Психолого-педагогической коррекции развития субъективного отношения к природе
15.1. МИР ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Роль образовательной среды в развитии личности подчеркивалась как выдающимися педагогами прошлого (К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), так и ведущими современными специалистами (В.В.Рубцов, В.И.Слободчи-ков, В.А.Петровский и др.). «Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении... Понятие "образовательная среда" выступает как родовое для таких понятий как "семейная среда", "школьная среда "и т.п.» (Ясвин, 1997, с. 12—13).
Еще в XVII в. основоположник европейской научной педагогики Ян Амос Коменский рекомендовал предварять процесс обучения «должной подготовкой умов», т.е. настраивать школьников на заинтересованное восприятие учебного материала. Должным образом организованная образовательная среда выполняет не только функцию «настройки умов», но и оказывает большое влияние на поведение личности в целом.
Известный швейцарский педагог XIX в. Иоганн Генрих Песталоц-ци подчеркивал значение образовательной среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «Воздействие на тебя предмета всегда и неизменно зависит от того, находится ли он в физической близости или в отдалении от твоих органов чувств. Никогда не забывай о том, находятся ли окружающие тебя предметы близко или далеко от тебя, установи все положительное в твоем восприятии, в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели... Существен-
Психолога-педагогическая коррекция...
ным из того, что искусство обучения всеми своими действиями присоединяет к простым действиям природы, является следующее: предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, оно стягивает в более узкий круг и в зависимости от обстоятельств подводит их ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание. Главное, оно повышает чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает человеку получать изо дня в день все более многочисленные, правильные и прочные представления об окружающих его предметах» (1989, с. 325-326).
Отметим, что насыщение образовательной среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широко известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем. «Экологизация» образовательной среды, т.е. включение в эту среду природных объектов — мира природы, связана с постоянным воздействием на школьников всей совокупности естественных (в том числе и поведенческих) психологических релизеров, создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и, следовательно, возможности получения «ответов» от них. Размещение экологических стендов позволяет включить в педагогический процесс специально отобранные социальные релизеры и экологические факты. Таким образом, образовательная среда, насыщенная природными объектами, выступает как условие и средство развития субъективного отношения школьников к природе.
А.С.Макаренко даже в условиях сурового, во многом аскетического, коммунарского быта придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений. «Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило... И я, и мои ребята кохались в этих цветах до предела... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно» (1988, с. 245—246).
Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное на-
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 387
строение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным.
Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. На всю страну известно экологическое оформление фойе кукольного театра в Москве, созданного народным артистом Сергеем Владимировичем Образцовым. Попадая в это театральное фойе прямо с шумных московских улиц, находясь в нем какое-то время, люди претерпевают уникальное превращение. Люди, которые всего несколько минут рассматривают подводный мир, слушают трели канареек, могут дотронуться до ствола настоящей пальмы, превращаются из уличных пешеходов в театральных зрителей. ЗРИтель — тот, кто способен зреть в корень, не просто смотреть, но и видеть, т.е. быть внимательным и чутким. С.В.Образцов тонко оценил и использовал возможность даже краткого контакта человека с миром природы настраивать его на восприятие искусства, способность общения с миром природы сделать человека сензитивным к восприятию духовных ценностей. Вступив в контакт с «чудом» мира природы в интерьере театра, люди оказывались готовы вступать в контакт и с «чудом» театрального действа.
Показательно, что у детей определенного возраста (с 6—7 лет) появляется желание ввести мир природы в свою жизненную среду. Практически каждый ребенок просит родителей «завести» собачку, попугайчика, аквариум. Более старшие школьники уже сами стремятся оборудовать аквариумы (сначала просто банки с рыбками), птичьи клетки, приносят в дом различных животных (от лягушек до ворон). Подростки, обладающие высокой интенсивностью непрагматического отношения к мир^ природы, не ограничиваются одним комнатным животным, они насыщают живыми существами свою жизненную среду максимально, создавая целые коллекции аквариумных животных, кактусов и т.д. У многих из них это увлечение сохраняется на всю жизнь. Такие люди чувствуют себя комфортно только в среде, наполненной природными объектами, они создают модели природных комплексов (акватеррариум, комнатная оранжерея, вольера с ландшафтом), собирают библиотеку экологической литературы и т.п. Причем часто именно на экологизацию среды тратятся значительные денежные средства из семейного бюджета (свидетельство высокого уровня параметра доминантности субъективного отношения к природе).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
Наконец, необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как «естественность», «неизбежность» включения мира природы в образовательную среду (как семейную, так и школьную).
