Осн зад-я НСУР-97 в обл соц-эк и экол разв-я РБ и итоги их реал-ции
Преодол-е страной системн кризиса и созд-е стартов усл-ий перехода к УР невозм-ны без экон роста,поэтому в кач-ве ключев звена соц-эк пол-ки на п-д 1996-2000 гг. в НСУР-97 была опред-на необх-ть ма/эк стаб-ции и выхода на устойч рост эк-ки. Усл-я,обесп-щие достиж-е этой цели:технич перевоор-е и мод-ция производств пот-ла, структ перестройка эк-ки и переход на рес/сбер, наукоемкие техн-гии, провед-е рын преобр-ий, разв-е пр-сов разгос-я и прив-ции, последоват, поэтапн либ-ция эк-ки, гос поддержка предпр-ва, малого и сред бизнеса, разв-е внешнеэк связей, учет пр-сов глоб-ции, укрепл-е интеграцион связей со стр-ми СНГ и с Россией и т.д.В кач-ве осн приоритетов структ перестройки,ключев звеньев хоз-ва страны были опред-ны:-наращив-е экспортн пот-ла;-жилищн строит-во;-продовольств обеспеч-е.Больш-во ма/эк параметров, предусм-х НСУР–97 и Осн напр-ми соц-эк разв-я РБ на 1996-2000 гг.,были выполнены.Однако образ-ся целый ряд негат посл-ий, к кот привели просчеты в ма/эк пол-ке:рост инфл-и,опережающ прогнозн пок-ли;быстр девальвация бел рубля;неблагополучн фин сост-е пред-тий;недостаточн инвестиц акт-ть;ежегодн невып-е прогнозн пар-ров по пр-ву прод-ции с/х;невып-е намеченн пар-ров жилищн стр-ва.Низкая эф-ть пр-ва,устаревш техн-гии,износ акт части осн фондов, не позволили добиться существенн улучш-я экон ситуации,в стране не был создан благопр инвестиц климат.Так,на прогнозн п-д Программой соц-эк разв-я на 2001-2005 гг. были предусм-ны меры по ускор-ю структ перестройки эк-ки на основе акционир-я и прив-ции пред-тий, усил-е гос поддержки малого и среднего бизнеса,дальнейш реформир-е АПК путем разв-я всех форм соб-ти и видов хоз-ния.В обл соц политики в НСУР-97 предусм-ся комплекс мер по поддерж-ю рац занят-ти нас-я,повыш-ю зарплаты,обесп-ю соц защиты уязвим части нас-я,охране и укрепл-ю здоровья людей,борьбе с бедн-тью,созд-ю усл-ий для повыш-я ур-ня и кач-ва жизни нас-я. В теч-е 1996-2000 гг. в стране предпринимались меры по недопущ-ю пад-я ур-ня и кач-ва жизни и вып-ю пар-ров, предусмотренн для этого в НСУР–97. Приоритет,кот десятилетиями отдав-ся матер пр-ву без принятия адекватн пр/охр-х и рес/сбер-щих мер, явился осн причиной возн-я в стране кризисн экол ситуации,наиб серьезн проявл-ми кот в нач 1990-х годов были: загр-ие более 1/5 тер-ии респ-ки радионуклидами; превыш-е нормат ур-ня загр-я возд бассейна в городах;интенсивн трансф-ция водосборн бас-в и водн режима речн сети;стойкое увел-е ИЗВ по всем рекам респ-ки;опасн загр-е пром,коммун и поверхн СточВ акваторий уникальн водн объектов,техногенн дегр-ция ландшафтов;экол неблагопол-е в сель местн и т.д.
С учетом сложн-ти ситуации и реком-ций Повестки 21,в НСУР–97 значит место было отведено разр-ке экол напр-ий УР РБ:оценены осн пок-ли и масштабы исп-я ПР с позиций УР эк-ки,удовл-я потр-тей чел-ка и созд-я здоров среды обит-я.Опред-е конкр мех-мов реал-ции заданий экол части НСУР сопров-сь разр-кой гос программ,к важнейш из кот относ Нац прогр рац исп-я ПР и ООС на 1996-2000 гг.,Гос прогр по мин-ции посл-ий кат-фы на ЧАЭС на 1996–2000 гг., Гос прогр охраны и рац исп-я земель,Прогр ускор-я геологоразведочн работ по разв-ю мин-сырьев базы РБ на 1996–2000 гг. и др. Оценивая экол ситуацию в стране на основе ан-за рез-тов реал-ции намеченн в НСУР мер в обл рац исп-я и ООС,следует отметить очевидн улучш-е пок-лей кач-ва ОС.Актуальными,не решенн ост-ся вопросы предотвр-я разруш-я озонов слоя и оценки возд-я дополнит ультрафиолет излуч-я на здоровье чел-ка;раннего обнаруж-я изм-ий в атм-ре и возм-ти их учета в прогнозир-ии УР с/х пр-ва и др отр-лей эк-ки.
Зн-ие НСУР-97
Обобщая рез-ты анализа заданий НСУР-97 и итогов их вып-ния, можно сделать вывод о том, что последнее пятилетие прошедшего века ознаменовалось очевидным прогрессом в реал-ции соц-эк-кой и экол. пол-ки РБ на пути к УР.
В 2001 г. в рейтинге экол. чистоты различ. стран (в основу кот. положен индекс «экол. уст-ти») РБ заняла 52-е. Самыми экол. благополуч-ми явл-ся Финляндия (1-е место) и др. сканд-кие страны.
Практич. реал-ия мер, намеч-ых в НСУР и конкретиз-ных в ср/ср пл. док-тах, позволила ост-ить спад пр-ва и привела к “+” динамике осн. макроэк. процессов, обеспечила ежегод. приросты ВВП, пром-ной прод-ции, способ-ла стабил-ции положения на внутр. рынке, сказалась на оздоров-ии экол. обстановки.
Задачи раз-ки НСУР на след 15 лет:
1. Опр-ть перспект-ую модель УР, в кот. уст-ть новые ценности и конкр. цели, сформ-ть более совершенную стр-ру след. Нац. стратегии.
2. учесть нов. приорит-ые напр-ия УР: проц. глоб-ции, информ-ные и коммуникац-ные технологии, м/н стандарты СЭМ, агробиораз-зие и др.
3. Выр-ть четк. концепцию нац. мониторинга УР и научно-методич., институц. и орг. основы ее реал-ции.
4. Опр-ть в НСУР приоритеты построения норм.-прав. базы УР и персп-вы ее формир-ия.
5. Учесть так. особ-ть терр-го разв-ия РБ, как наличие проблемн. рег-нов, треб-их особ. внимания при принятии пол. решений.
6. целесооб-но выделить отд. блок, посвящ-ый экол. УР. В нем д б разраб-ны осн. рес-сы и мех-мы сохр-ния стаб-ти прир. экосистем.
7. сделать акцент на задачах интеграции страны в глоб. процесс перехода к УР и участия с этой целью в расш-нии институтов м/н сотруд-ва в сфере экологии.