Методические указания по выполнению заданий, связанных с расчетами и анализом их результатов
Студент-заочник по учебному пособию [3.3] находит задание на расчет. При этом первые две цифры задания указывают раздел и подраздел данного пособия, а третья цифра сообщает номер задания в этом подразделе. Найдя задание в учебном пособии [3.3], заочник выбирает исходные данные для решения задания по варианту (порядковый номер по списку в ведомости группы) в таблице данного задания на расчет. После этого изучает методику расчета, приведенную в первом подразделе данного раздела пособия [3.3], в третьем подразделе данного раздела студент знакомится с ходом выполнения задания, с методикой анализа результатов расчета и их оформлением. После чего студент-заочник должен ознакомиться с инженерными решениями или направлениями, изложенными в четвертом подразделе данного раздела учебного пособия [3.3]; сделать их расчет или выбор и привести итоговый вывод. Вывод должен базироваться на экологической и иной целесообразности принятого(ых) инженерного(ых) решения(й) или направления(й). Строго руководствуясь этими указаниями, заочник выполняет расчеты по своим заданиям в тетради, где также изложены ответы на девять контрольных вопросов своего варианта КР.
Опыт проверки и рецензирования КР показывает, что студенты-заочники:
1) допускают много ошибок в ходе расчета, а иногда даже выполняют лишние расчеты из-за поверхностного или невнимательного прочтения учебного пособия [3.3];
2) оформляют результаты своего расчета по типовому варианту (т.е. дают качественную зависимость как в пособии [3.3]), а надо строить по своим цифрам, полученным ими при расчете;
3) забывают оформить итоговый вывод по своему расчету и предложить инженерные и иные решения. Поэтому рекомендуется внимательно читать соответствующий раздел учебного пособия [3.3] при выполнении задания.
Студент-заочник также должен помнить следующее:
Если в задании №1.2.1 не представляется возможным графически
определить и , то он вычисляет их по формулам:
;
.
Обозначения в этих формулах даны в разделе 1 учебного пособия [3.3]. В итоговом выводе студент указывает глубины зон загрязнения и влияния ИЗА, ширину факела загрязнения на различных удалениях от ИЗА, а также экономически целесообразное инженерное решение при заданной ширине санитарно-защитной зоны для данного ИЗА.
При выполнении задания №3.2.1следует принимать наихудшие условия для прогнозирования: СВУА – инверсия, скорость ветра 1 м/с, расположение населенного пункта - на пути движения облака.
Задание состоит из двух расчетов: при разрушении наибольшей емкости ( из двух видов СДЯВ выбирается только наибольшее количество выброшенного вещества – наихудший вариант разрушения одной из двух емкостей); при разрушении всего химически опасного объекта.
Направление ветра показывает местоположение населенного пункта( например, ветер дует в западном направлении, следовательно, населенный пункт находится на западе).
При прогнозировании студентом-заочником выполняются два чертежа и приводятся два текста оповещения об авариях.
В заключении КР студент-заочник обязан привести библиографический список использованной литературы, а также поставить дату выполнения и свою личную подпись.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО «ТГТУ»)
Кафедра
«Безопасность жизнедеятельности
И экология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экология»
Вариант №___
Автор работы__________________________________________
Специальность ЭТК Обозначение контрольной работы КР группа ЭТК 22_
Работу проверил _________________________ст.пр. С.И.Мисюля
Работа защищена _______________ оценка ________________
Преподаватель _________________
Тверь 2013
Приложение 2
1. РАСЧЕТЫ РАССЕИВАНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВЫСОТЫ ТРУБЫ И ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ОТ ОДИНОЧНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ.
Методика расчетов
Расчеты рассеивания загрязняющих веществ (3В) в атмосфере, высоты трубы (Н) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) от одиночных стационарных источников загрязнения атмосферы (ИЗА) выполняются по ОНД-86 [2]. Они проводятся в нашем случае для ИЗА, расположенного в Тверской области на ровной и слабопересеченной местности. При этом ИЗА имеет одну дымовую трубу высотой Н, м, с диаметром устья Д, м, скоростью выхода газо-воздушной смеси Wo , м/с, разницей температур выбросов и окружающего атмосферного воздуха DТ, °С, и массой 3В М, г/с (см. подраздел 1.2).
Последовательность расчетов следующая.
