Наблюдение за дождем, мокрым снегом

Цель : Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.

Словарная работа : активизация: промочить, пасмурно

Художественное слово : Уходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета

Затерялось лето где-то.

Ходит осень,

Бродит осень.

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №39

Закрепление знаний об осени

Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.

Словарная работа : активизация: солнышко блистало, туман, гуси, юг ;

обогащение: обнажилась, поникли, побурела, караван.

шумом

Художественное слово : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Листов таинственная сень

С печальным обнажилась

Ложился на поле туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №40

Народные изречения

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.

Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.

Сентябрь лето кончает, осень начинает

В сентябре и лист на дереве не держится

Кто рано встает, тот грибы все берет,

А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.

Осень, осень. В гости просим,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Беседа по каждому изречению.

Карточка №41

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.

Словарная работа : активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,

Художественное слово : загадки об одежде.

Если дождик - мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)

Сижу верхом,

Не ведая на ком.(шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый пальчик-

В свой чуланчик. (перчатки)

Беседа по загадкам.

Исследовательская деятельность : определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

Карточка №42

Ноябрь.

Цель : напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.

Художественное слово : Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню- зиму.

Методический прием: беседа о ноябре.

Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».

Вспомнить, как готовятся звери к зиме.

Карточка №43

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

Словарная работа : активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

Художественное слово : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №44

Наблюдение за ветром

Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.

Словарная работа : активизация: ветерок, обогащение: шалун.

Художественное слово :загадка об осени : Без рук, без ног,

А ворота открывает.

Исследовательская деятельность :

продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Карточка №45

Народные изречения

Цель : прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.

Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, оконца, фольклор, сирота, суровая.

Народный фольклор:

Осень припасает, а зима поедает.

Осенью и воробей богат

Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает?

Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы?

Плачут по солнцу в ноябре оконца

Ноябрь- ворота зимы.

Беседа по каждому изречению.

Наши рекомендации