Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
Во всех случаях ГЭЭ выступает как процедура оценивания достаточности экологического обоснования проектов. При этом экспертная комиссия исходит как из формальных признаков, определенных нормативной базой, так и из содержательного сопоставления существующей экологической ситуации и той обстановки, которая сложится при создании и эксплуатации планируемого объекта.
К формальным признакам относятся:
1. наличие всех необходимых материалов, предусмотренных законом;
2. достоверность содержащихся в них сведений;
3. адекватность применявшихся методов сбора, исследования и обработки информации применительно к задачам проекта;
4. наличие всех необходимых согласований властных и надзорных структур соответствующего уровня;
5. соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, технологических норм использования сырья и энергии, нормативов использования территории и других природных ресурсов, корректность расчетов санитарных и защитных зон и т.п.;
6. результаты общественных слушаний и учет интересов всех заинтересованных сторон.
Содержательный анализ опирается на оценки существующих техногенных нагрузок на компоненты окружающей среды и проверку приемлемости рассчитанного уровня экологического риска. Этот анализ призван подтвердить допустимость появления новых воздействий (по составу и количеству) в уже существующей (или возникающей) природно-технической системе, а также справедливость обоснования географического размещения объекта и отдельных частей его инфраструктуры с точки зрения минимизации (оптимизации) вредного влияния их на экосистемы и население Косвенно при этом должен рассматриваться и ожидаемый положительный социально-экономический эффект (без которого решение о допустимости планируемой деятельности вообще невозможно).
Перечисленные аспекты подробно рассматривались выше, при обсуждении процедуры, методов и приемов разработки экологического обоснования проектов и проведении ОВОС (включая альтернативы размещения объекта, использования строительных, производственных и природоохранных технологий, предложения по программе мониторинга, компенсационным мерам и т.д.). Иными словами, экологическая экспертиза — это процесс проверки экологического обоснования или результатов оценки воздействия, аналогичный им по цели и применяемым методам.
Естественно, что экологическая экспертиза промышленных объектов различных отраслей имеет подчас отчетливую специфичность, связанную с несимметричностью воздействия на отдельные компоненты окружающей среды: «землеемкие», водоемкие, ресурсоемкие и т. п. производства.
5. Стратегическая экологическая оценка
Решение об осуществлении любого крупного проекта, например нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых программ или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рассмотрены альтернативные способы достижения поставленных целей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная дорога, трубопровод, танкеры «река - море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.
Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечением своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного проекта может в той или иной мере предопределять направление развития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперерабатывающих производств и, с другой стороны, существенно ограничить возможности развития туризма, рекреационного использования территории. Разумеется, такие направления должны определяться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факторов при выработке приоритетов развития.
Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет некоторые ограничения экологической оценки проектов, но и является ключевым элементом устойчивого развития.
Термином «стратегическая экологическая оценка», являющимся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Environmental Assessment (SEA), обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратегическая ЭОспособствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии принятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реализации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обращение с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а с 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень значительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяйства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туризма, городского и сельского планирования.
Термин «стратегические документы» охватывает всю совокупность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объектов. Как правило, между ними предполагаются иерархические отношения — разработка, например, интегрированного стратегического плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом результаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, вытекающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать указание на потенциальные проблемы, которые должны быть особенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т.п.
В России наибольшее распространение получили крупные научно-технические и целевые программы федерального и регионального уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирамиды», на котором принимаются наиболее частные и детальные решения, рассматривается уровень конкретных проектов.
В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую пре грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса республики Карелия на 2000 —2002--2010 гг.». В Программе рассмотрены перспективы освоения недр и развития горных предприятий республики соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 — 2002 — 2010 гг.
Программой намечается значительно увеличить объемы производства действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочн блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить с новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, никелевый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить промышленные месторождения алмазов.
Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполнена оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельности на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопросов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятельности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воздействий на окружающую среду и здоровье населения.
Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стратегических документов, как:
1) законы и другие нормативные акты, в том числе международные соглашения;
2) планы развития отдельных отраслей;
3) целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);
4) территориальные планы и схемы развития;
5) схемы землепользования.
Основной целью стратегической ЭО является обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчивому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь значимые воздействия на окружающую среду.