Формирование однородных транспортных потоков

Отрицательное влияние неоднородности состава транспортных потоков на дорожное движение было отмечено в главе 2.

Создание по возможности однородных транспортных потоков способствует вырав­ниванию скорости движения, повышению пропускной способности магистралей (полос), а также ликвидирует "внутренние" конфликты в потоке.

Выравнивание транспортных потоков следует рассматривать в трех аспектах: по типам ТС, по направлению дальнейшего движения на пересечении и по цели движения.

Рассматривая задачу создания однородных транспортных потоков, необходимо остановиться не только на различии типов транспортных средств, но и на однородности по выполняемому маневру. Если на подходе к пересечению в одном уровне дорога имеет одну полосу, то разноименность направлений дальнейшего движения транспортных средств мо­жет оказывать еще более ощутимое влияние на скорость и безопасность движения, чем разнотипность транспортных средств в потоке.

Так, на­пример, поворот налево связан с задержкой для пропуска встречных автомобилей. При этом также создается опасность попутного столкно­вения. Поэтому специализация полос на подходе к пересечениям по признаку дальнейшего направления является типичной мерой вырав­нивания состава транспортного потока.

Примером локального выравнивания состава транспортных пото­ков по скоростному признаку является устройство дополнительных полос на подъемах дорог. Это позволяет более тихоходные грузовые транспортные средства отвести на правую полосу, а более скоростной поток пропускать по левой полосе без задержек движения. Дополни­тельные полосы на проезжей части в сторону подъема рекомендуется согласно СНиП 2.05.02–85 устраивать при продольном уклоне 5 и дли­не участка более 1 км, а при уклоне 4 – свыше 500 м.

При выравнивании потока по цели движения выделяют транзитное и местное движение. Участники транзитного движения имеют главную цель – быстро и безостановочно проехать до пункта назначения, на­пример, при следовании в аэропорт. Местное движение характеризует­ся относительно низкой скоростью и частыми остановками. Весьма желательно эти две части транспортного потока направить по разным дорогам (улицам) или разным проезжим частям. Наиболее существен­ный эффект разделения местного для данного города (населенного пун­кта) и транзитного движения дает устройство обходной дороги. Она позволяет освободить городские улицы от транзитного движения лег­ковых и грузовых автомобилей. За последние годы построены дороги в обход почти всех крупных населенных пунктов на направлениях глав­ных автомобильных магистралей РФ. Надо, однако, подчеркнуть, что эффективность использования обходных дорог может быть достигну­та, если они имеют достаточную пропускную способность и обустрое­ны автозаправочными станциями, предприятиями торговли и питания, средствами связи, пунктами технического обслуживания автомобилей. Важно, чтобы обходные дороги при этом не застраивались жилыми зда­ниями, превращаясь в городскую улицу.

Наши рекомендации