Платежи за пользование природными ресурсами. Система кадастров.
В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за использование природных ресурсов.
Учет природных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресурсов (рис.1).
Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.
Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
Единого кадастра природных ресурсов не существует, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.
Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле.
Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении платежей за землю, для оценки рационального использования земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем).
В 1996 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра». Цель программы - развертывание государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории России регистрацию, качественный и количественный учёт, сплошную оценку земель, поддержку землеустройства, мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», а также Земельный кодекс, определяющие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.
Государственный кадастр месторождений - государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых - ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается Законом о недрах (ст. 30, 32).
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Государственный водный кадастр- свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Предполагает государственный учёт вод - систематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.
Государственный водный кадастр РФ ведётся по единой системе и основывается на данных государственного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления использованием и охраной водного фонда является обязательным.
Порядок осуществления государственного учёта поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством РФ. Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством РФ. Специально уполномоченный госорган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре.
23 ноября 1996 г. Правительство РФ приняло постановление «О введении государственного водного кадастра Российской Федерации».
На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.
Государственный лесной кадастрв соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для определения экономической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральная агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий- включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях.
Рис. 1 Кадастры природных ресурсов РФ.
Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в системе, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивирование и необходимые меры охраны, источники информации. Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала - площади их естественного распространения).
Красная книга не имеет силы юридического документа (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разумного и бережного отношения к природе.
Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охоты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министерству сельского хозяйства.
Реестр рыбных запасов ведет качественный и количественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ.
Реестр загрязнителей природной среды ведется с целью учёта загрязнений окружающей природной среды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качественной и количественной оценки. Ведение реестра загрязнителей возложена на МПР.
Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, водными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего рыбными), месторождениями полезных ископаемых.
Формы платы за ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.