Экономическая оценка природных ресурсов: сущность, функции и задачи

С точки зрения каждого конкретного хозяйствующего субъек­та экологические затраты — дело невыгодное. Основой становления рыночных отношений в природопользова­нии, эффективным рычагом его хозяйственного механизма дол­жна стать экономическая оценка естественных ресурсов. Так, на действующих предприятиях при нерациональном использовании природных ресурсов учет их экономической оценки приведет к увеличению производственных затрат, сокращению прибыли и, в конечном итоге, скажется на фонде потребления.

В теоретических и прикладных изысканиях проблеме оценки ресурсов природы стали уделять внимание сравнительно недавно — три-три с половиной десятилетия назад. Первоначально на сме­ну натуральным показателям количественных и качественных ха­рактеристик природных ресурсов (объем запасов, продуктивность, мощность пластов, глубина залегания и т.п.) пришла балльная оценка (ее называли также технологической или производствен­ной). Она направлена на сопоставление однородных природных ресурсов с точки зрения благоприятности их использования с той или иной целью. Ее показатели — баллы, категории, степени, клас­сы (леса I, II, ..., V класса бонитета, земли I, II, ..., X категории и т.п.). Технологическая оценка может иметь и словесное выра­жение: ограниченно пригодно к использованию, пригодно без ог­раничений, непригодно к использованию.

Однако балльная оценка позволяет сравнить лишь одноимен­ные виды ресурсов (различные по плодородию земли, месторож­дения полезных ископаемых одного вида и т.п.). Поэтому в ресурсооценочных работах все больше внимания стало уделяться стоимостной, или собствен­но экономической оценке. Особый интерес к этой проблеме возник в начале 1960-х годов в связи с дискуссией о содержании националь­ного богатства, о правомерности учета природных ресурсов в его составе.

В настоящее время большинство ученых считает, что естествен­ные ресурсы являются элементом национального богатства, кото­рое представляет собой материальные блага, созданные трудом, поскольку очевидно, что человеческий труд прямо или косвенно приложен ко всем видам ресурсов природы. Как отмечал акаде­мик Н.П. Федоренко, невключение природных ресурсов в наци­ональное богатство страны «отрицает саму необходимость их экономической оценки, а, следовательно, ведет к бесконтрольному расходованию этих ресурсов». Только отсутствием де­нежных оценок, бесплатностью ресурсов природы в условиях су­ществования товарно-денежных отношений можно объяснить бес­хозяйственное отношение к ним при вовлечении в производство. Известно, что при добыче в бывшем СССР оставались не извле­ченными из недр от 10 до 15% железной руды, 30-50% угля, 60% калийных солей и нефти, до 20% руд цветных металлов, до 90% слюды ежегодно. И в настоящее время в России и других странах СНГ сжигаются многие миллиарды кубометров попутного газа, а при лесозаготовке до 1/3 древесины остается в лесу в виде отхо­дов.

Трудности экономической оценки связаны с тем, что естествен­ные ресурсы, пока в них не вложен труд, представляют собой «дар природы» и поэтому, согласно трудовой теории стоимости, не могут иметь стоимости. В подтверждение этого противниками стоимостной оценки природных ресурсов обычно приводилось следующее высказывание К. Маркса: «Если бы средство производ­ства... не было продуктом человеческого труда, то оно не переда­вало бы продукту никакой стоимости. Оно служило бы для обра­зования потребительной стоимости, не участвуя в образовании меновой стоимости. Так обстоит дело со всеми средствами про­изводства, которые даны природой без содействия человека: с зем­лей, ветром и водой, железом и рудой в жиле, деревом в девствен­ном лесу и т.д.».

В современных условиях воспроизводство естественных благ перестало быть чисто природным процессом. Значительны трудовые затраты общества на поддержание их в продуктивном состоянии, вы­явление запасов, организацию учета и охраны, искусственное раз­ведение, улучшение качества и т.п. Вместе с тем денежная оцен­ка природных ресурсов была бы правомочной даже в том случае, если на их производство не был затрачен труд. Поскольку ресур­сы природы различаются по качеству и удобству местоположения, при использовании относительно лучших источников энергии и сырья предприятие затрачивает меньшее количество труда, т.е. производит продукцию меньшей стоимости. Иными словами, от природных (качественных) особенностей естественных ресурсов зависит в конечном итоге эффективность производства, что так­же может служить мерилом их ценности.

