Значение экологического просвещения родителей дошкольников.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как про­цесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое про­свещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неодно­кратно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрос­лых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для эколо­гического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспита­ния, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возни­кают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического про­свещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес роди­телей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наи­более престижным считается изучение иностранных языков (но не экологиче­ское образование).

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объяс­няет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Роди­тели в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем - еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам го­ворят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возра­жать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном уч­реждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает си­туацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лич­но значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собрани­ях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей,так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психо­логическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почув­ствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить па­латку, учиться вести себя как член команды и т.п.).

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образова­нии в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов содержания, что отражено в следующей таблице

Компоненты содержания экологического образования родителей

Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный
Окружающая сре­да и здоровье ре­бенка. Состояние окружающей сре­ды в собственном микрорайоне, в го­роде стране, ми­ре. Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим ми­ром Методики оз­накомления ре­бенка с окружаю­щим миром Природа как универсальная ценность для человека Зна­чение природы в жизни человека Здоровье ребен­ка и природа, ок­ружающая сре­да Человек - часть природы Формирование разумных по­требностей Знание правил поведе­ния во время отдыха на природе, правил эколо­гической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуа­циях Выбор экологиче­ски безопасных участ­ков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач. Экологическая безо­пасность жилища эко­логически чистая про­дукция. Знание психо­логических особенно­стей ребенка и соот­ветствующих его воз­расту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой Участие в природо­охранных акциях своего микрорайона или на тер­ритории детского сада совместно с детьми (озеленение уборка му­сор, сооружение и раз­мещение кормушек). Участие в экологических праздниках экскурсиях походах. Выращивание растений, уход за живот­ными. Сбор природных коллекций во время от­пуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду. Выполне­ние домашних заданий с детьми, совместное чте­ние литературы

Реализация указанных компонентов может проходить по нескольким на­правлениям.



Наши рекомендации