1. Определяют расход газо-воздушной смеси V м3'/с, безразмерные параметры f , Vм, m, n, d и значение опасной скорости ветра (при Uм достигается максимальная приземная концентрация ЗВ) Uм , м/с, по формулам:
2. Рассчитывают максимальную концентрацию 3В См, мг/м3, и расстояние Хм, м, от ИЗА до точки См по формулам:
где А - безразмерный коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы (распределение температур воздуха по высоте, влияющее на его вертикальное перемещение), который равен для Твери и Тверской области 160, а для других регионов РФ - см. п. 2.2 ОНД-86 [2]; М - масса выбросов 3В, г/с; F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания выбросов (для газов F= I); m, n, H, V, DТ и d - см. выше обозначения; h - безразмерный коэффициент, отражающий влияние рельефа местности (для ровной и слабопересеченной местности равен 1,0).
3. Вычисляют приземные концентрации 3В Сi , мг/м3, по оси факела выброса Xi , м, (на удалениях Хм/2, ЗХм и 6Хм) по формуле
Ci=Cм*Si (1.10)
где Si - безразмерный коэффициент, определяемый по формулам:
Si = 3(Хi/Хм)4 - 8(Хi/Хм)3 + 6(Хi/Хм)2 при Хi/Хм≤1 (1.11a)
4. Определяют приземные концентрации 3В Су, мг/м3, на перпендикулярах к оси факела выброса при расстояниях от ИЗА Хм, ЗХм и бХм по формулам:
Су =S2*Cм для Хм; (1.12а)
Cy = S2*Ci для ЗХм и 6Хм. (1.126)
где S2 - безразмерный коэффициент, который рассчитывают по значению аргумента tу при опасной скорости ветра Uм (см. выше).
Величину tу находят по формулам:
где Уi - расстояние по перпендикуляру от оси факела выбросов, м (следует принимать Уi = 50, 100, 200, 300 и 400 н);
Xi - расстояние от ИЗА до рассматриваемого удаления данного перпендикуляра, м (Xi задано выше равным Хм, ЗХм и 6Хм).
Значение S2 определяют по формуле
Затем приступают к анализу результатов расчетов и выработке инженерных решений по защите атмосферы в строгом соответствии с указаниями подразделов 1.3 и 1.4.
Задание на расчеты
Задание № 1.2.1. По исходным данным табл. I.I рассчитать максимальную приземную концентрацию 3В, создаваемую ИЗА, найти её удаление от ИЗА - Хм и концентрации 3В по оси факела выбросов и перпендикулярно ей для точек, отстоящих от ИЗА на удалении Хм/2, Хм, ЗХм и 6Хм. По результатам расчетов построить требуемые профили приземных концентраций, определить длину зоны загрязнения, превышающую среднесуточную ПДК, и ее ширину в заданных точках, найти радиус зоны влияния. Рассмотреть и предложить инженерные решения по снижению приземных концентраций ЭВ, рассчитать требуемую для этого высоту трубы, эффективность предварительной очистки выбросов и величины ПДВ.
Таблица 1.1. Исходные данные к заданию № 1.2.1
Вариант | Масса выбросов, г/с | Высота трубы Н, м | Диаметр устья труба Д, м | Скорость выхода газовоздушной струи W0, м/c | Разница температур выбросов и наружного воздуха,DТ,С | ||
NO2 | SO2 | CO | |||||
1,1 |
1.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов расчета
Перед выполнением задания студент изучает основные закономерности рассеивания выбросов в атмосфере [3, с.102...105], методику расчета и свой вариант задания (подразделы 1.1 и 1.2 данного пособия). После расчетов по их результатам он строит профили (продольный и три поперечных) приземных концентраций 3В в соответствии со схемой рис. I.I. Обозначения концентраций даются равномерно в мг/м3, а удаления от ИЗА - в м. На графике концентрации по оси факела (параллельно оси X) обозначаются ПДК и 0,05 ПДК, а на графиках перпендикулярно оси факела (параллельно оси У) - только ПДК. По графикам определяется lпдк - длина зоны загрязнения, превышающего среднесуточную ПДК (принимается круглосуточное функционирование данного ИЗА), ее ширина (bхм, bзхм и b6хм) в заданных точках, радиус зоны влияния или l0,05пдк. При необходимости студент должен уметь экстраполировать расчетные данные (например, для нахождения lпдк и l0,05пдк путем совместного использования формул (1.10 и 1.11б или 1.10 и 1.11в) и принятия Сi = ПДК или Сi = 0,05ПДК соответственно при нахождении lпдк и l0,05пдк. Уровень 0,05 ПДК учитывается при оценке загрязнений от нескольких ИЗА и особенно при веществах, обладающих суммой вредного действия. При См < 0,05 ПДК значение l0,05пдк не определяется. Среднесуточные ПДК студент принимает 0,04 (NO2), 0,05 ( SO2 ) и 3 (СО) мг/м3, а для других вредных веществ берет из нормативно-технических документов [4 или 5]