Психолого-педагогическая коррекция,..


методологические основы педагогической коррекции




Предусматривается стимулирование действия механизмов субъектификации, позволяющих природным объектам открыться личности в качестве субъектов, приводящих к развитию «субъек­тной установки» по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаимодействия, выбор стратегий и технологий эколо­гической деятельности и т.д.

Метод экологической идентификации (от латин. — отождеств­лять) заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в ко­торых он находится.

Этот метод стимулирует процесс психологического моделиро­вания состояния природных объектов, способствует лучшему по­ниманию этого состояния, углубляя тем самым представления личности о данном природном объекте. Кроме того, метод эколо­гической идентификации актуализирует содействующее поведе­ние по отношению к природным объектам.

Использование данного метода может быть проиллюстрирова­но следующей педагогической ситуацией. На уроке зоологии, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, школьникам предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько возможно, затем отпустить один палец, и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощу­щения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облег­чением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

Метод экологической эмпатии (от греч. — сопереживание) зак­лючается в педагогической актуализации сопереживания личнос­тью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.

Данный метод стимулирует проекцию, т.е. перенос личностью собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, че­рез отождествление с ним (сопереживание), а также пережива­ние собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, происходит субъектификация природных объектов.

Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым суще-

ствам: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас на­строение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто гру­стно? и т.п.

Метод экологической рефлексии (от латин. — обращение назад) заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.

Данный метод, в соответствии с принципом субъектифика­ции природных объектов, стимулирует осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех при­родных объектов, «интересы» которых оно затрагивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании моти­вации совершенствования индивидуальных технологий взаимодей­ствия с природными объектами.

Например, если школьник забыл вовремя полить свои ком­натные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?» С точки зрения растений он, безусловно, «выг­лядит» как безответственный, жестокий человек, подвергший их «пытке жаждой». Или, например, школьник из лучших побужде­ний принес домой «брошенного» птенца, не зная, что птицы-родители продолжали заботиться о нем и вне гнезда. Отмечая экологическую нецелесообразность такого поступка можно под­черкнуть, что с птичьей «точки зрения» этот школьник не может восприниматься иначе как «похититель детей».

принцип экологической коактивности

Принцип экологической коактивности (от латин. — содействие) обусловливает использование таких методов, которые способствуют формированию субъектно-этического отношения к природным объектам в процессе осуществления деятельности, направленной на мир природы, а также освоению экологически целесообразных стратегий и технологий этой деятельности.

Этот принцип предусматривает стимулирование стратегии по­мощи миру природы и освоения соответствующих технологий, позволяющих человеку «участвовать» в процессах, протекающих в самой природе. Это и забота о мальках, оставшихся в пересыхаю­щей луже, и изготовление кормушки для птиц, и посадка деревь­ев на вырубке.

Важно применять методы, которые направлены на организа­цию и координацию экологической деятельности школьников, а



Психолога-педагогическая коррекция...

методологические основы педагогической коррекции




психолого-педагогическая коррекция,.. - student2.ru

также методы, стимулирующие повышение их индивидуальной экологической компетентности.

Метод экологических экспектаций (от англ. — ожидание) зак­лючается в педагогической актуализации эмоционально насыщен­ных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосредственного взаимодействия с ними. Школьники заранее технологически готовятся к встрече с природ­ными объектами, психологически настраиваются на эту встречу, чтобы соответствовать тем «требованиям», которые предъявляют­ся миром природы к тем, кто вступает с ним во взаимодействие.

Например, перед походом в лес педагог настраивает школь­ников на то, что им предстоит «идти в гости к Лесу». Ведь когда идут в гости к тем, кого уважают, то и одеться стремятся соответ­ственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если пред­стоит собирать грибы, то надо заранее подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтилено­вый мешок, в котором они непременно превратятся в скользкое месиво.

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

С помощью этого метода можно повысить субъективную зна­чимость мира природы для школьников, создать мотивацию их экологической активности, регулировать стратегии их экологичес­кой деятельности, стимулировать совершенствование технологий этой деятельности. Ритуализация, основанная на эксцентричес­кой идеологии, обусловливает выбор личностью стратегии соучас­тия, сотрудничества с миром природы, осуществляемой соответствующими индивидуальными технологиями.

Данный метод, например, позволяет мотивировать и структу­рировать деятельность школьников путем организации экологи­ческих клубов, отрядов, движений и т.д. Важными условиями реализации этого метода становится наличие соответствующей сим­волики (эмблема, флаг, девиз, награды и т.д.), иерархии (звания и привилегии), устава и т.д.

Метод экологической заботы заключается в педагогической ак­туализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов.

Рис. 50. Методологические основы педагогического развития экологического сознания



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...




Метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, под­держки, попечения, т.е. деятельного участия в жизненных ситуа­циях природных объектов. При этом забота о мире природы мотивирует школьников к повышению своей экологической ком­петентности — к освоению необходимых знаний, умений и навы­ков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно делать и уметь это делать.

В качестве примера может быть описана следующая ситуация. Во время уборки школьной территории группа шестиклассников получила задание перенести кучу битых кирпичей и листов ши­фера. Дело было осенью, и, когда эта куча оказалась разобран­ной, под ней обнаружили более десятка жаб и тритонов, которые явно обосновались здесь на зимовку. Школьниками было принято решение перенести их в подходящее место, и земноводные пере­кочевали в укромный уголок под штабелями досок, где условия для их зимовки тоже были вполне подходящими.

Рассмотренные принципы психолого-педагогической коррек­ции субъективного отношения к природе могут быть использова­ны в процессе экологического образования также при развитии представлений школьников о мире природы и освоении ими стра­тегий и технологий экологической деятельности, т.е. в процессе развития их экологического сознания.

глава XV. методические аспекты

Наши рекомендации