Когда ребенок живет в квартире без растений и животных, ходит в школу, в которой живой уголок доступен только «избранным» юннатам, он привыкает к среде, лишенной мира природы. При этом, как подчеркивает П.Н.Виноградов, «использование для экологического образования элементов природной среды, "вынесенных" из естественных условий существования, а потому воспринимаемых как объекты собственных манипуляций» (1996, с. 29), — одно из важнейших условий, затрудняющих «становление оптимальной модели экологического поведения школьника, проживающего в большом городе». Т.е. речь идет о преимущественном развитии объектно-прагматического отношения к природе («объекты собственных манипуляций» и «использование элементов природной среды»). Такой ребенок живет с установкой типа: «Без всего этого можно обойтись». В то же время, маленький ребенок входит в мир, в котором «естественно» и «неизбежно» присутствуют холодильник, телевизор, стол и стул -это и есть «нормально». В этом случае животное или растение, купленное впоследствии родителями, как бы привносится в жизненную среду «извне».
Совсем иначе воспринимается мир природы, если ребенок с первых сознательных шагов живет рядом с комнатными животными (собакой, кошкой, попугаем или морской свинкой), среди растений, которые в этом случае представляются такими же естественными и необходимыми, как мама и папа, кроватка, плюшевый мишка, тарелка с кашей и бутылочка с молоком.
Когда на подоконнике родительской спальни ребенок с детства видит «тропический сад», то наступает день, когда он задает родителям вопрос: «А почему у меня до сих пор нет на подоконнике растения?» И после выбора «подходящего» экземпляра первый свой горшок появляется и у малыша, возникает первый практический контакт с «зеленым другом».
Таким образом, создание соответствующей образовательной среды — важнейшее условие эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы.
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 389
15.2. эколого-психологический тренинг
В настоящее время намечается тенденция интеграции педагогики, экологии и психологии в сфере разработки новых эффективных технологий экологического образования (Бурнашов, 1996; Виноградов, 1996; Камнев, Конюшев, 1996; Кавтарадзе, 1996; Николаева, 1995; Пахомов, 1996; Самкова, 1996; Хухлаева, 1996; Цвет-кова, 1996 и др.). Характерная особенность этих поисков состоит в стремлении специалистов не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять именно на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные психологические сферы человека. «Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии» (Дежникова, 1996, с. 47).
«За долгие годы работы в области экологической пропаганды и обучения я пришел к заключению, что беседы, лекции, статьи в газетах и журналах, посвященные вопросам охраны природы, малоэффективны в смысле отдачи. Люди возмущаются и негодуют, узнав для себя новые удручающие факты из области современного состояния окружающей среды. На этом заканчивается их активность...
Действительно, без развития у людей с младенчества любви к кра
сивому, гармоничному, потуги специалистов-экологов в деле пропа
ганды природоохранных постулатов не дадут должного эффекта. Другой
вопрос, как всколыхнуть в человеке нравственные чувства любви к
прекрасному, к красоте окружающего мира, которую захочется за
щитить из внутренних побуждений, без указок со стороны?» (Луго
вой, 1997, с. 98). %
На основе рассмотренных выше психолого-педагогических
принципов и методов развития и коррекции субъективного отно
шения к природе нами была разработана и апробирована модель
эколого-психологического тренинга (/яду/ля, 1991). Несмотря на
внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тре
нинг сконструирован как система коррекционно-педагогических
приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие
определенного психологического механизма развития субъектив
ного отношения к природе. Таким образом, эколого-психологичес
кий тренинг представляет собой конкретную модель «педагогической
кальки», налагаемой на «психологическую матрицу», моделирую
щую систему психологических механизмов развития субъектив
ного отношения к природе.
Психолога-педагогическая коррекция...
Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач:
1) коррекция, формирование и развитие экологических уста
новок личности, в первую очередь преодоление антропоцентри
ческого прагматического отношения к природным объектам;
2) коррекция целей взаимодействия личности с природными
объектами;
3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
4) развитие перцептивных возможностей человека при его кон
тактах с природными объектами;
5) расширение индивидуального экологического пространства.
Тренинг может проводиться в группахиз 8—12 человек под
руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы.
Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.
Группы комплектуются из школьников, начиная с 10-летнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе с детьми начиная с 5 лет), студентов, учителей, в принципе, из представителей любых социально-профессиональных категорий. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3—4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.
Ведущийдолжен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.
Большинство упражнений (техник) не требует специального материального обеспеченияи может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проходит в условиях соответствующим образом организованной образовательной среды (см. 15.1).
Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется формаеженедельных воскресных за-
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 391
нятий продолжительностью 3—4 часа. В группах студентов это может быть недельный курс по 5—6 часов каждый день: возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или раз в неделю и т.д. Эколого-психологический тренинг органично вписывается в работу летних лагерей для школьников, семейных клубов, экологических семинаров, детских и молодежных движений. Отдельные упражнения могут использоваться в воспитательной работе детских садов, в начальной школе, на уроках биологии в средних и старших классах, а также в семейном воспитании.
Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно, используется следующая стратегия.Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.
Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии
соответствующих заданий.
^
упражнение «экскурсия»
Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.
Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением).
Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.
Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т.п.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
методические аспекты психолого-педагогической коррекции
Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...». Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте...» или «А если бы на Вас...». Стимуляция эмпа-тии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли Вам, что они теперь...» и т.д.
Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию (релизеров): «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!»
Может быть использован целый ряд и других приемов нейро-лингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.
упражнение «природа в моей жизни»
Основные целы'. Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Ориентировочное время: 30—40 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, ручки.
Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц тренинга:
«Природа в моей жизни — это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней.»
упражнение «человечек из коры»
Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.
Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.
После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».
Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не такУж трудно.
упражнение «музыкальные картинки»
Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.
Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчива-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
ется обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.
Рис. 51. Примеры выполнения упражнения «Человечек из коры» участниками эколого-психологического тренинга.
Примечание: Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще, оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого-психологического тренинга.
методические аспекты психолого-педагогической коррекции
Если занятия проводятся со старшеклассниками или со студентами, то им можно предложить написать «музыкально-экологическое» эссе. Порой такие сочинения представляют интерес не только с педагогической, но и с литературной точки зрения, как, например, эссе студентки гуманитарного факультета Даугавпилсского педагогического университета Илоны Ефимовой.
«Если и стоит искать в рок-музыке "философский камень", то "Битлз", пусть даже не излечивает от всех болезней, но, по крайней мере, не может причинить вреда. Эта музыка несет в себе идею истинно свободной личности в гармонии с природой. Это как раз то идеальное равновесие, те умеренные температуры, когда свобода не переходит в бунтарство, ум — в сумасшествие, любовь — в душу. Это та красивая сказка, в которую невозможно не верить, но и которую нельзя полюбить, как, вообще-то, все безупречное, не оставляющее ни малейшего сомнения.
Осознание того, что никогда не обретешь счастья и свободы в довольстве и уравновешенности смирных дней, заставляет завидовать героям "Битлз": их чистоте, искренности, душевному покою. Вот, например, маленький деревенский мальчик из песни "Сын Матери Природы" сидит на берегу горной реки и слушает дивную музыку бегущей воды. Он зовет себя сыном Матери Природы. Его сердце открыто перед всем миром, он счастлив и искренне предается своим чувствам. Я знаю дни, когда неизвестно по каким причинам приходила к берегу реки, чтобы в очередной раз утопить тот "камень", который уже несколько недель висел у меня на шее. И то единственное, что не дает мне последовать за грузом, это музыка. Это та необычайная мелодия текущей воды, которая никогда не сравнится с самым изощренным искусственным мотивчиком. Распознав первую ноту, тут же жадно вслушиваешься в следующую, чтобы не упустить тайну их необыкновенного сочетания, которое уже не повторится никогда. Чувствуешь, как каждый звук пробуждает дремавшие мш&нькие кусочки твоей души и тела. Музыка воды словно открывает твое собственное "Я" дая тебя же. Хочется выслушать всю сонату, предназначенную тебе, познать раз и навсегда тот туманный мир, который зовется внутренним, чтобы окончательно решить, жалок ли он.
Вода течет. Тебе кажется, что будешь внимать ей до конца; ты не сойдешь с этого места, пока река не скажет ВСЕ!.. И тут происходит странная, но в то же время естественная вещь: в какой-то момент веревка разрывается, и камень, некогда так прочно висевший на твоем горле, падает в черную воду, издавая ужасный звук конца твоей мелодии. Это точка.
Река продолжает нести свои воды. Но ты уже не слышишь ее музыки. То, что тебя привело на этот пустынный берег и заставило жадно внимать каждому звуку природы, покинуло тебя, освободило. Ты вновь обрел способность летать. И уже совсем не нужно искать в себе то
13*
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
прекрасное и низкое, хочется просто наслаждаться полетом. Так ты уходишь от реки с сытой уверенностью, что никогда на твоем горле не повиснет груз, который, не позволяя тебе летать, будет тащить тебя к земле или в землю.