Отметим, что экономическая оценка — категория историчес­кая. С изменениями уровня развития производительных сил, совершенствованием техники и техноло­гий, будут меняться производительность труда, а, следовательно, и эффект от эксплуатации того же ресурса. Это, однако, не отрицает важности разработки для каж­дого конкретного этапа развития народного хозяйства системы экономических оценок природных ресурсов.

На современ­ном этапе экономическая оценка может реально выполнять учет­ную и стимулирующую роль. Экономическая оценка позволяет.

Важнейшими задачами экономической оценки является

- сравнение ценности различных природных ресурсов и на основе этого уста­новление последовательности их вовлечения в хозяйственный оборот

- расчет природно-ресурсного потенциала регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельных районов и прогнозирования их экономического развития

- определение материального ущерба, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств (оценка ущерба от затопления земель при строительстве водохранилищ, от изъятия земель для гражданского строительства и т.п.).

- расчет эффективности природоохранных мероприятий, которая может быть определена путем сопоставления затрат на эти мероприятия с ликвидируемым ущербом или возмещаемыми потерями.

- обоснование платности природопользова­ния, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенство­вании технологических процессов по пути сокращения выбрасы­ваемых в окружающую среду отходов.

На уровне государственной политики приоритетными становятся следующие направления использования экономических оценок природных ресурсов:

• для установления платности природопользования (налого­обложения);

• расчета экономического ущерба от истощения природно-ре­сурсного потенциала для установления размеров компенсацион­ных выплат;

• определения структуры и величины национального богатства;

• расчета параметрических характеристик для страхования объектов природопользования.

Информационной базой данных для осуществления экономи­ческой оценки природных ресурсов служат ресурсные кадастры — систематизированные своды сведений, количественно и каче­ственно характеризующие определенный вид природных ресурсов.

Ведение кадастров природных ресурсов предусмотрено законода­тельством большинства постсоветских государств. Государственное управление природо­пользованием невозможно без полной информации о количестве, качестве и экономической оценке отдельных видов природных ресурсов в границах каждого административно-территориально­го образования. Традиционная система учета природных ресурсов (кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, зе­мельный, водный кадастры, кадастр рыбных и лесных ресурсов и др.) далека от совершенства: показатели отдельных кадастров несопо­ставимы по содержанию; имеющаяся кадастровая информация охватывает не все природные объекты и ресурсы, учет которых необходим для эффективного использования природно-ресурсного потенциала территории; в большинстве кадастров нет показателей, позволяющих оценить эколого-экономическую эффективность использования данного ресурса на конкретной территории и т.д. Однако указанные недостатки ресурсных кадастров не умаляют их ценности в качестве банков информации для создания новой ин­формационной системы.

Основой такой системы может стать комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР), который представляет собой банк территориально-организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и эко­логической ситуации в регионе (в заданный момент времени).

В ходе проводимого в России эксперимента были разработаны КТКПР для ряда реги­онов, которые включали:

• количественную и качественную оценку природных ресурсов;

• информацию о размещении ресурсов, статусе и субъектах владения, распоряжения и пользования природным ресурсом (объектом);

• динамику экологической ситуации в регионе (экологические ограничители использования каждого природного ресурса);

• экономическую оценку ресурсов, являющуюся базой для оп­ределения платы за пользование природными ресурсами и других экономических регуляторов и др.

По мере развития рынка востребованность информационных ресурсов в виде КТКПРбудет возрастать не только со стороны государственных органов управления природопользованием, от­вечающих за сохранение национального природного богатства, но и со стороны фирм-оценщиков, осуществляющих работы по сто­имостной оценке природных ресурсов, страховых компаний и т.п.

Наши рекомендации