Психолого-педагогическая коррекция,..
методологические основы педагогической коррекции
Предусматривается стимулирование действия механизмов субъектификации, позволяющих природным объектам открыться личности в качестве субъектов, приводящих к развитию «субъектной установки» по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаимодействия, выбор стратегий и технологий экологической деятельности и т.д.
Метод экологической идентификации (от латин. — отождествлять) заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния природных объектов, способствует лучшему пониманию этого состояния, углубляя тем самым представления личности о данном природном объекте. Кроме того, метод экологической идентификации актуализирует содействующее поведение по отношению к природным объектам.
Использование данного метода может быть проиллюстрировано следующей педагогической ситуацией. На уроке зоологии, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, школьникам предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько возможно, затем отпустить один палец, и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.
Метод экологической эмпатии (от греч. — сопереживание) заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.
Данный метод стимулирует проекцию, т.е. перенос личностью собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, происходит субъектификация природных объектов.
Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым суще-
ствам: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто грустно? и т.п.
Метод экологической рефлексии (от латин. — обращение назад) заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Данный метод, в соответствии с принципом субъектификации природных объектов, стимулирует осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных технологий взаимодействия с природными объектами.
Например, если школьник забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?» С точки зрения растений он, безусловно, «выглядит» как безответственный, жестокий человек, подвергший их «пытке жаждой». Или, например, школьник из лучших побуждений принес домой «брошенного» птенца, не зная, что птицы-родители продолжали заботиться о нем и вне гнезда. Отмечая экологическую нецелесообразность такого поступка можно подчеркнуть, что с птичьей «точки зрения» этот школьник не может восприниматься иначе как «похититель детей».
принцип экологической коактивности
Принцип экологической коактивности (от латин. — содействие) обусловливает использование таких методов, которые способствуют формированию субъектно-этического отношения к природным объектам в процессе осуществления деятельности, направленной на мир природы, а также освоению экологически целесообразных стратегий и технологий этой деятельности.
Этот принцип предусматривает стимулирование стратегии помощи миру природы и освоения соответствующих технологий, позволяющих человеку «участвовать» в процессах, протекающих в самой природе. Это и забота о мальках, оставшихся в пересыхающей луже, и изготовление кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке.
Важно применять методы, которые направлены на организацию и координацию экологической деятельности школьников, а
Психолога-педагогическая коррекция...
методологические основы педагогической коррекции
также методы, стимулирующие повышение их индивидуальной экологической компетентности.
Метод экологических экспектаций (от англ. — ожидание) заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.
Метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосредственного взаимодействия с ними. Школьники заранее технологически готовятся к встрече с природными объектами, психологически настраиваются на эту встречу, чтобы соответствовать тем «требованиям», которые предъявляются миром природы к тем, кто вступает с ним во взаимодействие.
Например, перед походом в лес педагог настраивает школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Лесу». Ведь когда идут в гости к тем, кого уважают, то и одеться стремятся соответственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если предстоит собирать грибы, то надо заранее подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтиленовый мешок, в котором они непременно превратятся в скользкое месиво.
Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.
С помощью этого метода можно повысить субъективную значимость мира природы для школьников, создать мотивацию их экологической активности, регулировать стратегии их экологической деятельности, стимулировать совершенствование технологий этой деятельности. Ритуализация, основанная на эксцентрической идеологии, обусловливает выбор личностью стратегии соучастия, сотрудничества с миром природы, осуществляемой соответствующими индивидуальными технологиями.
Данный метод, например, позволяет мотивировать и структурировать деятельность школьников путем организации экологических клубов, отрядов, движений и т.д. Важными условиями реализации этого метода становится наличие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т.д.), иерархии (звания и привилегии), устава и т.д.
Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов.
Рис. 50. Методологические основы педагогического развития экологического сознания
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
Метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т.е. деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом забота о мире природы мотивирует школьников к повышению своей экологической компетентности — к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно делать и уметь это делать.
В качестве примера может быть описана следующая ситуация. Во время уборки школьной территории группа шестиклассников получила задание перенести кучу битых кирпичей и листов шифера. Дело было осенью, и, когда эта куча оказалась разобранной, под ней обнаружили более десятка жаб и тритонов, которые явно обосновались здесь на зимовку. Школьниками было принято решение перенести их в подходящее место, и земноводные перекочевали в укромный уголок под штабелями досок, где условия для их зимовки тоже были вполне подходящими.
Рассмотренные принципы психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе могут быть использованы в процессе экологического образования также при развитии представлений школьников о мире природы и освоении ими стратегий и технологий экологической деятельности, т.е. в процессе развития их экологического сознания.
глава XV. методические аспекты