Река остается на том же месте. А где-то за тысячи километров отсюда маленький ручеек, впадающий в нее, уже несет следующую мелодию для тебя. От того, наверное, вода в реке черная, что мы регулярно бросаем в нее камни наших черных душ.
Да, я восхищаюсь мальчиком из песни "Сын Матери Природы". Он искренен и бескорыстен с природой. Он не ищет в ней спасения, не бросает в нее свои тяготы, как в мусорный ящик. Я же знаю наверняка, что не приду к ней, пока мне что-нибудь не понадобится. Сын Природы прав. Он имеет то, к чему мы все должны стремиться -ощущению полного единства с природой и открытому общению с ней без всяких расчетов. Но мне чужд герой песни "Битлз". Я просто посторонний наблюдатель. Я не ощущаю слияния душ. Восхищаясь им, я в то же время чувствую громаднейшее преимущество в том, что я живее. Превращая реку в черную своими "камнями", я понимаю, что единственное, чем я могу искупить свою вину, так это не бросать в нее консервную банку. Скорее всего сын Природы этого тоже не делает, но я сильней его, потому что грешна. А за грехом всегда следует его искупление. Это вечная обреченность: топить в реке свой мрачный груз и не швырять в нее пачки от сигарет».
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 397
Рис. 52. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Чистописание».
упражнение «чистописание»
Основные цели'. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — «мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.
Примечание: Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.
упражнение «ателье мод»
Основные цели: Развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.
Ориентировочное время: 30—40 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши.
Процедура: Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький -- большой, пушистый -гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты одежды). Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.
Примечание: В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.
Психолога-педагогическая коррекция...
упражнение «зоологический балет»
Основные целы: Идентификация с животными и растениями.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: нет.
Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира», избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным.
Рис. 53. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Зоологический балет».
упражнение «контакты с животными»
Основные цели: Расширение перцептивного опыта на кинестетическом уровне, закрепление положительной модальности отношения к природе.
Ориентировочное время: 30 минут.
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 399
Материалы и подготовка: Ручные животные: кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше квакши, литории, жерлянки), из ящериц — эублефары (самки: самцы кусаются!), из змей — ужи или полозы.
Процедура: Контакты участников тренинга с животными целесообразно организовывать на каждом занятии. Если тренинг проводится на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.
Вначале следует предлагать группе контакты с животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка. Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить ручную белую или, еще лучше, чепрачную крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.
Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, лягушку или ящерицу, то ему предлагается до него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале ведущий держит ее сам и предлагается дотронуться, погладить в районе хвоста (это воспринимается как «менее опасное»). Таким образом, постепенно от занятия к занятию те из участников, которые вначале отказывались трогать «неприятных» животных, начинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов.
Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных. Можно предложить им покормить с пинцета кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу.
Примечание: Тактильные контакты с животными — очень ответственный этап тренинга. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.
Психолога-педагогическая коррекция... |
Рис. 54. Животные, наиболее подходящие для упражнения «Контакты с животными».
упражнение «предупредительные знаки»
Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций. Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на
методические л спекты психолого-педагогической коррекции 401
улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
упражнение «экологические письма»
Основные цели: Развитие эмпатии и стимулирование идентификации.
Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Процедура: Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.
Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и партнер становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.
Примечание: Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может являться самостоятельным упражнением. В качестве иллюстрации приведем письмо Ромашке, написанное одной из участниц нашего тренинга: «Привет, подружка! Как себя чувствуешь в своем зеленом домике? Печет ли жаркое солнышко, или дождик освежает твою белую головку?
Наверное, переглядываетесь и перешептываетесь со своими подружками и сплетничаете при случае? Не опускай стыдливо свои реснички и не лукавь, я знаю: легкий ветерок доносит ваше щебетанье. Похоже, дрогнуло маленькое сердечко при виде какого-нибудь красавца-колокольчика. Я вижу, как каждое утро ты расправляешь свои пальчики-лепестки, разглаживаешь их и тщательно умываешься росой. А потом восторженная, легкая, счастливая и беспечная тянешься к солнышку, сияя и улыбаясь. И все друзья, как на параде: кто же из нас самый красивый, яркий, неповторимый? Но я-то знаю: каждый хорош по-своему».
Психолога-педагогическая коррекция...
методические аспекты психолого-педагогической коррекции
упражнение «подарок на день рождения»
Основные целы: Развитие эмпатии, стимулирование воображения и идентификации.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, карандаши, ручки.
Процедура: Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.
Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.
упражнение «Внуки карла линнея»
Основные цели: Развитие эмпатии и воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Бумага и ручки.
Процедура: Участники придумывают видовые названия животным <