Природных ресурсов. Биологическое разнообразие.
■ Примеры и дополнительная информация
1. Примером локальной экологической катастрофы может служить современная ситуация на о. Гаити, где многие десятилетия население использовало подсечную систему земледелия. В результате ее сейчас только на 2% территории Гаити сохранились леса, а бывшие
сельскохозяйственные земли истощены и бесплодны. Бурые кольца грязи окружают остров: эродированная почва смывается в бирюзовые воды Карибского моря, оставляя за собой тропическую (латеритовую) пустыню. По оценкам ООН, в 1992 г. на острове площадью 77 тыс. км2 жило более 14 млн человек. Ежегодная рождаемость в Доминиканской Республике — 5,6 млн человек, в Гаити — 4,6 млн человек, при этом около трети новорожденных умирает. При сохранении тех же темпов прироста населения его общая численность в двух островных
государствах в 2025 г. достигнет 24 млн человек. В середине 1990-х годов около 60% трудоспособного населения Доминиканской Республики были безработными. Налицо кризисные взаимоотношения между растущим населением и природой острова, сопровождающиеся экологической катастрофой. Ее влияние распространяется на ближайшие к острову морские биоценозы и на соседние страны, куда мигрирует население от безработицы и нищеты.
2. Понятие «устойчивое развитие» вошло в употребление мирового со- общества в 1987 г. после публикации доклада Международной ко- миссии по окружающей среде и развитию, в котором было дано сле- дующее определение. Устойчивое развитие — удовлетворение по-
требностей сегодняшнего поколения (людей) с тем расчетом, чтобы не лишать будушие поколения возможностей удовлетворять их бу-
дущие потребности. Сформулированная в докладе позиция была представлена как модель социально-экономического развития стран ООН.
Она должна позволить странам отойти от нынешних, зачастую
разрушительных процессов роста и развития и двинуться в направлении
«устойчивого развития». Основными условиями такого устойчивого развития стран должны служить следующие:
— приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением);
— сохранение биологического и культурного разнообразия;
— согласование природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов.
Сформулированная в преамбуле Основного документа конференции в Рио- де-Женейро (1992 г.) концепция устойчивого развития была принята в качестве официальной позиции ООН. Важнейшим понятием этой концепции является изменение качества экономического роста. Рост этот должен быть менее материально- и энергоемким и более справедливым по распределению прибыли. Экономическое развитие неустойчиво, если оно увеличивает уязвимость экономики к кризисам. Устойчивое развитие
требует учитывать человеческие потребности и благосостояние, включая такие неэкономические понятия, как образование и здоровье. Однако улучшение качества жизни людей ограничено возможностями природных экологических систем, поэтому устойчивость, в конечном счете, определяется численностью населения Земли и предельными
возможностями биосферы к антропогенным воздействиям. Таким образом, устойчивое развитие человечества, мировой системы и отдельных стран — это оптимально регулируемое (международным сообществом) развитие цивилизации на основе современных научных достижений, скоординированное с устойчивой эволюцией биосферы.
Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным
природопользованием в следующих важнейших направлениях: сведения к минимуму вредных воздействий на природу со стороны хозяйственной
деятельности и проведением мер, стимулирующих нормальное функционирование биосферы и составляющих ее экосистем. В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование рационального
использования природных ресурсов и окружаю- щей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства, Государствен-
ный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, отдельные департаменты Министерства сельского хозяйства, Министерство
здравоохранения и др. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы
исполнительной власти и территориальные органы. Все эти организации относительно молоды, так как были созданы в последнее десятилетие. Для национальной политики в области охраны природы и рационального природопользования на современном этапе развития России характерно реформирование органов управления природопользования и охраны окружающей среды, внедрение в практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций и объединений. Необходимо использование методов, основанных на материальном возмещении нанесенного природе экологического ущерба. Деятельность органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, имеющих законодательный характер.
