Несложные опыты в процессе экологического

образования

Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально органи­зованных условиях.

Значение несложных опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдатель­ность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскры­вается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суж­дениям, умозаключениям, уточняя их знания о свойствах и каче­ствах объектов природы. Опыты имеют большое значение для, осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опы­ты чаще всего в старших группах детского сада. В средней и младшей группах воспитатель использует отдельные поисковые действия.

Опыт должен всегда строится на основе имеющихся наблюдений и тру­да в природе. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными уча­стниками. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям, т.е. происходит стимулирование умственной деятельности детей.

Виды опытов:

1. Опыты с предметами неживой природы.

Цель:уточнение, расширение и закрепление знаний о физических свойствах и качествах предметов природы.

2. Опыты с растениям.

Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о потребностях растений в факторах среды (влаге, свете, тепле и почвенном питании).

3. Опыты с животными.

Цель: выявление функций органов чувств животных.

В содержание опытов с предметами неживой природывходят опыты на выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды и др. Например: опыты, направленные на установление зависимости от температуры воздуха состояния воды (жидкой, твердой и газообразной).

В содержание опытов с растениямивходят опыты на выявление зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла и почвы. Например: как будут развиваться одинаковые растения, если одно из них поливать, а другое нет. Здесь, главное условие заключается в том, чтобы не допустить гибель объекта природы. Как только будут видны первые признаки растения (бледность, вялость листьев, опадание) необходимо опыт прекратить и создать благоприятные условия для развития растения.

В содержание опытов с животнымивходят опыты на выявление действия органов чувств. Например: опыт, направленный на определение обоняния и слуха у кошки и щенка, на предпочтение в еде у некоторых животных.

Методика проведения опыта.Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое - в светлое. При обсуждении результатов опыта он под­водит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

Следовательно, при ознакомлении детей с неживой природой на первом этапе нужно сформировать у детей элементарные представ­ления о веществе, форме, в которых она может находиться (жидкое, твердое, газообразное), о несложных типах взаимодействия веществ, о движении в пространстве.

Эти сведения не должны быть отрывочными, а представлять систему знаний о реальной действительности, доступную для усвое­ния дошкольниками.

По мнению И.С. Фрейдкина основой такой системы может стать принцип взаимозаменяемости всех физических реальностей. При­менительно к дошкольному возрасту этот принцип реализуется так: формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, но в аспектах основных связей с другими предметами и явлениями: пространственно-временных, причин­но-следственных и простейших функциональных зависимостей; формирование первоначальных представлений о наиболее про­стых и доступных детскому пониманию изменениях свойств и качеств предмета; формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает неяв­но.

Детей старшего дошкольного возраста в рамках системы знаний о неживой природе можно знакомить с такими явлениями как движе­ние тел и его основными компонентами, с шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями, со сравнением масс тел при помощи весов, со свойствами воздуха, с агрегатными изменениями вещества, с прямолинейностью распространения света и т.п.

Учитывая скрытый характер происходящих в неживой природе явлений и особенно детского мышления, недостаточно опираться только на наблюдения происходящих процессов. В основе их изуче­ния должно лежать действие ребенка с реальными предметами и яв­лениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношение, ребенок должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания будут приобретаться не готовыми, а в результате деятельности, опе­рирования с предметами, в процессе поисков и размышления до­школьника. Так они становятся для него продуктом самостоятельно­го открытия.

Фиксация опыта.Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изме­нений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое опыт? Каково значение опытов в природе для развития детей?

2. Каковы цель и содержание опытов с предметами живой и неживой природы?

3. Какова методика организации и проведения опытов?

Тема 8. Игра как метод экологического образования дошкольников

В экологическом образовании дошкольников широко исполь­зуются разнообразные игры. Применяются две группы игр:

1. игры с готовым содержанием и правилами;

2. творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами.Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры - это игры с правилами, имею­щие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, на­блюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные про­цессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать са­мими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональ­ное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллек­тивно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обу­чение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры- это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и кореш­ки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогаща­ются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям можно давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позво­ляют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, раз­вивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Настольно-печатные игры- это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботани­ческое лото», «Четыре времени года», «Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т. д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифици­руются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предва­ряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры- это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Прово­дятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д.

Подвижные игры природоведческого характерасвязаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некото­рых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая дейст­виям, имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Методика обучения игре.Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выклю­чается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспи­татель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспита­тель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разре­шает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Творческие игры природоведческого содержания.Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полу­ченные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется по­ложительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возмож­ности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм детей, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены ими, какие следует уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказы­вают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людь­ми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определен­ные условия для развертывания творческих игр природоведчес­кого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игрыс природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества матери­алов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, ру­ководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постанов­ки опытов, которые организуются с целью разрешения возни­кающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и живот­ных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала - в возможности его разно­образного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какова роль дидактических и подвижных игр в экологическом образовании дошкольников?

