Причины и последствия дестабилизации природной среды в Казахстане.
Современный период характеризуется исключительной напряженностью зкологической обстановки в Казахстане, где отчетливо выражена тенденция углубления кризисных экологических ситуаций в Приаралъе и Прибалхашье, на Рудном Алтае, в Прииртышье и Прикаспии. Сложная геоэкологическая обстановка сложилась в гг. Алматы, Таразе, Усть-Каменогорске, Зыряновске, Лениногорске, Темиртау, Шымкенте и др. Исключительно высокая степень загрязнения водной среды характерна для рр. Сырдарьи, Иртыша, Илека, многих рек Рудного Алтая. Критерии экологической дестабилизации природной среды отличаются большим разнообразием. Чаще всего используются нормативные показатели предельно-допустимых концентрации (ПДК) различных веществ в воздушной, водной среде и почвах, гарантирующие соблюдение наиболее благоприятных условий экологического окружения людей. При этом для оценки экологического качества окружающей среды геосистем различного таксономического достоинства необходимо учитывать комплекс предельно-допустимых нагрузок на все компоненты природной среды. Однако, общепризнанные интегральные нормативы оценки качества природной среды пока еще отсутствуют. В качестве научно-обоснованных критериев комплексной оценки антропогенного воздействия на окружающую среду или интегрального норматива качества - часто используют предложенный Ю.А. Израэлем норматив предельно (допустимой экономической нагрузки (ПДЭН). Мы принимаем этот показатель в качестве интегральной оценки степени деградации природной среды конкретных геосистем, т.к. он основан на суммарном учете предельно допустимых концентраций загрязнителей для атмосферного воздуха, водной среды, почв, биоты, т.е. доя всех компонентов природно-антропогенной системы в целом. В обобщенном виде под ПДЭН понимается максимальная интенсивность комплексного и комбинированного воздействия всей совокупности антропогенных факторов на природную среду, не приводящая к выходу природно-антропогенной системы за пределы экологической устойчивости . Приведенная классификация отражает степень риска экологической дестабилизации окружающей среды Казахстана 1. Катастрофический уровень экологической напряженности. Характеризуется глубокими, необратимыми изменениями в экологическом состоянии природной среды, что обусловило резкое ухудшение условий жизни населения II. Критический уровень экологической напряженности. Отличается быстрым нарастанием угрозы истощения, или полного исчезновения отдельных видов природных ресурсов (нарушенность среды на 61-80% площади) III. Напряженный уровень экологического состояния/ Характеризуется значительными негативными изменениями в состоянии природных компонентов геосистем, обусловленными антропогенезом Или, Шу и др. IV. Удовлетворительный уровень экологической напряженности. Отличается заметными изменениями в структуре природных компонентов, которые легко устранимы в процессе саморегуляции природно-антропогенных ландшафтов, а также при прекращении или регулировании антропогенного воздействия на них (нарушенность среды на 21-40% площади). V. Благоприятныq уровень экологической напряженности/ Характеризуется почти полным отсутствием негативных экологических изменений в геосистемах, обусловленных антропогенезом, или же незначительными их проявлениями
86.Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития РК.
Национальный план действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан основывается на статье 31 Конституции Республики Казахстан (1995), в которой говорится - "Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека". НПДГОС отражает актуальные приоритетные проблемы сегодняшнего дня на национальном уровне, однако его необходимо корректировать по мере реализации, с учетом социально - экономических и экологических преобразований, происходящих в стране, а также изменений отдельных качественных показателей состояния здоровья и окружающей среды. НПДГОС Республики Казахстан разработан с учетом глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по здоровью населения и окружающей среде (Женева, 1993), "Рекомендаций консультативного совещания по разработке Национальных планов действий по гигиене окружающей среды (София, 1995)" и "Обзора европейского опыта 1990 - х годов", подготовленного Европейским региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1995). В НПДГОС представлены приоритеты Республики Казахстан в области гигиены окружающей среды. Однако они не охватывают в полной мере все цели, поставленные в ЕПДГОС, исходя из социально - экономических, демографических, климатогеографических и иных особенностей нашей страны. 1.Цель НПДГОС: создание здоровой окружающей среды на основе принципов устойчивого развития государства и общества для обеспечения здоровья населения. 2. Задачи НПДГОС: защита природной, социальной, производственной и жилой окружающей среды; защита здоровья и санитарно - эпидемиологического благополучия населения 3. Приоритеты гигиены окружающей среды
3.1. Безопасная для здоровья питьевая вода в достаточном объеме 3.2. Санитарно - гигиенический надзор за источниками выбросов вредных веществ в воздух, электромагнитными полями и другими физическими факторами
3.3. Санитарно - эпидемиологическая безопасность почв. Очистка территорий от бытовых и производственных отходов 3.4. Рациональное питание и безопасность пищевых продуктов 3.5. Радиационная безопасность населения
3.6. Организация противоэпидемических мероприятий в районах стихийных бедствий и местах аварий 3.7. Создание здоровых условий труда на промышленных объектах 3.8. Охрана здоровья детей и подростков 3.9. Санитарное просвещение
Экологическая политика РК
Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нет общепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и исходя из общепринятой цели экополитики, можно предложить следующее определение экологической политики:
Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней: международная, государственная (национальная), региональная, локальная. Элементами экологической политики являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмы реализации (инструменты).