Глава 7 Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

В настоящее время в РФ установлены следующие налоги и пла­тежи за пользование природными ресурсами, иначе называемые ресурсными налогами:

1) налог на добычу полезных ископаемых;

2) водный налог;

3) земельный налог.

Рассмотрим эти налоги

Налог на добычу полезных ископаемых

Этот налог введен с начала 2002 г. Он относится к категории федеральных налогов. Налог на добычу полезных ископаемых за­менил собой три прежних налога: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, а также платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых явля­ются организации и индивидуальные предприниматели — недро­пользователи, т.е. субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граж­дане, юридические лица.

Объектом налогообложения являются полезные ископаемые:

- добытые на участке недр, предоставленном плательщику в поль­зование;

- добытые из недр за рубежом, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арен­дуемых у иностранных государств или используемых на осно­вании международного договора).

Не признаются объектом налогообложения:

- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;

- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, ис­пользовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эсте­тическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

Налогооблагаемая база по налогу на добычу полезных ископа­емых определяется как стои­мость добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных иско­паемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

• Количество добытого полезного ископаемого определяется в единицах массы или объема в зависимости от добытого ископаемого.

Налоговым периодом поданному налогу признается календарный месяц.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от видов полезных ископаемых.

По некоторым другим полезным ископаемым налогообложение производится по ставкам, приведенным в таблице 10.

Таблица 10 - Виды добытых полезных ископаемых

Виды добытых полезных ископаемых Ставка, %
Калийные соли 3,8
Торф, каменный уголь 4,0
Руды черных металлов кондиционные 4,8
Апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды 4,0
Горно-химическое неметаллическое сырье 5,5
Соль природная и чистый хлористый натрий 5,5
Сырье радиоактивных металлов 5,5
Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы 4,0
Подземные промышленные и термальные воды 5,5
Неметаллическое сырье, используемое в стройиндустрии 5,5
Горно-рудное неметаллическое сырье 6,0
Минеральные воды 7,5
Драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многоком­понентной комплексной руды, за исключением золота 6,5
Золото 6,0
Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни 8,0
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 147 руб. за 1000 м3 газа

Водный налог

Плательщики водного налога — организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. При этом водопользованием признается юридически обусловлен­ная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с исполь­зованием водных объектов, а названные субъекты, которым предоставлены права пользования этими объектами, называются во­допользователями.

Физические лица, не занимающиеся предпри­нимательством, связанным с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не явля­ются плательщиками водного налога.

В случаях когда водопользователи получают воду через систему ЖКХ, они не являются плательщиками, поскольку здесь нет фак­та специального и особого водопользования, осуществляемого через лицензирование.

Объектами налогообложенияявляются следующие виды пользования водными объектами:

• забор воды из них;

• использование их акватории

• их использование без забора воды для целей гидроэнергетики;

• их использование для целей лесосплава.
Таким образом, объектом обложения является вид водопользования, а не целевое использование уже добытой воды.

Перечислим виды водопользования, которые не являются объектами налогообложения:

• забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

• забор воды для санитарных, экологических и судоходных по­пусков;

• забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река—море) плавания воды для обеспечения работы техноло­гического оборудования;

• забор воды и использование акватории для рыбоводства и вос­производства водных биологических ресурсов;

• использование акватории для плавания на судах;

• использование акватории для проведения мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

• использование акватории для размещения и строительства гид­ротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоратив­ного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопровод­ного и канализационного назначения;

• использование акватории для отдыха организациями, предна­значенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

• особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

• использование акватории для рыболовства и охоты.
Предмет налогообложения зависит от видов водопользования. Им может выступать:

• вода, забранная из водного объекта;

• предоставленное водное пространство;

• количество выработанной электроэнергии.

База налогообложения. Облагаемым видам водопользования соответствуют четыре особых вида налоговой базы. База обложе­ния определяется как:

1) объем воды, забранной из водного объекта, — при заборе воды. База не уменьшается на потери воды при заборе и транспор­тировке и на объем воды, переданной своим абонентам. Если во­допользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим водопотребителям, то базой является весь объем забранной воды, включая воду, пере­данную своим абонентам;

2) площадь предоставленного водного пространства — при ис­пользовании акватории, за исключением лесосплава в плотах.

Для определения площади акватории, используемой платель­щиками, применяются «Рекомендации по нормативам определе­ния площади акватории водных объектов, используемой водополь­зователями» Министерства природных ресурсов РФ.

Для водопользователей, эксплуатирующих подводные, надвод­ные коммуникации, трубопроводы, кабели связи и другие соору­жения, рекомендована следующая формула:

S=B1 B+P (27)

где S— площадь используемой акватории; Bi — ширина сооруже­ния; В— ширина реки; Р— площадь охранной зоны (принимается в соответствии со Строительными нормами и правилами водополь­зователя);

3) количество произведенной электроэнергии — при исполь­зовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнерге­тики.

Налоговым периодом по водному налогу признается календар­ный квартал.

Ставки водного налога устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и видам водопользо­вания в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. м3 воды; 1 км2; 1 тыс. кВт-ч; 1 тыс. м3 леса на 100 км сплава).

Ставки устанавливаются в следующих размерах:

1. При заборе воды:

• из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользова­ния территориального моря РФ (табл. 12) и внутренних морских вод в преде­лах установленных квартальных (годовых) лимитов водополь­зования (табл. 13).

