Наблюдение за дождем, мокрым снегом
Цель : Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.
Словарная работа : активизация: промочить, пасмурно
Художественное слово : Уходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета
Затерялось лето где-то.
Ходит осень,
Бродит осень.
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №39
Закрепление знаний об осени
Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.
Словарная работа : активизация: солнышко блистало, туман, гуси, юг ;
обогащение: обнажилась, поникли, побурела, караван.
шумом
Художественное слово : Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Листов таинственная сень
С печальным обнажилась
Ложился на поле туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №40
Народные изречения
Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.
Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.
Сентябрь лето кончает, осень начинает
В сентябре и лист на дереве не держится
Кто рано встает, тот грибы все берет,
А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.
Осень, осень. В гости просим,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Беседа по каждому изречению.
Карточка №41
Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.
Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.
Словарная работа : активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,
Художественное слово : загадки об одежде.
Если дождик - мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять-
Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)
Сижу верхом,
Не ведая на ком.(шапка)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Разошлись мальчики
В темные чуланчики,
Каждый пальчик-
В свой чуланчик. (перчатки)
Беседа по загадкам.
Исследовательская деятельность : определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.
Карточка №42
Ноябрь.
Цель : напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.
Словарная работа : активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.
Художественное слово : Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню- зиму.
Методический прием: беседа о ноябре.
Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».
Вспомнить, как готовятся звери к зиме.
Карточка №43
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.
Словарная работа : активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.
Художественное слово : Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь у двора.
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №44
Наблюдение за ветром
Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.
Словарная работа : активизация: ветерок, обогащение: шалун.
Художественное слово :загадка об осени : Без рук, без ног,
А ворота открывает.
Исследовательская деятельность :
продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.
Карточка №45
Народные изречения
Цель : прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.
Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, оконца, фольклор, сирота, суровая.
Народный фольклор:
Осень припасает, а зима поедает.
Осенью и воробей богат
Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает?
Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы?
Плачут по солнцу в ноябре оконца
Ноябрь- ворота зимы.
Беседа по каждому изречению.