Характеристики транспортных магистралей и потоков
Категории улиц и дорог | Состав транспортного потока | Число полос движения | Ширина проезжей части, м | Интенсивность движения, авт./ч на полосу | Средняя скорость движения, км/ч |
Скоростные дороги | легковой | 6–8 | 130–150 | 400–500 | 80–100 |
Магистральные улицы и дороги общегородского значения: непрерывного движения | легковой | 6–8 | 75–100 | 500–650 | 65–70 |
смешанный | 6–8 | 75–100 | 450–600 | 60–65 | |
регулируемого движения | легковой | 4–6 | 60–75 | 320–400 | 55–60 |
смешанный | 4–6 | 60–75 | 280–360 | 50–55 | |
Магистральные улицы и дороги районного значения | легковой | 4–6 | 45–60 | 320–400 | 48–55 |
смешанный | 4–6 | 45–60 | 280–360 | 42–50 | |
Дороги грузового движения | грузовой | 2–4 | 110–130 | 250–320 | 38–43 |
В таблице 3.1 приведены характеристики транспортных потоков на магистралях города, которые учитываются при проектировании по действующим строительным нормам и правилам (СНиП).
Высокая интенсивность движения на магистралях приводит к тому, что продолжительность движения с постоянной скоростью составляет не более 30 % от общего времени движения.
Концентрация вредных веществ в воздухе над магистралью зависит также от метеоусловий. Характер примагистральной застройки воздействует на условия рассеивания отходящих газов автомобилей, поэтому плотность застройки нормируется строительными нормами и правилами в зависимости от этажных зданий.
Расчет загрязнения воздуха над магистралями
Концентрацию оксида углерода (II) над магистралью можно приблизительно оценить по зависимости:
, (3.1)
где 0,5 – фоновое загрязнение воздуха, ; – суммарная интенсивность движения автомобилей на дороге, авт./ч; – коэффициент токсичности автомобиля по выбросам в атмосферный воздух ; – коэффициент аэрации местности; – коэффициент изменение загрязнения в зависимости от продольного уклона (табл. 3.4); – коэффициент изменегсти воздуха (табл. 3.6); – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха у пересечений (табл. 3.7).
Коэффициент токсичности автотранспортного потока определяется как средневзвешенная для потока автомобилей:
(3.2)
где – состав автотранспорта в долях единицы; – коэффициент токсичности автомобилей определенного типа (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Коэффициент токсичности автомобилей
Тип автомобиля | Коэффициент |
Легковой | 1,0 |
Легкий грузовой | 2,3 |
Средний грузовой | 2,9 |
Тяжелый грузовой (дизель) | 0,2 |
Автобус | 3,7 |
Таблица 3.3
Коэффициент аэрации местности
Характеристика местности по степени аэрации | Коэффициент |
Транспортные тоннели | 2,7 |
Транспортные галереи | 1,5 |
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон | 1,0 |
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке | 0,6 |
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи | 0,4 |
Пешеходные тоннели | 0,3 |
Таблица 3.4
Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода (II)
В зависимости от продольного уклона
Продольный уклон, градус | Коэффициент |
1,0 | |
1,06 | |
1,07 | |
1,18 | |
1,55 |
Таблица 3.5
Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода (II)