2. Ка­кова методика обучения природоведческим играм?

3. Ка­кова роль творческих игр в экологическом образовании дошкольников?

Тема 9. Моделирование как метод экологического образования дошкольников

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с пред­метами.

Психологи в своих работах показали, что использование моде­лирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, В. В.Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относитель­но легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. С этих позиций моделирование используется в педагогике, в част­ности при ознакомлении дошкольников с природой.

Многообразие природных явлений, составляющих непосред­ственное окружение детей, создает видимость их легкого позна­ния в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цик­личность сезонных изменений в природе, многочисленные и скры­тые от восприятия связи и зависимости внутри природных сооб­ществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость модели­рования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и при­знаков. Особое значение приобретают действующие модели, кото­рые вскрывают характер функционирования объекта, показыва­ют механизм его связи с окружающими условиями.

Иконические модели (т. е. имеющих сходство с на­турой) как более доступных для восприятия и понимания детьми.Используются модели отдельных животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имела подвижные крылья. Модель позволяет демонстрировать не только особенности строения и поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой - маскировочная и запу­гивающая окраска и формы поведения (затаивание, интенсивная демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, вос­производящая ее полет и нападение, демонстрирует детям при­способительные формы защитного поведения некоторых живот­ных (еж, черепаха и др.).

Моделирование различных признаков строения растений (исследованияН.И. Ветровой).Этот тип моделирования ставит задачу расширить и уточ­нить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Используются модели-шкалы при­знаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за рас­тениями, дети самостоятельно составляют сенсорную модель - по­лоску, отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения дети учатся характери­зовать растения одновременно по многим признакам. Моделиро­вание данного типа способствует сенсорному развитию детей.

Модели, воспроизводящие характер сцеп­ления отдельных компонентов комплекса «животное - среда». Данная модель маскировки показывает значение совпадения и несов­падения окраски, наличия или отсутствия движения для опозна­ния плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета. Эта модель позволяет формировать у детей обобщенное представление о явлении маскировки как та­ковом. После демонстрации на модели трех-четырех разных по форме и цвету фигур дети начинают понимать, что для маскиров­ки любого предмета (животного) важны два признака: окраска, совпадающая с окружающим фоном, и неподвижность. Данный тип моделей способствует умственному воспитанию детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь при­родных объектов, связь причинно-следственного характера; это помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не толь­ко наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

Пространственно-временной тип графического моделирования. Универсальным средством в данном случае является серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость изменения объекта, дает наглядное представление о ха­рактере и последовательности преобразований предмета или яв­ления. По этому принципу разработаны различные типы графи­ческих моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов (в педагогической интерпретации их называют календа­рями наблюдений за явлениями природы).

В качестве примера рассмотрим календари наблюдений за пти­цами во время зимней подкормки, проводимых в разных возрастных группах (С.Н. Николаева).

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с изоб­ражениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюде­ний таким способом производится каждый день. Нижняя часть календаря старшей группы и календарь подготовительной группы заполняются иначе: ежедневно в соответствующих графах простав­ляются цветные галочки (символическое изображение птиц).

Календари различаются не только по способу фиксации на­блюдений, но и по содержанию. Объем моделируемого содержа­ния для старших дошкольников значительно больше: учитыва­ются время (за единицу которого взята неделя, разделенная на дни), а также некоторые особенности поведения птиц у кор­мушки. В календаре подготовительной группы может быть зафик­сирована погода, перечислены корма, что в комплексе состав­ляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюде­ния за птицами.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младших - единственным) является состав птиц. Внесение дан­ных в календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки в младшей - старшей группах позволяет детям хорошо познакомить­ся с многообразием зимующих птиц. Троекратное внесение дан­ных в календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подго­товительной группе дает возможность проследить с детьми дина­мику изменения состава птиц, связанную с осенне-весенними миг­рациями.

Календарь, соединяя в себе иконический и символи­ческий способы фиксации наблюдений, служит наглядно-прак­тическим средством перевода детей от наглядно-образной к на­глядно-схематической форме мышления. Одновременно дети обу­чаются умению поступенчато соотносить образы и объекты: пред­ставления о живых птицах соотносятся с их изображением в ри­сунках, которые, в свою очередь, соотносятся с символическим обозначением. На заключительном этапе работы (итоговая беседа) дети соотносят образы и объекты в обрат­ном порядке: по значкам-символам репродуцируются представ­ления о живых птицах и их реальном поведении. Таким образом, использование календарей данного типа (графических моделей) в практике детских садов - важное средство умственного воспи­тания детей разных возрастных групп.

