Платежи за пользование природными ресурсами. Система кадастров.

В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за ис­пользование природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется через систе­му кадастров природных ресурсов (рис.1).

Кадастры природных ресурсов - это свод экономи­ческих, экологических, организационных и техничес­ких показателей, характеризующих количество и каче­ство природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существу­ет, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом поло­жении земель РФ, местоположении и размерах земель­ных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме зем­лепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле.

Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении плате­жей за землю, для оценки рационального использова­ния земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем).

В 1996 г. постановлением Правительства РФ утвер­ждена федеральная целевая программа «Создание авто­матизированной системы ведения Государственного зе­мельного кадастра». Цель программы - развертывание государственной информационной системы, обеспечива­ющей на всей территории России регистрацию, каче­ственный и количественный учёт, сплошную оценку земель, поддержку землеустройства, мониторинг зе­мель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым режимом (природоохранный, заповедный, рек­реационный).

В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустрой­стве», «О разграничении государственной собственнос­ти на землю», а также Земельный кодекс, определяю­щие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.

Государственный кадастр месторождений - госу­дарственный кадастр месторождений и проявления по­лезных ископаемых - ведется в целях обеспечения раз­работки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использо­вания месторождений полезных ископаемых, рациональ­ного размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматрива­ется Законом о недрах (ст. 30, 32).

Государственный кадастр месторождений и проявле­ний полезных ископаемых включает сведения по каж­дому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих по­лезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Государственный водный кадастр- свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Предполагает государственный учёт вод - сис­тематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной терри­тории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и госу­дарственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр РФ ведётся по еди­ной системе и основывается на данных государствен­ного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления ис­пользованием и охраной водного фонда является обя­зательным.

Порядок осуществления государственного учёта по­верхностных и подземных вод устанавливается Прави­тельством РФ. Порядок ведения государственного водно­го кадастра определяется водным законодательством РФ. Специально уполномоченный госорган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспе­чить доступ к информации, содержащейся в государ­ственном водном кадастре.

23 ноября 1996 г. Правительство РФ приняло поста­новление «О введении государственного водного кадас­тра Российской Федерации».

На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.

Государственный лесной кадастрв соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства содержит сведе­ния о правовом режиме лесного фонда, о количествен­ной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для опреде­ления экономической и экологической значимости ле­сов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесны­ми угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральная агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий- включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях.

Платежи за пользование природными ресурсами. Система кадастров. - student2.ru

Рис. 1 Кадастры природных ресурсов РФ.

Своеобразным кадастром редких животных и расте­ний служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в систе­ме, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивиро­вание и необходимые меры охраны, источники инфор­мации. Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала - площади их естественного распространения).

Красная книга не имеет силы юридического доку­мента (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разум­ного и бережного отношения к природе.

Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охо­ты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министер­ству сельского хозяйства.

Реестр рыбных запасов ведет качественный и коли­чественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ.

Реестр загрязнителей природной среды ведется с целью учёта загрязнений окружающей природной сре­ды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качествен­ной и количественной оценки. Ведение реестра загряз­нителей возложена на МПР.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юриди­ческих и физических лиц) платным является пользова­ние всеми основными природными ресурсами: земельны­ми, лесными, водными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего рыб­ными), месторождениями полезных ископаемых.

Формы платы за ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование при­родных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Наши рекомендации