Психологическая характеристика.
При психологическом обследовании Е. Д. (9 лет) наблюдались поведенческие реакции в виде двигательной и эмоциональной расторможенности, неусидчивости, многоречивости, сильной, активной артикуляции и эмоциональности. Имеются проявления аффективных вспышек. По результатам диагностики агрессивности (тест Басса- Дарки) преобладающим в поведении Д. является физическая агрессия, вербальная агрессия и раздражительность. Основная черта поведения-активность.
Результат теста «Нарисуй человека» свидетельствует о слабой личностной зрелости, нарушении в эмоциональной сфере, низкой самооценке.
При обследовании ребенка выявлено, что на первый план выступает не интеллектуальные проблемы (интеллект сохранен), а проблемы эмоционального, поведенческого характера.
Интеллект соответствует возрастным нормам. Выявлен синдром дефицита внимания.
По результатам социометрии проведенной психологом в конце учебного года, мальчик находится в зоне «принебрегаемых»- получил всего 1 выбор от одноклассников, хотя сам сделал много выборов.
По мнению классного руководителя- это обусловлено его поведенческими реакциями (аффективность, неусидчивость, агрессивность).
Наблюдения показали, что Д. пытается общаться, дружить, общаться, но в силу высокой обидчивости, расторможенности дети не принимают его в коллектив игры, так как он создает много шума.
Не пытается приспособиться к окружающим, преобладающим стилем общения является соперничество. Не желает идти на компромисс, сотрудничество.
Исходя из наблюдений за Д. я сделала вывод, что мальчик гиперактивен.
Формы работы с таким ребенком в течение лагерной смены были такие:
- по возможности игнорировались вызывающие поступки ребенка с дефицитом внимания и поощрялось его хорошее поведение;
- во время отдыха ему рекомендовались постоянные спортивные упражнения, физический труд;
- на определенный отрезок времени давалось только одно задание;
- в случаях затруднения предоставлялась возможность быстро обращаться к воспитателю;
- отдых планировался по четкому, стереотипному распорядку.
Роль вожатого заключалась в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требовало значительного контроля, но контроль был доверительным.
Также были даны рекомендации родителям:
1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегать повторений слов «нет», «нельзя».
3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
7. Поддерживать дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения заданий и сна должно соответствовать распорядку.
8. Избегать по возможности скопления людей, это вызывает чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегать ребенка от утомления, поскольку он приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывать недостатки поведения ребенка.
Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Определив такие особенности ребенка, я следовала всем рекомендациям и постепенно нашла общий язык с мальчиком.
Конфликтная ситуация.
С самого начала смены, школьника Д. не принимали в общие игры, так как он шумел, был не внимателен, всем мешал. На отказ детей принимать его в игру он также бурно реагировал, иногда применял физическую силу к тем, кто пытался его оскорбить.
Особенно не сложились у Д. отношения с девочкой А., которая на предложение Д. поиграть с ним, обзывала, оскорбляла его, на что он ее мог ударить.
Понаблюдав за мальчиком, и на основе таких проявлений, как:
неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется,
неумение играть тихо, спокойно,
мешает другим, пристает к окружающим,
нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр в различных ситуациях в коллективе, я определила, что у ребенка синдром дефицита внимания, что он гиперактивен. Поэтому ему очень сложно находить общий язык с окружающими, у него свой ритм. Я столкнулась с такой проблемой, что воспитатели многие списывают его поведение на отсутствие воспитания.
После жалоб А. на Д. и случающиеся споры между ними, я решила поговорить сначала с А.. Почему она так относится к Д., что мешает их бесконфликтному общению? Что нужно сделать Д. чтобы они не ссорились? Хотела бы А. разрешить противоречия между ними, перестать ссориться? Что могла бы сделать А. для того, чтобы конфликта между ними не было?
Девочка ответила, что ей не нравится, что Д. во время игр очень шумит, из-за него возникают споры, и он всем мешает. Что ей хотелось, чтобы Д. не бил ее, чтобы внимательно слушал, когда объявляют правила игр, был спокойней.
После этого я встретилась с Д., задала ему те же вопросы, учитывая, что ребенок гиперактивный и его нельзя ни в коем случае осуждать, оскорблять, унижать. Он ответил, что его не понимают, что он хочет играть, а его не принимают в игру, девочка А. оскорбляет его обидными словами, смеется, подшучивает над ним. Он хотел бы общаться со всеми, играть.
Я спросила почему, как он думает, это происходит? Мальчик некоторое время думал, но потом сказал: «Может, я им шумлю?» Дальше он ответил, что если потребуется, он мог бы не мешать остальным в игре.
Потом мною была организована встреча Д. с А., я еще раз спросила у них, хотели бы они помириться. Оба ответили, что хотят, Д. попросил извинения перед А., а А. попросила прощения у Д.. Д. сказал, что постарается не мешать всем во время общих игр.
В течении всего сезона мне пришлось наблюдать за Д., иногда такие случаи возникали вновь, но мы старались сразу разобраться с ними.
Во время бесед с детьми, я старалась создать атмосферу сотрудничества, в начале каждой встречи проводила несколько минут в неофициальной беседе, спрашивая как у них дела, что нравится, как они проводят время.
Я думаю, что очень важно при решении подобных конфликтов учитывать индивидуальные особенности каждого участника. Это поможет избежать ошибок.