Наблюдение как метод обучения

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприя­тие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в по­мещении.

Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Учитель определяет конкретное содержание наблюдений, которое зависит от географического положения и климатических условий того населенного пункта, где находится школа, и от време­ни года. Ориентировочное содержание наблюдений дается в конк­ретных учебниках и методических рекомендациях к ним.

Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблю­дениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов ок­ружающего мира на уроках в классе. Однако запас наблюдений, сделанных в учебное время, недостаточен для формирования есте­ственнонаучных знаний. Поэтому учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно.

Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслитель­ные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержа­ние выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику со­чинений. «Основание разумной чисто человеческой речи, — писал К. Д. Ушинский, — заключается в верном логическом мышлении,

а ... логическое мышление ... возникает не из чего иного, как из вер­ных и точных наблюдений»1. Кроме того, они призваны развивать в детях важное качество личности — наблюдательность. Это важ­нейшая познавательная способность, необходимая не только для ус­пешного учения. Она — ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторедий и упражнений, которые могут быть организованы в разнообразных играх через специальные приемы. Последние определяются их психологической структурой, которая представляет собой сложный механизм, включающий в себя многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоцио­нальные переживания, активную мыслительную и двигательную деятельность. С точки зрения этой структуры мы и делаем попыт­ку раскрыть сущность дидактических методических приемов, спо­собствующих ведению продуктивных наблюдений и, как следствие развитию умения наблюдать. Эти приемы даются детям одновре­менно с сообщением заданий для наблюдений. Полезно периоди­чески напоминать о них до тех пор, пока ребенок не привыкнет концентрировать внимание только на том, что ему нужно видеть (слышать, осязать и т. д.) для достижения поставленной цели.

Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определе­ния объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые. Например: больше узнать о при­роде, чтобы получить хорошую оценку на следующем уроке и т. п. Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных по­собий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окру­жает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе.

Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных наблюде­ний следует отобрать объекты вблизи школы. Трудно сделать такой отбор применительно к животным, т. к. они подвижны. И все же около школы частые гости вороны, воробьи, синицы и другие пти­цы. Отобранные объекты должны быть доступны для наблюдений детьми в любое время года, в любую погоду. Их можно увидеть из­дали, вблизи, к ним можно подойти и потрогать. Число отобранных объектов может быть достаточно ограниченным. Но отбор обяза­тельных объектов не исключает более широких наблюдений отдель­ными учащимися.

' Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М; Л., 1948-1952. - Т. 7. - С. 246.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предла­гает детям осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. Затем следует организовать рассмот­рение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, со­средоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. Если объект подвижный, например, животное, надо предложить детям заранее наметить для рассмотрения часть тела, например хвост, голову и т. п. При появлении объекта ребенок сразу направ­ляет свое внимание именно на эту часть. При таком подходе к на­блюдениям ученик привыкает концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи. Не следует ожи­дать, что дети сразу научатся концентрировать внимание: это ре­зультат длительной, кропотливой работы.

Однако посмотреть на предмет пли его часть — не значит уви­деть и запомнить его образ. А именно это, последнее, и является важнейшим в обучении. Здесь и помогут учителю специальные приемы, способные задержать на некоторое время внимание детей на том или ином предмете, явлении или их деталях, полнее запечатлеть образ последних. Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. С первого раза образы зачастую бывают нечеткими, расплывчатыми. В этом случае возможны по­вторные наблюдения. Этот прием наблюдения можно повторить несколько раз, пока не будет у ребенка отчетливого представления о предмете. Повторные наблюдения предметов и явлений полезно проводить, сравнивая наблюдаемый предмет с аналогичным, нахо­дящимся рядом. Не всегда дети могут долго выдерживать такую кропотливую работу. В этом случае полезно переключить учащих­ся на другой вид деятельности, вернувшись к описанному приему через некоторое время в ходе этих или последующих наблюдений.

Другой прием — это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движе­ния крыльев птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук гро­ма, пение птицы, или звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслуши­ваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.