При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями при­роды успешно применяется графическая модель «календарь-ширма», в которой регулярно фиксируется состояние природы. В течение одной (например, второй или третьей) недели каждого месяца дети наблюдают за погодой, растительным и животным миром. Ежедневно разным цветом они закрашивают клетки, обозначаю­щие дни недели, значками-символами заполняют графу «погода», один раз в конце недели цветным рисунком заполняют графу «живая природа». На рисунке изображают травянистую и древесную растительность, покров земли, замеченных во время наблюдений животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение одной и той же местности в разные периоды сезона, регулярная фиксация пого­ды позволяют отразить в календаре закономерность последова­тельных изменений в природе. Это важно для переходных сезонов (осень, весна), когда непостоянство явлений, большая протяжен­ность изменений во времени создают объективные трудности для познания детьми. Использование в обучении дошкольников ка­лендаря-модели, в котором зафиксированы основные состояния меняющейся природы, помогает преодолевать эти трудности.

В графической модели может быть зафиксирован и другой тип закономерных изменений в природе - рост и развитие живых существ. Такой моделью является календарь-ширма, отражающий пространственно-временные параметры роста и развития растения. Одноразовые еженедельные наблюдения с последующей фиксацией в виде цветного рисунка создают кар­тину последовательных изменений подземной и надземной час­тей растения. Одновременная фиксация сезонных изменений и необходимых сельскохозяйственных работ дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых проходит развитие растения. Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие, когда происходят образование корня, зацветание, образо­вание семян, сколько дней стоит солнечная или дождливая по­года, от которых зависит характер ухода за растением и т.д.

Графическая модель роста и развития животного (т.е., в отли­чие от растений, подвижного живого существа) должна отражать изменения не только его внешнего облика (строения), но и дви­гательной активности (поведения), а также меняющиеся условия внешней среды. Поведение растущего животного показывает по­степенное развитие функций организма и расширение его связей с внешней средой. Оно включает способы перемещения в про­странстве, добывания и поедания пищи, а также действия, на­правленные на установление отношений с сородичами, другими живыми существами и т.д. Особенно важен характер отношений с материнской особью, поскольку у высших животных на ранних этапах постнатального развития он выступает в роли главного средообразующего фактора. Таким образом, содержание такой гра­фической модели является более обширным, чем содержание ана­логичной модели развития растения. Фиксация в календаре пове­дения животных в силу их динамичности представляет некоторые сложности, ибо это связано с поиском адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.

С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся событий природы, следует рассматри­вать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений, полученных во время наблюдений. В педагогическом процессе дошкольного учреж­дения подобные пособия используются разнообразно: в повсед­невной жизни работа с календарем является дополнением наблю­дений, проводимых с детьми на участке или в уголке природы, а на занятиях он служит наглядным средством обучения. Календари как наглядные пособия могут быть применимы для сопоставле­ния однотипных явлений, проходивших в разное время (сравне­ние, например, осенних явлений за два года или одной и той же огородной, цветочной культуры, выращиваемой в разные годы), и для сопоставления разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений, процесса выращивания, например, разных ого­родных культур и пр.).

Методика обучения моделированиюосуществляется в следующей последо­вательности.

Воспитатель:

1. предлагает детям описать новые объекты приро­ды с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2.организует сравнение двух объектов между собой, учит вы­делению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3. постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4.осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделиро­вание признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

5. осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние живот­ные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с исполь­зованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений приро­ды. Например, при сравнении двух растений учить вначале, обследо­вать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое моделирование и какова его цель?

2. Какие виды моделей рекомендуется для использования в работе с дошкольниками и каковы их цели?

3. Расскажите о методике обучения моделированию.

4. Место и цель использования календа­рей наблюденийза явлениями природы.

Тема 10. Труд в природе как метод экологического образования

Значение труда в природе и требования к его организации.Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспи­тываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответ­ственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для вы­полнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плот­ность листьев и стебля). В результате у детей складывается эта­лонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потреб­ности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы пере­движения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдатель­ности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. По­сильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе.Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образова­тельное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, жела­ние в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью расте­ния, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать сземляным ко­мом, копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни, под­бирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращива­ния этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не тольконавыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой дея­тельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, ре­зультатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животны­ми, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, пла­нирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затра­ченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым зада­ниям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5 - 7 минут, в средней - от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте – 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках, при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Труд в природе часто связан с работой с землей. Поэтому необходимо следить, чтобы земля была «чистой», т.е. без осколков стекла, острых камней, без химических удобрений и т.д.

Формы организации труда в природе.Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в млад­ших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные осо­бенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и уме­ния, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Труд может быть организован как труд рядом. Эта форма организации труда используется в основном в младших группах. Участвуют вся группа детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая.

Каждый ребенок действует всвоем темпе, со своим посадочным материалом, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овла­девают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Коллективный труд в природе дает возможность форми­ровать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллектив­ная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласо­вывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий, начиная со средней группыи труд совместный, начиная со старшей группы.

В общем труде участвуют несколько детей или вся группа, разделенная на подгруппы. Каждый ребенок или подгруппа детей при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В резу

Наши рекомендации