4. Общегосударственные правовые установления в отношении раци- онального природопользования и охраны окружающей природной среды содержатся в Конституции Российской Федерации. Для ус- пешного решения природоохранных проблем большое значение имеет действующий сейчас Закон РФ «Об охране окружающей среды»,
утвержденный 10 января 2002 г. В соответствии с этим Законом оцен- ку состояния окружающей среды, в том числе и в чрезвычайных эко- логических ситуациях, необходимо проводить не только с позиций охраны здоровья населения, но и с учетом особенностей функциони- рования естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Закон предусматривает организацию эколо- гического контроля за состоянием окружающей природной среды. За уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, за воз- можными последствиями этих загрязнений для растений, животных и человека.
Для рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов созданы специальные законы. Вот некоторые из них.
Земельный кодекс РФ (25 октября 2001 г., в нескольких редакциях) упрощает порядок изъятия земельных участков в пользование, соб- ственность и аренду для лиц и организаций, участков и земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Земельное
законодательство обеспечивает сохранение наиболее ценных природных объектов, особо охраняемых природных территорий.
Лесной кодекс (январь 1997 г.) устанавливает правовые основы раци- онального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Важным правовым актом, регламентирующим рациональное ис-
пользование. охрану и вопросы собственности водных ресурсов и объектов является Водный кодекс РФ (май 2006 г.), действие которого введено с I января 2007 г.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
(февраль 1995 г.) регулирует отношения в области их организации, охраны и использования таких территорий для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, растений и животных, их генетического фонда, для изучения естественных процессов в биосфере и для контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995 г.) регулирует
отношение в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования его компонентов, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Система законодательных актов направлена на рациональное исполь-
зование и охрану природных ресурсов и окружающей природной среды.
5. Общественное движение за охрану природы активно формировалось на рубеже XIX и XX вв. С 1905 г. Московское общество испытателей природы (основано в 1805 г.) на заседаниях стало регулярно рассмат- ривать вопросы охраны природы. При научных обществах стали фор- мироваться природоохранные группы. В 1910 г. в Екатеринославской губернии, в селе Верхняя Хортица учителем гимназии П. Ф. Бузу- ком было создано первое в Российской империи Общество охранителей природы, а в Петербурге стало действовать Российское общество покровительства животным, при котором существовал союз «Ласточка», боровшийся с истреблением птиц. В 1912 г. при Русском геогра- фическом обществе была создана Постоянная природоохранная ко- миссия, целью которой было вызвать интерес у широких слоев насе- ления и правительства к вопросам охраны памятников природы России.
В советское время по инициативе известных ученых и общественных
деятелей (Ф. Н. Петрова, С. А. Бутурлина, Н. М. Кулагина, В. И. Та- лиева и др.) в 1924 г. было создано Всероссийское общество охраны природы
(ВООП). Развивалось оно как демократическая организация, широко охватывающая различные слои населения: рабочих и учащихся,
тружеников села и интеллигенцию. В работе общества активное участие принимали видные ученые и общественные деятели. Свою полезную
деятельность ВООП продолжает осуществлять и в настоящее время. Положительную роль в охране отдельных фиродных объектов сыграли Зеленые и Голубые патрули школьников, студенческие дружины по охране природы.
До сих пор положительное значение имеют массовые мероприятия молодежи по привлечению насекомоядных птиц: изготовление ис- кусственных гнездовий, подкормка птиц в осенне-зимний период,
деятельность школьных лесничеств.
□ Вопросы. 1.С чем связано учащение кризисных ситуаций во взаимоотно-
шениях общества и природы?2. Как. по-вашему мнению, можно разрешить
кризисные ситуации во взаимоотношениях общества и природы при использо- вании лесных ресурсов на локальном уровне? 3. Для чего нужен мониторинг состояния окружающей среды? Как он осуществляется?4. Какие индикаторы
изменений окружающей природой среды используются в мониторинге? Кто его организует и проводит?5. Почему действенные меры по сохранению