Интересен и еще один прием, заставляющий ребенка вниматель­но смотреть на предмет: не подсказывать результаты наблюдений, а предложить малышу самому добиться этих результатов, исследо­вать объект, сделать для себя «открытие». Например, обнаружение в почве воздуха может быть построено по-разному. Первый ва­риант: учитель бросает в воду комочек почвы и говорит при этом:

«Обратите внимание, из почвы в воду выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух». Второй вариант: учитель или дети бросают комочек почвы в воду. Учитель не сообщает результаты, а предлагает, обнаружив пузырьки, самим детям решить, что это за пузырьки, откуда они появились в воде. Теперь, по предложению учителя, дети сами делают вывод о том, что в почве есть воздух. Очевидно, что во втором варианте учащиеся в ходе активного по­знавательного поиска сделали сами «открытие», которое требова­ло от них предварительного внимательного наблюдения.

Одним из важных путей поддержания интереса к наблюдениям является использование их в учебном процессе, выполнение на их основе разнообразных творческих работ не только на уроках по на­шему курсу, но и на уроках чтения, русского языка, изо, труда и т. п. Успеху ведения наблюдений способствует создание у ребенка эмоционального настроя. Полезно в процессе самих наблюдений и при их обсуждении побуждать детей рассказывать о красоте наблю­даемых объектов или явлений, выражать словами радость, восторг, восхищение, удивление и т. п.

Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование. Способы фиксирования разнообразны. Это, преж­де всего, зарисовки и раскрашивание контурных рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. При этом полезно советовать детям добиваться, чтобы рисунок был как можно ближе к оригина­лу. Это заставляет учащихся внимательно наблюдать предмет, всмат­риваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Возможности реализации этого приема заложены в ра­бочих тетрадях нашего учебного комплекта.

Наблюдения за погодой фиксируются с помощью условных зна­ков, которые даны в рабочих тетрадях с учетом объема этих наблю­дений в каждом классе.

Во всех классах необязательны ежедневные индивидуальные на­блюдения за погодой. В первом классе эти наблюдения могут быть довольно эпизодичными. Важно, чтобы дети на основании наблюде­ний могли объяснить, как они понимают, что такое погода, что пого­да бывает разнообразной, какой именно, доказать эти положения конкретными примерами на основе личных наблюдений. Эта рабо­та позволяет учителю на доступном материале развивать в ребенке умение аргументировать свои высказывания.

Во втором классе дети также наблюдают разную погоду. В каж­дое время года таких наблюдений может быть около десяти. Для наблюдений можно выбрать дни с резкими изменениями в характе­ре погоды. Эти наблюдения фиксируются в специальных таблицах в рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные услов-

ные знаки. Авторы некоторых вариативных курсов помещают эти знаки в дополнительных к учебникам учебных пособиях. Как пра­вило, предлагаемые условные знаки являются знаковыми моделя­ми происходящих в природе изменений. Поэтому советуем знако­мить детей с условными знаками после того, как уже наблюдали явление или предмет. Такой подход способствует пониманию услов­ного знака, а не формальному его запоминанию.

В третьем и четвертом классах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при жела­нии это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вкле­енных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими измене­ниями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.

Фиксирование наблюдений ведется также в календарях приро­ды и труда (рис. на с. 140), которые можно вести уже со второго класса, если не с первого полугодия, то со второго. С третьего класса его ведение обязательно. Календарь природы и труда может быть оформлен на месяц, сезон или на весь учебный год. В структуру календаря входит таблица для записи наблюдений за погодой, раз­делы для фиксирования других наблюдений за неживой природой, за жизнью растений, грибов, животных, а также за трудом людей. Эти разделы могут быть оформлены в виде кармашков, куда по­мещаются карточки с зафиксированными наблюдениями по мере их выполнения. Фиксирование наблюдений в календаре природы и труда учащиеся ведут по очереди. При этом они вносят в кален­дарь не только личные наблюдения, но могут выяснить у своих одноклассников, что они наблюдали, и зафиксировать самостоя­тельно или поручить эту работу тем, кто провел это наблюдение. Особое внимание надо обратить на фиксирование тех наблюде­ний, которые не отражены в рабочих тетрадях. Вероятность таких наблюдений довольно высока, т. к. ни учебники, ни рабочие тет­ради не могут отразить специфику природы и ее изменений в каж­дой местности, в каждом конкретном году. При условии соблюде­ния очередности в фиксировании детьми наблюдений возможны ежедневные записи погоды в календаре. Таким образом, для каж­дого конкретного ребенка сохраняется высказанное выше требо­вание эпизодичности.

Календари природы и труда, а также рабочие тетради желатель­но хранить до четвертого класса, где их данные будут нужны при формировании знаний о природе родного края. Если нет возмож­ности хранить все тетради, то можно сохранить хотя бы по 2—3 лучших.





Наши рекомендации