места рекреационной деятельности нуждаются в специальной защите для удовлетворения потребностей в питьевой воде. Вместе с тем водохранилища и многие естественные озера страдают от эвтрофикации (переизбытка питательных веществ) вследствие промышленных сбросов, сбросов муниципальных очистных сооружений и сельскохозяйственной деятельности, в частности от проникновения в них органических отходов с животноводческих ферм. Основаниями для тревоги являются: бактериологическое загрязнение в результате нарушения санитарных требований; загрязнение нитратами вследствие неправильного внесения удобрений и технологий удаления навоза; загрязнение подпочв в местах хранения и применения пестицидов; загрязнение на площадках для хранения промышленных токсичных отходов. Общая цель стратегии экологического управления ресурсами пресной воды состоит в том, чтобы обеспечить снабжение всего населения республики водой хорошего качества и в достаточных количествах при сохранении гидрологических, биологических и химических функций экосистем. Отличительной особенностью водных ресурсов является приуроченность РБ к водоразделу Черного и Балтийского морей, обуславливающая тесную географическую связь и взаимозависимость с сопределенными странами (РБ, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей) и налагающая определенные взаимные международные обязательства. Реально отмечается практически общерегиональное ухудшение качества воды, особенно поверхностных источников.

19. Государственные органы управления в области охраны окружающей среды специальной компетенции- относятся Министерство прир. ресурсов и охраны окруж.среды, Министерство здравоохранения, Министерство поЧС , Министерство лесного хозяйства, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров и иные республ. органы гос. управления. Полномочия Министерства природных ресурсов: проводит единую гос. политику в области охраны окруж. среды; разрабатывает и принимает норм. правовые акты; осуществляет гос. управление в области охраны; утверждает лимиты на изъятие объектов растительного и животного мира; обеспечивает в установленном порядке нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; осуществляет в соответствии с законодательством лицензирование в области использования прир. ресурсов и воздействия на окружающую среду; проводит гос.экологическую экспертизу; является распорядителем гос. целевых бюджетных фондов охраны природы; устанавливает порядок аккредитации и учета аналитических лабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающей среды; предложения об установлении льгот по налогообложению ЮЛ И ИП при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окруж. среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности.

20. Право водопользования и его виды.Совокупность правовых норм определяющих порядок и условие рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования – это правомочия конкретных водопользователей по использованию полезных свойств водных объектов в целях предусмотренных законодательством. Водопользование – это юридическое либо физическое лицо, которое предоставляет право пользования водным объектом. В соответствии с ВК водные объекты предоставляются в пользование: 1. для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных и иных нужд населения; 2. для с\х, промышленных, энергетических и иных потребностей; 3. для отведения сточных и других вод. В соответствии со ст. 21 ВК водопользование имеет следующие виды: 1. общие и специальные; 2. обособленное и совместное; 3. первичное и вторичное. Общее водопользование осуществляют юридические и физические лица без разрешения. Специальное ст 24 ВК постановление Совета Министров «Выделяют разрешение на специальное водопользование». В обособленное водопользование находятся водные объекты предоставленные в пользование юр. и физ. лицам на основании решения органа управления в соответствии со ст. 25 ВК. В совместном явл объекты не предоставленные в обособленное водопользования. Решение о предоставлении водных объектов в обособленное пользование принимают раенные и городской исполнительный орган в случае предоставления в обособленное водопользования водных объектов находящихся на территории соответствующего совета депутатов. Водные объекты предоставляются только во временное пользование. Оно м\б краткосрочное (до 5 лет) и долгосрочное (от 5 до 20 лет).

22. Правовая охрана вод.Вода – это охраняемый законом природный объект представляющий собой часть природной среды, а именно гидросферу нашей планеты и ограниченные природные объекты содержащиеся в подземных и поверхностных источниках и входящие в состав водного фонда. Водные отношения в РБ регулируются ВК и иными актами законодательства. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в области пользования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц, охрана вод от загрязнения, истощения, предупреждение и ликвидация вод, восстановление и улучшение состояния водных объектов. Функции: экологическая; экономическая; культурно-оздоровительная. Предметом правового регулирования являются водные объекты. В соответствии со ст. 13 Конституции РБ воды составляют исключительно собственность государства. Субъектами права собственности на природные объекты является РБ в целом. Право коммунальной собственности на воды законодательством не предусмотрено. Субъектам в отношении мог выступать орган государственного управления подчиненный Правительству РБ и водопользователи. Водопользователем м\б юр. И физ. лица, иностранные государства, а также лица без гражданства водные объекты которым предоставлены в пользование.

23. Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.Функции: 1. создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; 2. подзаконное нормотворчество; 3. распоряжение природными ресурсами; 4. экологическое планирование; 5. экологическое нормирование; 6. экологическая экспертиза; 7. экологический контроль; 8. экологическое лицензирование, аудит; 9. наблюдение за состоянием ОС (оценка воздействий на ОС); 10. учет состояния и использования отдельных природных объектов; 11. экологическое воспитание и образование; 12. разрешение споров о праве природопользования.

24. Ответственность за нарушение водного законодательства.В соответствии со ст. 94 ВКсамовольный захват водного объекта, самовольное водопользование, а также переуступка права водопользования и иные сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие права собственности Республики Беларусь на воды, являются недействительными. Самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных захватившими их лицами за время незаконного пользования ими, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Лица, виновные в совершении нарушений, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса, а также в (во): реализации проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; загрязнении и (или) засорении вод либо нарушении режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, а также нарушении установленного водоохранного режима на водосборах, вызвавшем загрязнение вод, водную эрозию почв и другие негативные явления; вводе в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и (или) засорение вод либо их вредное воздействие; заборе воды с превышением лимитов, утвержденных уполномоченными на то органами государственного управления, или нерациональном ее использовании; использовании водных объектов не по целевому назначению; нарушении режима эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и хозяйственно-питьевых водопроводов; сокрытии или искажении информации об аварийной ситуации на водных объектах, - несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Законодательством Республики Беларусь может быть установлена ответственность и за другие нарушения водного законодательства Республики Беларусь.