Таблица 12

Экономиче­ский район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. м3 воды забранной
        из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
Северный Волга
    Нева
    Печора
    Северная Двина
    Прочие реки и озера
Северо-Запад­ный Волга
    Западная Двина
    Нева
    Прочие реки и озера

Таблица 13

Море Ставка в рублях за 1 тыс. м3 морской воды
Балтийское 8,28
Белое 8,40
Баренцево 6,36
Азовское 14,88
Черное 14,88
Каспийское 11,52

2. При использовании акватории:

- поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (табл. 14);

Таблица 14

Экономический район Ставка (тыс. руб.) в год) за 1 км2 используемой акватории
Северный 32,16
Северо-Западный 33,96
Центральный 30,84
Волго-Вятский 29,04
Центрально-Черноземный 30,12
Поволжский 30,48

- территориального моря РФ и внутренних морских вод (табл. 15).

Таблица 15

Море Ставка (тыс. руб. в год) за 1 км2 используемой акватории
Балтийское 33,84
Белое 27,72
Баренцево 30,72
Азовское 44,88
Черное 49,80
Каспийское 42,24

При исчислении водного налога за пользование акваторией вод­ного объекта ставка установлена в тысячах рублей за 1 км2 в год. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период (квартал) ис­числяется как '/4 суммы налога, исчисленной по годовой ставке.

Установлена льготная ставок:

• ставка при заборе воды для снабжения населения — 70 руб. за 1 тыс. м3 воды.

Порядок исчисления. Сумма налога по итогам каждого налого­вого периода определяется плательщиком самостоятельно как про­изведение базы и соответствующей ей ставки. Общая сумма нало­га представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, в отношении всех видов водопользования.

Земельный налог

. При установле­нии налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться льготы, осно­вания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий платель­щиков.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся:

1) собственниками земли (лица, являющиеся собственниками земельных участков);

2) землепользователями (лица, владеющие и пользующиеся участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения).

Не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездно­го срочного пользования или переданных им в аренду, а также если у них есть земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются на­званные выше права на земельные участки, расположенные в пре­делах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Одновременно НК РФ не признает объектом обложения зе­мельные участки:

• изъятые из оборота по законодательству;

• ограниченные в обороте по законодательству, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического насле­дия;

• ограниченные в обороте по законодательству, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

• ограниченные в обороте по законодательству, в пределах лесно­го фонда;

• ограниченные в обороте по законодательству, занятые находя­щимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.


База налогообложенияопределяется как кадастровая стоимость земель­ных участков.

Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством. Регламентируется статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [4].

База определяется в отношении каждого участка как его кадаст­ровая стоимость по состоянию на 1 января.

База уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного плательщика на территории одного муници­пального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в от­ношении участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владе­нии следующих категорий плательщиков [5]:

• Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

• инвалидов с детства;

• ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

• физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздей­ствию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

• физических лиц, принимавших в составе подразделений особо­го риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного ору­жия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах воору­жения и военных объектах;

• физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер базы, определенной в отношении участка, база принимается рав­ной нулю.

Дополнительно установлены льготы Законом СПб от 28.11.2005 611-86.
1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории
налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории
Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои
Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры
ордена Трудовой Славы;

2) инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой
деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности,
установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени
ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалиды с детства;

4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, в том числе лица,
награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю
блокадного Ленинграда", а также ветераны и инвалиды боевых действий;
5) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки
в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (ред. от 05.12.2006);
6) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска
непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия,
ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных
объектах;
7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или
ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ,
связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие
и космическую технику;

8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении
земельного участка, не превышающего 25 соток;
9) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую
продолжительность военной службы двадцать лет и более;
2. Освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной
власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы
органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых
осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы
доходов и расходов.

3. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного
налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование)
взимается земельный налог с площади, переданной в аренду
(пользование) [5].

Также от уплаты освобождаются и организации:

- уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков,
предоставленных для непосредственного выполнения возложенных функций;
- в отношении земельных участков, занятых государственными
автодорогами общего пользования;

- религиозные организации за земельные участки, на которых расположены
здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного
назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов с численностью
инвалидов не менее 80% за земли, используемые ими для осуществления
уставной деятельности;

- организации с уставным капиталом, состоящим полностью из вкладов
общественных организаций инвалидов при условии, что в численности
не менее 50% инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25% -
за земли, используемые ими для производства и реализации товаров (кроме
подакцизных);
- организации - резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) сроком на 5
лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Налоговым периодомпо земельному налогу признается кален­дарный год. Для организаций и предпринимателей могут устанав­ливаться отчетные периоды — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговые ставкиустанавливаются актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

• 0,3% — в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного произ­водства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инф­раструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключе­нием доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к названным фонду и объектам) или для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобно­го хозяйства, садоводства, огородничества или животновод­ства;

• 1,5% — в отношении прочих земельных участков.

Допускается также установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использова­ния участка. Для Санкт-Петербурга устанавливаются следующие налоговые ставки:

- 0,004% от кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельхозиспользования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

- 0,042% от кадастровой стоимости земельных участков, занятых:
- объектами жилищного фонда;

- объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ (кроме объектов,
не относящихся к жилищному фонду);

- гаражами;

- участками, предоставленными для жилищного строительства
- для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства,
огородничества и животноводства;

- 1,5 % от кадастровой стоимости прочих земельных участков

Представительный орган муниципального образования (зако­нодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) при установле­нии налога вправе предусмотреть внесение в течение налогового периода не более двух авансовых платежей для физических лиц, уплачивающих налог на основании уведомления. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение базы и доли ставки в размере, не превышающем 1/2 установленной ставки, в случае установления одного авансового платежа и 1/3 ставки в случае установления двух платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налого­вого периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам года, и суммами уплаченных в течение года авансовых платежей.

Плательщики, в отношении которых отчетный период опреде­лен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истече­нии первого, второго и третьего кварталов как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости участка на 1 января текущего года.

Наши рекомендации