25. Понятие и задачи мониторинга за состоянием окружающей среды-осуществляется в целях наблюдения за состоянием окруж. среды, обеспечения гос. органов, ЮЛ и граждан полной, достоверной и своевр. информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окруж. среды и природопользования. Мониторинг является составной частью Нац. системы мониторинга окруж. среды в Республике Беларусь. -проводится Министерством пр. ресурсов и охраны окруж. среды, иными органами гос. управления в порядке, установленном законод. РБ. Проведение мониторинга окруж. среды иными органами госуд. управления осущ-ся по согласованию с Министерством природных ресурсов . Органы госуд. управления и ЮЛ в порядке, установленном законодательством, безвозмездно передают в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы материалы наблюдений за состоянием окруж. среды. Гос. органы, ЮЛ и граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать от Министерства природных и его территориальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды. Республ. органы госуд. управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица при разработке прогнозов социально-экономического развития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, размещении производственных и иных объектов должны учитывать данные мониторинга окружающей среды, а также использовать их для информирования граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды определяется Советом Министров

26.Право лесопользования и его видыПраво лесоп-ия-совок юрид норм, напрвленные на регулирование отношений по испол-ию лесов, сохранению и восстановлению лесной среды. Также это права и обяз-сти лесопользователей. Принципы: обеспечение непрерывного рационального использования для потребностей экономики, право польз-ия участками гос. лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в кот это необходимо для обеспечения охраны, восстан-ия лесов. Виды: 1.заготовка древесины,2.заготовка живицы,3.заготовко второстеп лесных материалов,4.побочное лесопол-ие(древесные соки. Ягоды, грибы),5.польз-ие отдельными участками для нужд охотнич хозяйств,6.польз-ие участками гос фонда в культурно-оздоровит целях,туризме,спорте.Также сущ. общее (осущ-тся без применения сооружений и техн средств-сбор грибов,напр) и спец. (с применением техн средств,кот влияет на сост окр среды).

27. Понятие и сущность эколого-правовой ответственности и ее видыЮрид ответ-ть-представляет собой,основанную на номах права,обяз-ть лица,совершившего правонар-ие,подвергаться лринуждению,притерпевать меры наказания.Эколог отв-ть выпол 3 функции:1.стимулир-ая,2.компенсационная (напрвленная на восстан потер природных средств путем натур или денеж компенсации),3.привентивная (предупреждает воздействие на поведение контробъекта путем примен мер наказания).Виды наказания:1.дисциплин-ая-одна из правовых форм воздействия на нарушителя труд-ой ждисциплиы,кот выражается в примен-ии нанимателя к работникумер воздействия за невыпол рабочих трудовых обязан-ей.Виды дисципл взысканий: замечание, выговор, увольнение.Право выбора азыскания принадл нанимателю.Труд споры рассм коммисией по труд спорам или судом. 2.Материал ответ-ть:в соотв со ст.951 ГК удовл-яя требования о возмещении вреда,суд обязывает лицо возместить вред в натуре.Оно возможно лишь в огранич случаях:ст 14 ГК (возмещение убытков, под кот понимается расходы,кот лицо должно будет произвести для восстан-ия наруш права),ст.933(основания ответ-ти за причин вреда), а также ответ-ть за ущерб.3.Админ ответ-ть:предусмотр за админ правонарушение,кот явл виновным, противоправным деянием.Правонарушения деляться на оконч и неоконч.Любое адм правонар,выявленное правохр органгами завершается сост протокола об адм правонар.Не позже со дня постановления о наложении штрафа он должен быть уплачен.4.Угол ответ-ть:эта отве-ть предусм главой 26 УК,т.е. преступл против экол безоп-ти и прир среды признаются совершенные умышленно либо по неостор общественно опасное деяние,причинившее вред природе,раст или жив миру.По объекту преступ-ия делятся на прест,,посягающие на эколог безоп-ть при осущ-ии спец видов деят-ти,прест, посягающие на констит права граждан на получ своеврем и достоверной информ.Преступл.против прир среды делятся на посяг-ие на прир объекты нажив природы,посяг на раст мир, на жив мир, а также на особо охр прир объекты.5.Гражд ответ-ть:гражд прав ответ-ть приминительно в эколог законод-ву заключ в возложении на правонорушителя обяз-ть возместить потнрпевшему вред в натуре или убытки или ущерб. Далее тоже самое что и при матар ответ-ти.

28.Правовой режим заповедников. -территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота. При объявлении или преобразовании заповедника земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника. Здания, сооружения, историко-культурные и др объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенные на землях заповедника, находятся только в собственности гос. Для управления заповедником создается юрид лицо – гос природоохранное учреждение, кот не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерч организацией, создается в форме финансируемого за счет средств госбюджета природоохранного учреждения. На территории заповедника допускается деятельность, направленная на:сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность заповедника;предотвращение стихийных бедствий;осуществление экологического мониторинга;выполнение научно-исследовательских работ;ведение эколого-просвеительской работы;осуществление контрольно-надзорных функций. На территории заповедника запрещается любая не связанная с его назначением деятельность, противоречащая задачам заповедника и прямо либо косвенно нарушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты.

Наши рекомендации